Вход пользователя
28 Мая 2016
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
بسم الله الرحمن الرحيم
Акыда Абу Мансура аль-Матуриди
С именем Аллаха, милостивого и милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, и его сподвижникам, а затем:
В наше время, особенно в регионах с ханафитским населением, всё упорнее пошли разговоры о «возвращении к корням» - к акыде Абу Мансура аль Матуриди.
Людей не смущает что один раз, когда земли мусульман уже жили по этим «корням», на них легко пришли кафиры, и завоевали их, и установили на них свои порядки и законы – причем без особого сопротивления – а ведь известно, что всё что постигает нас – плоды дел наших рук.
И эпоха следования Сунне была эпохой величия Ислама, когда меч Ислама и его слово владело и Западом и Востоком, а эпоха отворачивания от Сунны и занятия калямом и философией – стала эпохой упадка Ислама и покорности перед кафирами христианами и коммунистами.
Как бы там ни было, раз раздаются призывы к возвращению к матуридитской акыде – то следует для начала понять что это такое, а затем понять – соответствует ли это вероубеждениям Пророка (صلى الله عليه وسلم) сподвижников и имамов религии.
Кто такой Абу Мансур аль-Матуриди?
Поздние матуридиты возвеличивают и раздувают его, называя одним из великих имамов религии, что естественно, ибо как говорится «каждая лягушка хвалит своё болото», однако поражает, что упоминания этого человека и его биографии абсолютно нет в книгах старых историков!
И даже более поздние историки, жившие через 400 лет после его смерти, не знают его, и историк Ислама Аз Захаби, приводивший биографии и упоминавший хотя бы для указания даже неизвестных шейхов, ученых и передатчиков – не упомянул биографию аль Матуриди ни в одной из своих книг – ни в «Ас-Сияр», ни в «Тарих аль Ислам», ни где либо еще.
И даже поздние ханафиты-матуридиты, авторы книг о биографиях ханафитских ученых – не смогли привести его биографию, и она в них занимает 3-4 строчки, большая часть из которых – название имен его книг!
Более того, неизвестна даже дата его рождения, что является редкостью в биографиях ученых его временного слоя, и не известно у кого он брал знания, и учился, кроме одного единственного шейха-ханафита – Абу Насра аль Ияди см. «Табакат аль Ханафия», 2/130, «Тадж тараджим аль ханафия», 20, и некоторые добавляют ему еще одного учителя ханафита – аль Джузджани!
И эти ханафиты матуридиты при всем желании возвысить его приводят про него лишь слова таких же поздних как и они, живших через сотни лет после смерти аль-Матуриди – но им нет никакой цены, как бы они его не раздували, ибо каждая секта хвалит своих лидеров.
Но где же похвалы на него имамов Сунны его времени, которых было великое множество, как к примеру Абу Бакр Ибн Хузейма, Ибн Аби Хатим, ат Табарани, Ибн Джарир ат Табари, Ибн аль Мунзир, Закария Ибн Яхья ас-Саджи, Мухаммад Ибн Исхак ас-Сирадж, Абу аль Аббас Ибн Сурейдж, Ибн аль-Мунзир, и десятки других величайших имамов ахли Сунна живших в его время в том числе в местности где жил аль-Матуриди - Хурасане?
И даже последователи Абу аль Хасана аль Аш’ари сумели привести ему какую никакую, но биографию, упомянуть события из его жизни, черты его характера, истории связанные с ним, дату рождения и смерти, что же касается аль Матуриди – то всё что о нем известно, умещается в 2-3 строчки!
А теперь сравните это с биографиями аш Шафии, о достоинствах и рассказах о котором написаны целые тома, или с любым из имамов подобных ему – как Ахмад Ибн Ханбаль, Малик Ибн Анас, Исхак Ибн Рахавейхи, Суфьян ас-Саури, и подобных им!
Так как же о братья и сестры, мы должны оставлять величайших имамов религии, слава которых не затухала в землях Ислама, известность которых затмила солнце, богобоязненность, правдивость, достоверность, праведность, следование Сунне которых не оспаривает никто кроме крайних приверженцев нововведений – как имам Ахмад, имам аш Шафии и тому подобных – и следовать неизвестному человеку, чей путь (как это ниже будет доказано) противоречит их пути?
Воистину, это нечто удивительное!
Акыда Абу Мансура аль Матуриди
Так как до нас дошло две книги Абу Мансура аль Матуриди – «Тафсир», и «Таухид», то мы вполне можем оценить его путь и его убеждения по этим книгам, и сравнить с путём праведных предшественников
1. Отношение к Сунне
Отрицает аль-Матуриди дозволенность принятия Сунны в вероубеждениях, заявляя, что хадисы категории аль-ахад не дозволено брать в вопросах убеждений.
Сказал Аль-Матуриди, делая тауиль аятам где пришло что в Судный День будет протрублено в Рог:
وإنما قلنا بأن التأويل قد يتوجه إلى التمثيل دون التحقيق، وإن ذكر في بعض الأحاديث تثبيت الصور والناقور؛ لأنها من أخبار الآحاد، وخبر الواحد يوجب علم العمل، ولا يوجب علم الشهادة، وفي تحقيق الصور والناقور ليس إلا الشهادة
«И мы сказали, что можно истолковать дуновение в Рог как переносное приведение примера, а не на внешний смысл – не смотря на то, что пришли некоторые хадисы которые утверждают Рог на внешнем смысле.
И это потому, что эти хадисы категории аль ахад, а сообщения аль-ахад дают лишь действия, и не дают убежденности позволяющей свидетельствовать об этом.
А для подтверждения Рога на внешнем смысле нужно то, что дает убежденность!»
Источник: «Тафсир аль Матуриди», 10/304
А ведь хадисов категории аль-мутаватир в Сунне всего около 7-15 хадисов (по разным подсчётам) – поэтому это именно аннулирование Сунны.
И известно, что это противоречит тому на чём были саляфы Уммы и ее имамы.
Сказал имам ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.):
"فأهل السنة : هم الثابتون على اعتقاد ما نقله إليهم السلف الصالح رحمهم الله عن الرسول صلى الله عليه وسلم أو عن أصحابه رضي الله عنهم فيما لم ثبت فيه نص في الكتاب ولا عن الرسول صلى الله عليه وسلم لأنهم رضي الله عنهم أئمة وقد أمرنا باقتداء أثارهم واتباع سنتهم وهذا أظهر من أن يحتاج فيه إلى إقامة برهان والأخذ بالسنة واعتقادها مما لا مرية فيه وجوبه"
"Приверженцы Сунны - они те, кто берут в акыду и твердо стоят на том, что передали им праведные саляфы - да смилуется над ними Аллах:
- От Посланника Аллаха (мир ему)
- И от его сподвижников там, где нет прямых текстов из Корана и Сунны Пророка, мир ему
- И это потому что сподвижники Пророка - да будет доволен ими Аллах - были имамами, за асарами которых нам было велено следовать, и следовать за их сунной.
- И это настолько очевидно и ясно, что даже не нуждается в какой-то аргументации!
Также как и взятие Сунны Пророка и построение акыды на ней - не может быть никакого сомнения в ее обязательности"
Источник: "Рисаляту ас-Сиджзи иля ахли Забид", стр. 9
И имамы ахли-Сунна строили акыду даже на асарах сподвижников, не говоря уже про достоверные хадисы Пророка, и примеров тому очень много
- Так, например, приверженцы Сунны свидетельствуют Раем за 10 сподвижников, о которых пришёл хадис, а ведь это хадис ахад
- Также, наименование ангелов Мункаром и Накиром пришло лишь в одном хадисе, и наряду с этим все ахли-Сунна единогласны на этом
И таких вопросов очень много, да и зачем далеко ходить, когда имам аль Бухари назвал последнюю главу в своем «Сахихе» «Книга Единобожия», и передал в ней лишь хадисы ахад, аргументируя ими на утверждение Качеств Аллаха и других вопросов акыды
И отрицание дозволенности принятия хадисов Пророка в акыде – глубокое заблуждение, на которое не осмеливались даже ранние джахмиты, ведь они старались подыскивать для хадисов ложные толкования, но не осмеливались отвергать их прямо.
Так как же будет имамом мусульман человек, который не принимает Сунну Пророка (мир ему), заменяя ее порочными рассуждениями своего разума?
2. Возвышенность Аллаха над Троном
Сделал аль Матуриди в своей книге «Ат Таухид» отдельную главу, которую назвал
باب في بيان العرش
«Глава посвященная разьяснению Трона»
В ней упоминает Аль-Матуриди что разногласят причисляющие себя к Исламу касательно вопроса Возвышенности на три группы
Первая группа: сказала, что Аллах над Троном, и аргументировала аятами об этом, и тем что люди Ислама воздевают руки вверх в своих дуа
Вторая группа: сказала, что Аллах везде и во всех местах
Третья группа: сказала, что Аллах нигде, и пречист от мест.
Затем, упомянув их слова, он перевешивает третье слово – аргументируя на него тем, что он считает доводами разума.
После этого он упомянул возможные переносные толкования для этого – как «Овладел» Троном, и так далее, и сказал, что не выбирает ни одно из них, останавливаясь лишь на отрицании внешнего смысла аятов, потому что это якобы уподобление творениям.
Затем сказал:
ما رفع الْأَيْدِي إِلَى السَّمَاء فعلى الْعِبَادَة وَللَّه أَن يتعبد عباده بِمَا شَاءَ ويوجههم إِلَى حَيْثُ شَاءَ .. لَا يسْبق إِلَى وهم أحد الْوُصُول إِلَيْهِ فِي جِهَة دون جِهَة إِلَّا من لم يعرف الله حق الْمعرفَة
«Что же касается поднятия рук в сторону небес – то это лишь поклонение, и Аллах может обязать своих рабов поклоняться чем захочет.. и не подумает что можно достичь Его в какой то одной стороне помимо других тот, кто знает Его истинным познанием»
И на этом такфире сторонникам Сунны заканчивает данную главу.
Комментарий: Указали доводы Корана и Сунны категории мутаватир, а также категоричное иджма сподвижников, табиинов, имамов мусульман и их простолюдинов на то, что Аллах над Троном, над семью небесами, и мы уже переводили книгу имама Ибн Абдуль Хади «Разьяснение вопроса Возвышения», где он привел огромное количество аятов, хадисов, асаров и слов ученых мусульман об этом
https://vk.com/doc12898054_288323692?hash=6a22a6645571885259&dl=28d67df748fa6e1f33
И поэтому, многие саляфы даже говорили о куфре того кто это отрицает, по причине его отвержения тысяч доводов, и иджма мусульман
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
القول بأن الله تعالى فوق العالم معلوم بالاضطرار من الكتاب والسنة وإجماع سلف الأمة بعد تدبر ذلك ولهذا كان السلف مطبقين على تكفير من أنكر ذلك لأنه عندهم معلوم بالاضطرار من الدين والأمور المعلومة بالضرورة عند السلف والأئمة وعلماء الدين
"Слово о том, что Всевышний Аллах над миром – известно по предельнейшей очевидности из Корана, Сунны, и иджма саляфов этой Уммы, после размышления над этим вопросом.. и поэтому саляфы были единогласны на такфире того, кто отрицает это, потому что этот вопрос был известным по предельной очевидности из религии у саляфов, и имамов и ученых религии"
Источник: "Дар ат тааруд бейна аль-акль уа ан накль", 3/302
Сказал великий имам из саляф Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма:
من لم يقر بأن الله تعالى على عرشه قد استوى فوق سبع سمواته فهو كافر بربه يستتاب فإن تاب وإلا ضربت عنقه وألقى على بعض المزابل حيث لا يتأذى المسلمون والمعاهدون بنتن ريح جيفته وكان ماله فيئا لا يرثه أحد من المسلمين إذ المسلم لا يرث الكافر كما قال صلى الله عليه و سلم
«Кто не признает, что Аллах на Своем Троне вознесся над семью небесами отдельно от своих творений, тот кафир в своего Господа, у которого требуется покаяние. И если он кается, то он оставляется, если же нет — то отрубается ему голова и кидается на помойку, чтобы он не причинял неудобство своим запахом мусульманам и ахлю зимма, и являются его деньги трофеем, и не наследует от него никто из мусульман, так как не наследуют мусульмане от кафира»
Источник: «Марифату улюмиль хадис», Аль-Хакима
И одного лишь этого вопроса – отрицания Возвышенности Аллаха, хватит, чтобы понять на чем эта группа, и что эти слова (вне зависимости от вопроса такфира конкретных личностей) - куфр, не говоря уже о том, чтобы быть истинным путём, к которому следует вернуться мусульманам!
Польза: отсюда становится ясным важное отличие аль-Матуриди и матуридитов от аль-Аш’ари и ранних ашаритов
Ведь известно, что Абу аль Хасан аль Аш’ари, Ибн Кулляб, и их ранние ученики утверждали Возвышенность Аллаха над творениями, и аргументировали как раз аятами, и тем, что творения воздевают вверх руки делая дуа к Аллаху – и так было вплоть до того как пришёл аль Джувейни, и вернул их к убеждениям древних джахмитов.
Сказал Абу аль Хасан аль Аш’ари:
ورأينا المسلمين جميعا يرفعون أيديهم إذا دعوا نحو السماء لأن الله تعالى مستو على العرش الذي هو فوق السماوات فلولا أن الله عز و جل على العرش لم يرفعوا أيديهم نحو العرش كما لا يحطونها إذا دعوا إلى الأرض
«Мы видим, как все мусульмане возносят руки к небу, потому что великий и могучий Аллах находится над троном, который располагается над небесами. И если бы великий и могучий Аллах не находился над троном, то мусульмане не стали бы возносить руки к небесам. Достаточно отметить, что во время молитв они не протягивают руки к земле»
Источник: «Аль Ибана фи усуль ад дияна», 96
Сказал Абдуллах Ибн Кулляб диспутируя с группой джахмитов которая говорила также как ашариты – что Аллах не везде, и не над Троном, но пречист от места:
يقال لهم: أهو فوق ما خلق؟ فإن قالوا: نعم. قيل: ما تعنون بقولكم أنه فوق ما خلق؟ فإن قالوا: بالقدرة والعزة. قيل لهم: ليس عن هذا سألناكم. وإن قالوا: المسألة خطأ. قيل: فليس هو فوق. فإن قالوا: نعم ليس هو فوق. قيل لهم: وليس هو تحت. وإن قالوا: ولا تحت. أعدموه لأن ما كان لا تحت ولا فوق فعدم،
«Мы скажем им - Аллах над творениями?
Если они скажут? «Да»
То мы скажем – «Что вы имейте ввиду под тем что он над творениями?»
Если они скажут – «Он над творениями силой и величием»
То мы скажем – «Не об этом мы вас спросили!»
Если они скажут – «Такой вопрос нельзя задавать»
То мы скажем – «То есть выходит у вас что Он не вверху»
И если они скажут – «да, Он не вверху»
То мы скажем – «и Он не внизу?»
И если они скажут – «да, и не внизу» - то они сделают Аллаха несуществующим, потому что то что не вверху и не внизу является несуществующим»
И сказал Ибн Кулляб:
ورسول الله صلى الله عليه وسلم وهو صفوة الله من خلقه، وخيرته من بريته، وأعلمهم جميعًا به، يجيز قول الأين ويقوله، ويستصوب قول القائل: إنه في السماء، ويشهد له بالإيمان عند ذلك، وجهم بن صفوان وأصحابه، لا يجيزون الذي زعموا، ويحيلون القول به» قال: «ولو كان خطأ كان رسول الله أحق بالإنكار له، وكان ينبغي أن يقول لها لا تقولي ذلك، فتوهمين أنه عز وجل محدود، وأنه في مكان دون مكان، ولكن قولي: إنه في كل مكان، لأنه هو الصواب دون ما قلت، كلا لقد أجازه رسول الله صلى الله عليه وسلم مع علمه بما فيه، وأنه أصوب الأقاويل، والأمر الذي يجلب الإيمان لقائله، ومن أجله شهد لها بالإيمان حين قال، وكيف يكون الحق في خلاف ذلك؟ والكتاب ناطق به وشاهد له، ولو لم يشهد بصحة مذهب الجماعة في هذا الفن خاصة إلا ما ذكرنا من هذه الأمور لكان فيه ما يكفي كيف وقد غرس الله في الفطرة ومعارف الآدميين من ذلك مالا شيء أبين منه ولا أوكد لا بل لا تسأل أحدا من الناس عنه عربيا ولا عجميا ولا مؤمنا ولا كافرا فتقول أين ربك إلا قال في السماء إن أفصح أو أومأ بيده وأشار بطرفه إن كان لا يفصح لا يشير إلى غير ذلك من أرض ولا سهل ولا جبل، ولا رأينا أحدًا داعيًا له إلا رافعًا يديه إلى السماء، ولا وجدنا أحدًا غير الجهمية يسأل عن ربه فيقول: في كل مكان، كما يقولون، وهم يدّعون أنهم أفضل الناس كلهم، فتاهت العقول، وسقطت الأخبار، واهتدى «جهم» وحده وخمسون رجلًا معه، نعوذ بالله من مضلات الفتن
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избранник Аллаха, избранный из всех творений, наилучший из созданий, наиболее знающий из них об Аллахе, дозволяет задавание вопроса «Где?», и мало того, объявляет верным ответ: «Над небесами», и свидетельствует о вере ответившего!
А вот Джахм ибн Сафван и его приспешники не позволяют вопрос: «Где?», и называют его невозможным по отношению к Аллаху.
Но если бы это было ошибкой, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает наибольшим правом, чтоб порицать подобное, и тогда сказал бы ей (рабыне), что: «Не следует так отвечать, а то тебе может представиться, что Аллах ограничен, и что он находится в определенном месте помио другого места! Однако говори, что Он повсюду, и лишь это верно, а не то что ты сказала».
Однако нет! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил это, зная, что несет с собой вопрос и ответ, и зная что это самое верное слово, и что в этом Вера для говорящего его, и по этой причине засвидетельствовал этой рабыне о том, что она верующая, когда она так сказала.
Так как же будет истина в том, что противоречит этому? И когда Коран прямо произносит об этом и свидетельствует?!
И даже того что мы упомянули - было бы достаточно для верности мазхаба ахли-Сунна уаль Джамаа, так что же говорить, когда Аллах заложил в естество (фитру) и знание всех людей знание об этом таким образом, что нет ничего яснее этого и сильнее этого?!
Кого бы ты не спросил из людей этот вопрос: "Где твой Господь?" - будь это араб или не араб, верующий или кафир - он тебе обязательно скажет: "Над небесами", если умеет говорить, или же укажет своей рукой или какой то другой конечностью, если не умеет говорить - и не будет указывать ни на что другое – ни на землю, ни на горы, ни на равнины.
И все кого мы видели- когда делают дуа, поднимают свои две руки в сторону небес!
И мы не видели никого кроме джахмитов, кого спрашивали бы про его Господа, а они бы говорили что он веде. И они этим заявляют что они лучше всех людей – заблудились разумы, отброшены шариатские тексты, а на истине лишь один Джахм и 50 человек вместе с ним!! Да упасёт нас Аллах от заблуждающих фитн!"
Источник: "Ас-Сыфат» Ибн Кулляб
Таким образом, согласно убеждениям ранних ашаритов- аль-Матуриди и его последователи являются джахмитами, делающими своего Господа не существующим
3. Качества Аллаха
Отрицает аль-Матуриди качества Всевышнего и Могучего Аллаха, заявляя, что Аллах пречист от их внешнего смысла, и затем делает тафвид, упоминая переносные толкования и не выбирая какое то конкретное из них см. к примеру «Тафсир аль Матуриди», 8/646-647 по тому же типу что предшествовало касательно Возвышенности
4. Определение Имана
Определил аль-Матуриди иман как убеждения сердца, сказав:
حقيقة موضع الإيمان القلب
«Истинное место Имана – это лишь сердце»
См. «Китаб ат Таухид», 976
И это – убеждения джахмитов, и здесь он противоречит даже Абу Ханифе, да помилует его Аллах, который говорил, что Иман – это убеждения сердца и слово языком, не говоря уже об имамах Сунны, которые единогласны что Иман – это убеждение, слово, и дело.
Сказал Посланник Аллаха (мир ему):
الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنْ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنْ الْإِيمَانِ
«Иман имеет семьдесят с лишним ответвлений, самое лучшее из них – это слова: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», а самое малое из них – это удаление препятствия с дороги, и стыдливость – тоже одна из ветвей имана»
Передали Аль-Бухари и Муслим
Сделал Пророк в этом хадисе дела тела и дела сердца и слова языка – ответвлениями Имана, и это ясный довод на верность убеждения суннитов, наряду с большим количеством других доводов из Корана, Сунны и асаров сподвижников и саляфов
Сказал имам аш-Шафии:
وَكَانَ الْإِجْمَاعُ مِنَ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ مِنْ بَعْدِهِمْ مِمَّنْ أَدْرَكْنَاهُمْ أَنَّ الْإِيمَانَ قَوْلٌ وَعَمَلٌ وَنِيَّةٌ، لَا يُجْزِئُ وَاحِدٌ مِنَ الثَّلَاثَةِ بِالْآخَرِ
«Среди сподвижников и табиинов, а также тех, кого мы застали, было единогласное мнение о том, что иман — это слово, дело и намерение в сердце, и одного без другого недостаточно».
Источник: "Шарх усуль аль итикад", аль Лялякаи, стр. 956
5. Порочение сторонников Сунны и хадиса и называние их хашавитами и нововведенцами
Аль-Матуриди открыто порочит приверженцев Сунны и хадиса и их имамов, и называет их хашавитами, следуя пути его братьев-джахмитов
1. Сказал аль-Матуриди:
اخْتلف فِي الْمَعْنى الَّذِي سمى بِهِ من سمى مرجئا بعد اتِّفَاق أهل اللِّسَان على الإرجاء أَنه التَّأْخِير وعَلى ذَلِك قَوْله أرجه وأرجاه وَقَالَ مرجون لأمر الله قَالَت الحشوية سميت المرجئة بِمَا لم يسموا كل الْخيرَات إِيمَانًا
«После согласия всех на том что ирджа в языке это откладывание - разногласят о причине по которой назвали определенных людей мурджиитами.
Сказали хашавиты: «Мурджииты так названы, потому что они не называют все благие деяния Иманом»
Источник: «Китаб ат Таухид», 381
И называние всех благих дел Иманом – мазхаб всех саляфов и людей Сунны как это предельно известно!
2. На странице 385 в той же книге аль-Матуриди истолковывает выдуманный хадис «Прокляты мурджииты на языке 70 Пророков» (не умея отличить достоверное от выдуманного) на тех, кто делает оговорку в Имане, говоря «Я верующий инша Аллах», и называет их хашавитами!
И не секрет что оговорка в Имане – мазхаб саляфов, и даже ашаритов, и называет этот зиндык тех кто делает оговорку – хашавитами, и считает их проклятыми на языках 70 Пророков!
И так во всех своих книгах – он упоминает слова приверженцев Сунны и называет их хашавитами, мушаббихами и так далее.
Сказал имам саляф Абу Хатим ар Рази (195-277 г.х.):
وَعَلَامَةُ الزَّنَادِقَةِ تَسْمِيَتُهُمْ أَهْلَ السُّنَّةِ حَشْوِيَّةً يُرِيدُونَ إِبْطَالَ الْآثَارِ. وَعَلَامَةُ الْجَهْمِيَّةِ تَسْمِيَتُهُمْ أَهْلَ السُّنَّةِ مُشَبِّهَةً
«Признаком нововведенцев является порочение ахлюль-асар. Признак зиндыков – то, что они называют ахлюль асар хашавитами, и они хотят этим аннулировать асары (сообщения от Пророка и сподвижников). И признак джахмитов – то, что они называют ахлю-Сунна «мушаббиха» (уподобленцы)»
Источник: «Усуль ас-Сунна»
Правдив был имам, и это 2 признака которые не дают промашки, подтвердились в аль-Матуриди!
3. Говорит он про имама аш Шафии – да будет доволен им Аллах – и его слово про то, что любое прикосновение к женщине нарушает омовение:
قول الشافعي قول ثالث خارج عن قول الصحابة والسلف جميعا - رضوان اللَّه عليهم أجمعين - لأنه يزعم " أن اللمس هو الجماع وما دونه، فذلك ابتداع في الآية قولاً وتفسيرًا؛ خالف فيه ما روي في تفسيرها عن الصحابة جملة والسلف؛ لذلك كان مخطئًا مبتدعًا
«И слово аш Шафии – третье слово в этом вопросе, выходящее из слов сподвижников и саляфов – да будет доволен ими Аллах, потому что аш Шафии заявил, что «аль-лямс» – это как совокупление, так и то что меньше этого.
И это внесение нововведения в толковании аята, которым он противоречил тому что передано от всех сподвижников и саляфов, и поэтому стал ошибшимся и нововведенцем!»
Источник: «Тафсир аль Матуриди», 3/474
В других местах он называет имама аш Шафии «непонявшим того, чего поняли все народы мира» (7-417), «говорящим мерзкие порочные слова, выбросившим Коран и покинувшим его, самовольно лгущим на Аллаха, (1-583), и так далее.
И сам аль Матуриди первее к тому, в чем обвинил имама аш Шафии, и слово имама аш Шафии о порче омовения – у него в нем есть саляфы, из сподвижников и имамов, а не как лживо заявил аль Матуриди, что аш Шафии выдумал это слово.
6. Абсолютное невежество о хадисе
Не упоминается в биографиях аль-Матуриди ни одного шейха, у кого он брал хадисы Пророка, однако все 2 его шейха обучили его лишь мнениям Абу Ханифы
Сказал шейх Абу Джа’фар аль Хулейфи: «Аль Матуриди в своём тафсире абсолютно не различает между самым достоверным хадисом, и самым выдуманным, и порой приводит такие выдуманные хадисы которые не приводятся ни в одной книге, кроме его книги. И его не упомянули ни в одной книге по джарху и тадилю потому что ни он, ни аль Аш’ари не имели отношения к передаче хадиса, и всё что они знали- это калям»
Скажу (Абу Муса): и я упомянул самые явные и известные вопросы, оставив множество более тонких вопросов – так, чтобы было понятно простому человеку заблуждение и невежество аль Матуриди и его противоречие Корану, Сунне, саляфам и имамам
Заключение
Абу Мансур аль Матуриди был неизвестным невежественным мутакаллимом, отвергавшим Сунну и следовавшим многим из основ джахмитов, и многие из его убеждений противоречат пути Сунны.
Поэтому, мусульманин боящийся за свою религию, ни в коем случае не должен следовать за ним, а должен искать то на чем был Пророк и его сподвижники, и саляфы этой Уммы
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров