Вход пользователя
19 Февраля 2012
Укрепление имана - Нравственность
Запрет ругать мертвых и упоминать их недостатки,
кроме как при наличии уважительной причины
кроме как при наличии уважительной причины
Вопрос: Разрешено ли упоминать мертвых и их недостатки и грехи, или о мертвых следует говорить только хорошее?
Ответ:
بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху. В этом вопросе есть подробное разграничение.
Во-первых, есть мертвые кафиры, во вторых, есть мертвые мусульмане, и для каждого из них свои ахкамы.
1. Что касается мертвых кафиров, то в этом вопросе разногласят учёные, и мы на том мнении, что разрешено говорить плохо о мертвом кафире, если это не повлечёт за собой вред превышающий пользу от этого (как к примеру без причины упомянуть его плохо перед его родственником-мусульманином, тем самым обидев его).
Сказал имам аш-Шаукани, приведя хадис Пророка: "Не ругайте мертвых, ведь они уже ушли к тому, что сделали" (аль-Бухари): "Его очевидный смысл – запрет ругать мертвых обобщенно, однако, этот конкретизирована эта обобщенность хадисом, который предшествовал от Анаса, и других, что Пророк сказал, да благословит Аллах его и его род, когда они упомянули мертвых при виде проходивших джаназ по-доброму, и по-плохому: "Теперь это будет обязательным, ведь вы – свидетели Аллаха на земле". И Пророк не выразил порицания им. И также сказано, что артикль "аль" в слове "мертвые" – для указания на конкретную группу, и это – мусульмане, поскольку плохое упоминание кафиров – это то, чем приближаешься к Аллаху, Свят Он и Велик. И доказывает на это мнение упомянутый хадис Ибн Аббаса, где Пророк сказал: "Не ругайте наших мертвых" " см. "Нейлюль автар", 4-162
2. Что касается мертвых мусульман, то это имеет те же ахкамы, что и г1иба в адрес живых мусульман. И основа в чести муслима – запрет, кроме как придёт шариатское исключение. К примеру, таким исключением может стать свидетельство в суде о некоторых действиях мертвого мусульманина, или необходимость предостережения от его бид'а либо джарх его как передатчика – в таком случае, это дозволено по иджма, см. "Шарх сахих Муслим", "Нейль аль-автар", и др, и другие ситуации, где этого требует шариатская необходимость или польза.
Аллах знает лучше.