Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



История Ислама - Учёные

Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Имам Мухаммад Ибн Наср аль-Маруази

 

Биография большого имама из числа имамов саляфов

 

 

Сказал имам аз-Захаби: "Мухаммад Ибн Наср Ибн аль-Хаджадж аль-Маруази, имам, шейх уль Ислам, Абу АбдуЛлах, аль-хафиз.

 

Родился в Багдаде в 202 году, вырос в Найсабуре, и жил в Самарканде. И был его отец из Маруаза, и не дошло до нас его происхождение.

 

Упомянул его аль-Хаким, и сказал: "Имам своего времени в хадисе без противоречия"

 

Слышал в Хорасане от Яхьи ибн Яхьи ат-Тамими, и Абу Халида Язида ибн Солиха, и Умара ибн Зарара, и Садака ибн аль-Фадль аль-Маруази, и Исхака ибн Рахавейхи, и Али ибн Худжра

 

И в ар-Рой: от Мухаммада ибн Махрана аль-Хаммаль, и Мухаммада ибн Мукотиля, и Мухаммада ибн Хумейда, и группы.

 

И в Багдаде: Мухаммада Ибн Баккара ар-Раййана, Убейдуллаха Ибн Мухаммада аль-Каварири, и других из этого временного слоя.

 

И в Басре – Шайбана Ибн Фаруха, Хадаба Ибн Халида, Абдуль Вахида Ибн Гыяса, и многих других.

 

И в Куфе – Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Нумейра, Ханнада, Ибн Аби Шейбу, и других

 

И в Медине – Абу Мус’аба, Ибрахима Ибн аль-Мунзира аль-Хаззами, и группу других.

 

И в Шаме – Хишама Ибн Аммара, и Духейма»

 

Добавлю (я, аз-Захаби):

 

И в Мисре – Юнуса ас-Садафи, и Раби Ибн Сулеймана аль-Муроди, и Абу Исмаила аль-Музани, и взял от аль-Музани книги аш Шафии, правильно прочитав их на него и поняв.

 

И написал много, и был искусным в различных знаниях Ислама, и был имамом, муджтахидом, большим ученым, из самых знающих людей своего времени о разногласиях сахабов и табиинов, очень мало видели глаза подобных ему.

 

Сказал Абу Бакр аль-Хатыб (аль-Багдади): "Был из самых знающих людей о разногласиях сахабов и тех кто после них в ахкамах"

 

Сказал я (аз-Захаби): и было сказано, что он был самым знающим о разногласиях ученых абсолютно.

 

Передавали от него: Абу аль-Аббас Ибн ас-Сурейдж, и Мухаммад Ибн аль-Мунзир Шукр, и Абу Мухаммад Ибн аш-Шаркы, и Абу Абдуллах Ибн Якуб аль-Ахрам, и Абу Надр Ибн Мухаммад аль-факих, и его сын Исмаил Ибн Мухаммад Ибн Надр, и Мухаммад Ибн Исхак ас-Самарканди, и многие другие.

 

Сказал Абу Бакр ас-Сайрафи из шафиитов: "Если бы даже не написал Ибн Наср ничего, кроме книги "Аль-Касама", то был бы из самых искусных людей в фикхе. Так что же говорить, когда он написал другие книги?!"

...

 

Сказал Абдуллах Ибн Мухаммад аль-Исфараини: «Я слышал, как Мухаммад Ибн Абдуллах Ибн Абдуль Хакам сказал: «Мухаммад Ибн Наср был имамом для Мисра, так что же говорить про Хорасан?!»

 

Сказал Коды Мухаммад ибн Мухаммад: "Говорило первое поколение наших шейхов: "Людей Хорасана четверо: Ибн аль-Мубарак, Исхак Ибн Рахавейхи, Яхья ибн Яхья, и Мухаммад Ибн Наср"

...

 

Сказал Абу Бакр Ас-Сабги: "Я застал двух имамов, и не наделил меня Аллах слышанием хадисов от них – Абу Хатим ар-Рази, и Мухаммад ибн Наср аль-Маруази. Что же касается Ибн Насра, то я не видел никого лучше молитвой чем он. Дошло до меня известие о том, что оса села на его лоб, и потекла кровь по его лицу, и он не шелохнулся"

 

Сказал хафиз ас-Сулеймани: «Мухаммад Ибн Наср имам имамов, наставленный с небес, жил в Самарканде, слышал от Яхьи Ибн Яхьи, Абдана, Абдуллаха аль-Муснади, Исхака Ибн Рахавейхи..»

 

И передано от аль-Марвази, что он сказал: "Я раньше плохо думал о мнениях аш Шафии, и однажды я сидел в мечети Пророка, мир ему, и задремал. И я увидел во сне Пророка, мир ему, и сказал ему: "О Посланник Аллаха, записывать ли мне мнения аш Шафии?" И он наклонил свою голову, как будто гневаясь, и сказал: "Ты говоришь "мнения"?! Это никакие не мнения, а это опровержения тем, кто противоречил моей Сунне!". И я после этого сна отправился в путешествие в Миср, и записал книги аш Шафии"

 

Сказал Мухаммад Ибн Якуб ибн аль-Ахрам: "Я не видел никого лучше молитвой, чем Мухаммад Ибн Наср. Мухи садились на его уши, и текла кровь, и он не защищался от них, и мы удивлялись от красоты его молитвы, и его боязни Аллаха, и вида его молитвы. Он клал свой подбородок на грудь, и замирал как будто он вросшее дерево"

 

И сказал: "Он был из лучших людей нравом"

 

Сказал хафиз ас-Сулеймани: "Мухаммад ибн Наср – имам имамов!"

 

Сказал Абу Мухаммад Ибн Хазм в одном из своих трудов: "Самый знающий из людей – тот, кто собрал больше всех Сунн, и был наиболее точным в них, и наиболее понимающий их смыслы, и самым знающим об их достоверности, и о том, в чем единогласны люди, и в чем они разногласят". И сказал: "Мы не знаем с таким описанием после сподвижников никого лучше в этом, чем Мухаммад Ибн Наср аль_Маруази! И если скажет кто-то – "Нет от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и от его сподвижников, хадиса, который бы не знал Мухаммад ибн Наср" – то будет недалёк от истины"

 

Сказал я (аз-Захаби): Эта широта, и всеохватывание, приписал Ибн Хазм Ибн Насру лишь после внимательного изучения большого количества трудов Ибн Насра. И можно приписывать подобное таким, как Ахмад ибн Ханбаль, и равным ему, а Аллах знает лучше.

 

Конец биографии у аз-Захаби, источник: «Ас-Сияр», 14/39-40

 

Сказал о нем также шейх уль Ислам Ибн Теймия:

 

مِنْ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ مِثْلُ " مُحَمَّدِ بْنِ نَصْرٍ الْمَرْوَزِي " الْإِمَامِ الْمَشْهُورِ الَّذِي هُوَ أَعْلَمُ أَهْلِ زَمَانِهِ بِالْإِجْمَاعِ وَالِاخْتِلَافِ أَوْ مِنْ أَعْلَمِهِمْ

 

«.. из имамов мусульман, подобных Мухаммаду Ибн Насру аль-Марвази, известному имаму, который был самым знающим в своем времени об иджма и разногласиях, или одним из самых знающих..»

 

См. «Маджму аль-фатауа», 4/216

 

Умер имам в 292 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

 

Его книги:

 

1. «Та’зым кодр ас-соля»

Длинная подробная книга, в которой рассматриваются вопросы Имана и куфра, и важности и роли молитвы в Исламе

 

2. «Кыям аль-лейл»

О выстаивании молитвы ночью

 

3. «Солятуль витр»

Про молитву аль-витр

 

4. «Ас-Сунна»

Книга об акыде. Дошла до нас лишь частично

 

5. «Ихтиляф аль-фукаха»

Книга о разногласиях ученых, дошла до нас лишь частично

 


6. «Аль-Фитан»

Передача того, что пришло о фитнах в последние времена

 

7. «Раф’ аль-Йадейн»

Книга о поднимании рук в молитве, не дошла до нас

 

8. «Ар-Родд аля Ибн Кутейба»

Опровержение имаму Ибн Кутейбе по поводу понимания хадиса фитры, не дошла до нас

 


9. «Мас’аляту аль-Иман»

Книга касательно вопроса Имана, не дошла до нас

 

И многие другие книги.

 

Его акыда

 

1. Передал имам Мухаммад Ибн Наср в своих книгах многие хадисы Сыфатов, разьяряющие джахмитов, и никак не истолковывал их

 

2. Ещё более ясным были его опровержения на мурджиитов и противоречащих в вопросе молитвы и ее оставления.

 

Сказал имам Мухаммад ибн Наср аль-Марвази, отвечая на шубухат : "Воистину, смысл слова Посланника Аллаха "..не придет с молитвами.." – является только тем, что он не пришел с ними совершенным образом, а лишь пришел с молитвами с пренебрежениями, которые не портят молитву".. затем упомянул разьясняющие передачи хадиса, затем сказал: "И сказал Посланник Аллаха: "..а кто же придет с ними, допустив уменьшение в их правах.." и рассказал он, что он пришел с ними, однако допустил пренебрежения в их правах" см. "Тазыму кодри ас-соля", 2-971


Сказал имам Мухаммад Ибн Наср, разьясняя шубху мурджиитов и их аргументацию хадисом заступничества на отсутствие неверия оставляющего дела:


أفلا ترى أن تارك الصلاة ليس من أهل ملة الإسلام الذين يرجى لهم الخروج من النار ودخول الجنة بشفاعة الشافعين كما قال صلى الله عليه و سلم فى حديث الشفاعة الذى رواه أبو هريرة وأبو سعيد جميعا رضى الله عنهما أنهم يخرجون من النار يعرفون بآثار السجود فقد بين لك أن المستحقين للخروج من النار بالشفاعة هم المصلون

 

«Неужели ты не видишь что оставляющий намаза не из людей Ислама,  в отношении которых есть надежда на то, что они выйдут из Огня, и войдут в Рай по Заступничеству заступающихся, как сказал об этом Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – в хадисе заступничества который передали Абу Хурейра и Абу Саид, что они выйдут из Огня и будут узнаны по следам суджуда. И это разъясняет тебе то, что достойны выхода из огня по заступничеству –  совершающие молитву»

 

См. «Та'зыму кадри ас-Саля», 2/1009

 

Передал имам Мухаммад Ибн Наср иджма’ сподвижников на неверие оставившего молитву, сказав:


قد ذكرنا في كتابنا هذا ما دل عليه كتاب الله تعالى وسنة رسوله صلى الله عليه وسلم من تعظيم قدر الصلاة وإيجاب الوعد بالثواب لمن قام بها، والتغليظ بالوعيد على من ضيعها، والفرق بينها وبين سائر الأعمال في الفضل، وعظم القدر. ثم ذكرنا الأخبار المروية عن النبي صلى الله عليه وسلم في إكفار تاركها، وإخراجه إياه من الملة، وإباحة قتال من امتنع من إقامتها، ثم جاءنا عن الصحابة مثل ذلك، ولم يجئنا عن أحد منهم خلاف ذلك

 

«Мы упомянули в этой нашей книге то, на что указала Книга Аллаха, и Сунна Посланника – о возвеличивании степенимолитвы, и обязывании обещания о награде тому, кто выполняет ее, и тяжести угрозы тому, кто оставляет её, и о разнице между молитвой и всеми остальными деяниями в достоинстве, и степени. Затем мы упомянули сообщения, переданные от Посланника Аллаха, мир ему, о такфире оставившего молитву, и выведении его из религии, и разрешении сражаться с тем, кто отказался ее совершать. Затем пришло к нам от сподвижников тоже самое, и не пришло к нам ни от одного из сподвижников противоречие этому

 

Источник: «Та’зым кадр ас-соля», 2/925

 

3.Передал имам иджма на то, что тасдык (подтверждение сердцем правдивости того с чем пришёл Шариат) различается, что противоречит акыде ашаритов-мурджиитов. Сказал имам Ибн Роджаб:


وقد ذكر محمد بن نصر المروزي في " كتابه " أن التصديق يتفاوت وحكاه عن الحسن ، والعلماء وهذا يشعر إجماع عنده .

 

«И упомянул Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази в своей книге, что тасдык различается, и передал это от аль-Хасана аль-Басри, и ученых, что дает понять что это иджма’ у него»

 

Источник: «Фатх аль Бари», 1/10

 

4. Его слово об Абу Ханифе и приверженцах суждения по своему мнению

 

Сказал он, упомянув мнение Абу Ханифы о молитве витр:


وقوله هذا خلاف للأخبار الثابتة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم وأصحابه ، وخلاف لما أجمع عليه أهل العلم ، وإنما أتى من قلة معرفته بالأخبار ، وقلة مجالسته للعلماء » سمعت إسحاق بن إبراهيم ، يقول : قال ابن المبارك ، « كان أبو حنيفة رحمه الله يتيما في الحديث » حدثني علي بن سعيد النسوي ، قال : سمعت أحمد بن حنبل : « يقول لهؤلاء ، أصحاب أبي حنيفة : ليس لهم بصر بشيء من الحديث ، ما هو إلا الجرأة

 

«"Это его слово – противоречие достоверным сообщениям от Посланника Аллаха, да благословит Аллах и приветствует его и его сподвижников, и противоречие тому на чем единогласны люди знания. И высказал его Абу Ханифа лишь по причине его слабых знаний о сообщениях, и малого сидения у учёных"

 

Я слышал Исхака Ибн Ибрахима, как он сказал: "Сказал Ибн Мубарак: "Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах был сиротой в хадисе"

 

И рассказал мне Али Ибн Саид ан-Насави, сказал он: "Я слышал как Ахмад Ибн Ханбаль сказал этим последователям Абу Ханифы: "Нет у них знания ни в чем из хадисов, всё это лишь ничто иное, как смелость!"

 

Источник: «Салятуль витр», 1/66

 

5. Сказал также имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази, да смилуется над ним Аллах, передавая от группы ахлюль хадис их слова:


  والجهل بالله في كل حال كفر قبل الخبر وبعد الخبر

 

 "Незнание об Аллахе будет куфром в любой ситуации – до прихода сообщения, и после его прихода"

 

 Источник: "Тазым кодр ас-соля", 2/520

 

И передал имам Мухаммад Ибн Наср в своей книге по акыде асар Умара Ибн Абдуль Азиза, где сказал имам мусульман Умар Ибн Абдуль Азиз:


لَا عُذْرَ لِأَحَدٍ بَعْدَ السُّنَّةِ فِي ضَلَالَةٍ رَكِبَهَا يَحْسَبُ أَنَّهَا هُدًى

 

 "Нет оправдания никому кто впал в заблуждение, полагая его прямым путём, после ниспослания Сунны"

 

Источник: "Ас-Сунна" аль-Марвази, 1/31,  иснад достоверен

 

 6. Был обвинен имам Мухаммад Ибн Наср в бид’а ляфзытов, однако это недостоверно на него, поскольку слово «Ляфзы биль Кур’ан – махлюк» - «Мой «ляфз» с Кораном сотворен» - двусмысленное слово, и имам Мухаммад Ибн Наср имел ввиду лишь сотворенность деяний рабов. И подробно обьяснил его мазхаб имам Ибн Теймия в «Маджму аль-фатауа», 7/658 «Дар ат-тааруд», 1/149,

 

И имам Мухаммад Ибн Наср - имам Сунны, и не списываются такие имамы из-за двусмысленного слова неверно понятого, и сбрасываются слова имамов друг о друге, причина которых – не понимание, и фитна, подобно тому как сбрасываются слова имама аль Бухари и имама аз Зухли друг о друге в похожей фитне.

 

Просим Аллаха смилостивиться над всеми учеными мусульман.

__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить