Вход пользователя
16 Сентября 2013
Биография шейха муджахида Хамуда ат-Тувейджри (да смилуется над ним Аллах), его книги, его ахляк и качества, и жемчужины из его слов
Подробнейшая биография одного из самых выдающихся ученых столетия, шейха, имама, муджахида, Хамуда ат-Тувейджри, рахимахуЛлах
Его имя
Его полное имя – шейх Хамуд Ибн Абдуллах Ибн Хамуд Ибн Абдур-Рахман Ибн Абдуллах Ибн Мукхим Ибн Абдуллах ат-Тувейджри.
Его рождение и детство
Он родился в городе Маджма, столице области Судир, в Саудовской Аравии, в 1334 году. В раннем детстве начал изучать грамоту и чтение, и заучил Священный Коран в возрасте 11 лет.
И в этом же раннем возрасте начал проходить краткие научные матны по Таухиду, хадису, фикху, науке о наследстве, арабской грамматике.
Его первым упоминаемым шейхом был Ахмад Ас-Саиг, которому он в раннем возрасте прочитал «Три Основы» имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба.
Его учеба
Затем, когда он достиг юношества, он стал постоянно посещать уроки факиха, судьи земель Садира, большого известного недждийского ученого, Абдуллаха Ибн Абдуль Азиза аль Анкари, и непрерывно учился у него 25 лет, обучившись у него многочисленным наукам, среди которых таухид, тафсир, хадис, фикх, основы фикха, аль-фараид (наука о наследстве), арабская грамматика, сира, тарих (история), адаб, и другие науки.
Среди книг которые он прошёл с этим досточтенным имамом и ученым – «Фатх аль Бари» Ибн Хаджара, «Аль-Мугни» Ибн Кудамы, «Минхадж ас-Сунна», Ибн Теймии, «Дар ат тааруд бейна аль-акль уа ан-накль», Ибн Теймии, «Аль-Фатауа аль-Мисрия» Ибн Теймии, «Зад аль-Маад», Ибн аль Каййима, и многие другие книги, среди которых было много книг Ибн Теймии, Ибн аль-Каййима, и имамов недждийского призыва.
И он заучил во время учебы у шейха множество научных матнах, и отличался полным пониманием всех книг что читал с шейхом, по причине своей настойчивости в учёбе, и стремления и жеания к ней, и своей большой способности к заучиванию и пониманию.
И шейх Абдуллах аль Анкари дал ему длинную иджазу на передачу от него «Сахихов», «Муснадов», и «Сунан», и книг шейх уль Ислама Ибн Теймии, и Ибн аль-Каййима, и книг по ханбалитскому фикху, и вообще всех книг что он передаёт.
А когда назначили шейха Абдуллаха Ибн Мухаммада аль-Хумейда судьёй Судира, шейх Хамуд стал учиться и у него, и читал с ним книги по арабскому языку, фикху,и наследству.
И учился также с шейхом факихом, Мухаммадом Ибн Абдуль Мухсином аль-Хайяль, судьей Медины, проходя с ним арабскую грамматику и науку о наследстве.
И также учился шейх Хамуд у шейха, имама, лучшего ученика имама Сулеймана Ибн Сахмана – Сулеймана Ибн Хамдана, который был одним из судей в Мекке, и шейх Сулейман Ибн Хамдан дал ему иджазу на все книги что он передавал – на «Сахихи», «Муснады», «Сунаны», и другие книги.
Также шейх Хамуд учился у имама, муфтия, Мухаммада Ибн Ибрахима аль аш Шейха, шейха Абдуль Азиза Ибн База, и других шейхов.
Его работа и должности
И когда шейх Хамуд ат Тувейджри стал знатоком шариатских наук, и арабского языка, обучившись у этих больших имамов и ученых, он был назначен судьей города Рахима в восточной провинции Саудии, и это было в 1368 году, когда шейху было 34 года. Затем, через полгода, он стал судьей крупного города аз-Зульфа, и оставался судьей там 4 года, а затем подал в отставку в 1372 году.
В дальнейшем шейх был преподавателем в «Джамия Исламия» в Медине, сотрудничал с Постоянным Комитетом Больших Ученых, но основное свое время он уделял написанию книг и работе с науками.
И шейх Хамуд, да смилуется над ним Аллах – имел большую энергию в изучении знания и научных исследованиях, и с этой целью ушел из судейства, чтобы освободить время для научных занятий, и стал писать книги – большие и малые, в которых содержалось большое количество польз.
И это потому, что шейх стал писать о насущных вопросах и ошибках, в которые впали люди в это время, и опровергать на шубухаты и нововведенные вещи возникшие в обществе. И шейх стал бороться с этими вещами и заблуждениями, и разьяснять их мощными доводами, и ясными доказательствами, и люди узнали о нём и его труды распространились, принося пользу.
И весь свой день он уделял исследованию в науках, и написанию трудов, начиная с восхода солнца и до его заката, и затем до молитвы иша. И иногда мог задержаться в своей библиотеке немного и после иша, чтобы завершить начатое днём, и особенно он так делал в конце своей жизни.
Что же касается его ночи, то ее большую часть он проводил в выстаивании ночной молитвы, все равно, будь он в пути или дома.
Его благочестие к родителям
Шейх Хамуд был очень очень добр к своей матери, и всегда был образцом в поддерживании благочестия к родителям. И когда мать состарилась и заболела, он ухаживал за ней, носил её на себе, чтобы она отправлял свои нужды, и когда болезнь стала тяжелой, он стал спать в ее комнате, помогая ей во всем. И ее болезнь продолжалась 2 года, да смилуется над ней Аллах
Его качества
Сказал шейх Садхан, автор его сиры: «Когда ты видел его, ты видел достоинство, смешанное со спокойствием, и серьезность смешанную с мягкостью. Он был приятного вида, без излишеств и роскоши, выявлял Сунну, мало говорил, уважал своего собесдника, даже если тот был малым. И я любил его и посещать его в том числе из-за скромности подобного человека по отношению ко мне – он спрашивал меня о моих родителях, и завещал мне стремиться к знанию.. он всегда украшался для молитвы, одевая накидку, душась, и всегда рано устремлялся на нее » см. «Уафа аль-укуд», 18-20
Его бойкот нововведенцам
Передает шейх Абдуль Азиз ас-Садхан, что однажды дал шейху Хамуду салям человек у которого было нововведение в акыде, и которому ранее уже доносили, и шейх Хамуд ответил: «Тебе обьявлен бойкот, и нет тебе саляма!»
И однажды шейх Хамуд дал совет одному человеку оставить сидеть с нововведенцами, и тот не исполнил. И когда он пришёл к шейху Хамуду, шейх Хамуд не впустил его, сказав: «Я запрещал тебе посещать меня, пока ты сидишь с ними!» см. «Уафа аль-укуд», 32
Его богобоязненность
- Потребовал он в завещании от своих детей простить ему все, в чем он ошибся в их воспитании или перешёл границы
- Когда шейх ас-Садхан зашел к нему, и он был при смерти, он попросил у шейха ат Тувейджри простить ему все. И шейх Хамуд сказал: «О нет, Абдуль Азиз, это ты прости мне»
- Ни разу от него не слышали клятв. И это из возвеличивания Аллаха, и передано от некоторых саляфов: «Кто много клянется Аллахом, уменьшается величие Аллаха в его сердце»
- Ни разу от него не слышали г1иба за кого-то (но слышали предостережение от бидаатчиков)
- Когда его лечили от болей в шейных позвонках, врач попросил его, чтобы он спал на животе, и он отказался, и упомянул хадис Пророка, мир ему, запрещающий лежать на животе. И врач сказал, что нужно для его здоровья, и он ответил: «Я буду спать на спине, и делайте, что пожелаете!»
См. «Уафа аль-Укуд», 38
Его поклонение
Шейх всегда приходил на молитву сразу после азана, и молился в первом ряду за имамом, и никогда не оставлял сунны ни до молитвы, ни после, и постоянно совершал молитву «духа», и делал витр вплоть до самого последнего дня своей жизни.
Также шейх постоянно совершал дополнительные посты, как пост три дня в месяц, 10 дней зуль Хиджжа, 6 дней Шавваля, пост в Ашура, и другие посты.
И он постился дополнительные посты даже когда усилилась его болезнь, из-за своей привычки к поклонению, рахимахуЛлах.
И шейх старался больше совершать хадж, и умру, и очень много читал Коран, рахимахуЛлах.
Его аскетизм
Пришло в его биографии: "Он ограничился в зарабатывании денег на жизнь небольшой торговлей, и то он не вел ее сам, и он был аскетом по отношению к благам этого мира, и незадолго до свеой смерти он отдал своему старшему сыну все что у него было - и велел отдать всё это на садака, и того что у него было было мало. И он не оставил после себя, да смилуется над ним Аллах, ни имущества, ни недвижимости, кроме дома в котором он жил вместе со своими сыновьями"
Его болезнь и смерть
Шейх заболел за три года до своей смерти, и скрывал свою болезнь и терпел и не подавал виду и не жаловался два года, пока она не усилилась, и его положили в больницу, последний раз – за два дня до его смерти
И шейх умер 5/7/1413, в возрасте 78 с лишним лет и нескольких месяцев.
И читали за него джаназа в мечети ар-Роджихи после асра, и это была самая крупная джаназа в истории этой мечети, и возглавлял молящихся шейх Ибн Баз, да смилуется над ними обоими Аллах.
Его книги
До нас дошли более 70 его книг и посланий, из которых было напечатано около 50.
И среди них:
1. «Итхаф аль-джамаа би ма джаа филь фитан уа ашрат ас-саа», (إتحاف الجماعة بما جاء في الفتن والملاحم وأشراط الساعة) – книга о признаках Судного Часа и фитнах в последние дни
2. «Аль-Ихтиджадж биль-асар аля ман анкара аль-махди аль-мунтазар» (الاحتجاج بالأثر على من أنكر المهدي المنتظر) – опровержение заблудшим, отрицавшим достоверность хадисов о Махди
3. «Исбат улюви Лляхи уа мубаянатихи ли халькихи уа ар родд аля манн зама анна маията ллахи лиль хальк затия» - опровержение шейху Ибн Усаймину на его ошибку в одном из вопросов акыды, и шейх Ибн Усаймин вернулся от этой ошибки после этого опровержения, и написал предисловие к этому опровержению шейха Хамуда, благодаря шейха за эту книгу.
4. «Тухфатуль ихван би ма джаа филь муваляти уаль муадати уаль бугди уаль хиджран» (تحفة الإخوان بما جاء في الموالاة والمعاداة والحب والبغض والهجران ) – книга о дружбе и непричастности и покидании нововведенцев и фасиков
5. «Аль-Кауль аль-Мухаррар филь амр биль маруф уа нахь аниль мункар» - القول المحرر في الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر – книга о призыве к одобряемому и запрете порицаемого
6. «Таглиз аль-малям аля аль-мутасарриина филь футья уа тагриир аль-ахкам» - تغليظ الملام على المتسرعين في الفتيا وتغيير الأحكام – предостережение от спешки в фетве и фетв без знаний
7. «Аль-Идох уа ат табьиин ли ма уакааа фихи аль аксарин мин мушабахати аль мушрикин» -
الإيضاح والتبين لما وقع فيه الأكثرون من مشابهة المشركين - очень выдающаяся книга о всевозможных видах уподобления многобожникам распространенных в наше время
8. «Ар-Родд аль-Кавий аля ар-Рифаи уаль маджхуль уа Ибн Аляви уа баян ахтаихим фи аль-маулид ан набавий» - الرد القوي على الرفاعي والمجهول وابن علوي وبيان أخطائهم في المولد النبوي - опровержение на известное на русском языке послание ар Рифаи к Саудии
9. «И’лян ан накир аля аль-мафтунина би ат-тасвир» - إعلان النكير على المفتونين بالتصوير – первая из двух книг в опровержение тем, кто дозволил фотоизображения
10. «Икаматуль бурхан фи ар родд аля ман анкара хурудж аль-Махди уа ад Даджаль уа нузуля Иса фи ахири ззаман» - إقامة البرهان في الرد على من أنكر خروج المهدي والدجال ونزول المسيح في آخر الزمان – опровержение тем, кто отрицает выход Махди, Даджаля, и пришествие Исы в конце времен
11. «Тахрим ас-сувар уа ар родд аля манн абахаха» - تحريم الصور والرد على من أباحه – вторая книга о запрете изображений
12. «Танбих аль-ихван фи ар родд аля аль ахта фи мас’аляти хальк аль-Кур’ан» - تنبيه الإخوان على الأخطاء في مسألة خلق القرآن – опровержение Абу Гудде, ученику аль-Кяусари, который поначалу приехав в Саудию вместе с ихванами скрывал свою акыду, но потом начал потихоньку выявлять ее, заявив, что Коран который среди нас сотворен. И шейх Хамуд опроверг его в этом заявлении.
13. «Ар-Родд аль Джамиль аля ахта Ибн Акыль» - الرد الجميل على أخطاء ابن عقيل – разьяснение заблуждения и фиска Ибн Хазма
14. «Ар-Родд аля ман аджаза тахзиб аль лихья» - الرد على من أجاز تهذيب اللحية – опровержение тем кто разрешил подстригать и упорядочивать бороду!
15. «Ас-Сарим аль-Машхур аля ахли ат табаррудж уа ас-суфур» - الصارم المشهور على أهل التبرج والسفور – опровержение шейху аль Альбани в вопросе никаба
16. «Ас-Сауаик аш шадида аля атбаиль хейати аль джадида» - الصواعق الشديدة على أتباع الهيئة الجديدة – опровержение тем, кто утверждает что солнце стоит на месте и все крутится вокруг него
17. «Акыдату ахлиль иман фи халькы Адама аля сурати ар Рахман» - عقيدة أهل الإيمان في خلق آدم على صورة الرحمن – опровержение шейху аль Альбани в его согласии со словом джахмитов в опросе сотворения Адама по Образу Милостивого
18. «Аль-Кауль аль-Балиг фи ат тахзир мин джамаати ат таблиг» - القول البليغ في التحذير من جماعة التبليغ- самая обьемная и полезная книга о предостережении от джамата «Таблиг», и разьясняния ширка и заблуждения этого джамаата. Благодаря этой книге этот порочный джамаат был запрещен в Саудии.
19. «Танбихат аля рисаляти аль альбани фи ас-соля» - التنبيهات على رسالة الألباني في الصلاة – опровержения на многие пункты послания шейха Альбани «Описание молитвы Пророка»
20. «Икамату ад далиль аля ман’и аль анашид аль муляххана уа ат тамсиль» - إقامة الدليل على المنع من الأناشيد الملحنة والتمثيل – о запрете нашидов и театральных сценок
21. «Даляиль аль-асар аля тахрим ат-тамсиль би-шшар» - دلائل الأثر، على تحريم التمثيل بالشَّعر - еще одна книга о запрете подстригать бороду
22. «Фасль аль-хитаб фи ар радд аля аби Тураб» - فصل الخطاب في الرد على أبي تراب – опровержение заблудшему захириту дозволившему музыку и песни
23. «Сахих аль-Макаль фи мас’аляти шадд ар рихаль» - صحيح المقال في مسألة شد الرحال – разьяснение запретности совершать поездки к могилам
24. «Танбихат аля рисалятейн ллишейх Аби Бакр аль Джазаири» - تنبيهات على رسالتين للشيخ أبي بكر الجزائري – опровержение Абу Бакру аль Джазаири на его ошибки в толковании событий Часа на наши дни, и заявлении что демонстрации теперь вместо джихада
25. «Тахзир аль-акыль ан-набиль мимма ляффакаху аль-мафтунина би ат-тамсиль» - تحذير العاقل النبيل مما لفقه المفتونون بالتمثيل - еще одно опровержение на дозволяющих театральные сценки ихванов
26. «Гурбатуль Ислам» - غربة الإسلام - отличная книга про чуждость Ислама в наши дни и распространение ширка, куфра, нововведений и пороков, в двух томах. И мы уже выкладывали из нее перевод раздела о джихаде. См. http://sunnaonline.info/fiq/jihad/1024-2012-07-31-14-42-44
Позиция ученых по отношению к его книгам
В последнее время пытаются распространить противники призыва к одобряемому и запрета порицаемого, и разжижатели религии, из числа суруритов-кутбитов и последователей Али аль-Халяби, и также ошибающиеся и не разобравшиеся люди, что якобы большие ученые против опровержений на личности, и их манхаджем не было опровергать, и так далее, пытаясь задушить саляфитский путь.
И если бы ученые были бы на том же, на чем и они, то по их идеологии, они должны были бы порицать и ругать шейха Хамуда ат Тувейджри, 95 % трудов которого были опровержениями, и говорить про него, что он «джархист», «фитнач», «ему нечем заняться как ругать дааватчиков и ученых», «внедрен яхудами чтобы разделить Умму», «есть мясо братьев», и тому подобный бред.
Как же на самом деле относились великие ученые этого времени к его книгам опровержениям?
- Имам, муфтий, алляма, шейх Мухаммад Ибн Ибрахим, сделал ему похвальные и восхваляющие его труды предисловия к 6 книгам
- Имам, муфтий, алляма, шейх Абдуль Азиз Ибн Баз сделал ему похвальные и восхваляющие его труды предисловия к 13 книгам
- Имам, шейх, алляма, верховный судья, Абдуллах Ибн Мухаммад аль-Хумейд сделал ему похвальные и восхваляющие его труды предисловия к 3 книгам
- Также делали предисловия каждый к одной из его книг – шейхи Ибн Усаймин и Абдур-Раззак аль Афифи
Рассказал шейх ас-Садхан, что однажды он увидел у шейха Ибн Усаймина наброски об опровержении одному человеку, и спросил его – может ты распространишь это опровержение? Шейх Ибн Усаймин ответил: «У вас в Рияде шейх Хамуд ат-Тувейджри, катапульта ахлю-Сунны, поговорите с ним, чтобы он опроверг его» см. «Уафа аль-укуд», 59
Слова ученых о нём:
Сказал имам Мухаммад Ибн Ибрахим аль аш Шейх: «Шейх Хамуд муджахид, да воздаст ему Аллах благом!», см. «Тарджамату шейх Хамуд ат Тувейджри», 2
И сказал также имам Мухаммад Ибн Ибрахим: «Я ознакомился со статьей, которую написал благородный шейх Хамуд Ибн Абдуллах ат-Тувейджри, опровергая Абдуллаха ас-Са’да, касательно его слова, что Пророк, мир ему – бедуин, и нашел что шейх Хамуд превосходно и полезно опроверг его, и выявил в защите Пророка, мир ему, то что требуется и желается, так воздаст же ему Аллах благом, и сделает его и нас муджахидами на пути Аллаха, защищающими Посланника Аллаха и Его Шариат!» см. «Аль-Интисор аля манн азра би ан набий уаль мухаджирина уаль ансар», предисловие
Сказал шейх Мухаммад аль-Хамд, ученик шейха Ибн База: «Шейх, большой ученый, Хамуд ат-Тувейджри был из тех ученых, у которых был особый статус в душе шейха Ибн База. Он очень любил шейха Хамуда, читал его книги, и писал к ним похвальные предисловия.
И когда заболел шейх Хамуд, шейх Абдуль Азиз часто посещал его. И в один из дней он посетил его, и шейх Хамуд был в постели, в больнице, и шейх Абдуль Азиз начал поплевывать на шейха Хамуда, чтобы сделать рукья, и открыл его грудь, и делал рукья на него, и потом вышел.
И когда умер шейх Хамуд, шейх Абдуль Азиз возглавил молитву за него. Да смилуется над ними всеми Аллах» см. «Мукатабат Ибн Баз», 99
И сказал шейх аль-Хамд: «Я читал шейху Ибн Базу слова шейха Хамуда ат Тувейджри о возвеличивании Сунны, и повернулся к нему, и увидел как слёзы катятся по его щекам» см. «Аль-джауаниб мин сирати шейх Ибн Баз», 76
Сказал о нём шейх Абдуль Карим аль Худейр: «Наш шейх, большой ученый, мухаккык, Хамуд Ибн Абдуллах Ибн Хамуд ат Тувейджри», 34
Сказал о нём шейх Хаммад аль-Ансари: «Шейх ат-Тувейджри считается из больших ученых в Неджде, я получил от него очень много пользы!» см. «Аль-Маджму фи тарджамати аль-Ансари», 131
Сказал о нём шейх Солих аль-аш Шейх: «Большой ученый, шейх Хамуд ат Тувейджри», см. «Сира Мухаммад Ибн Ибрахим», 110
Сказал о нём шейх Абдуль Мухсин аль-Аббад: «Из ученых мухаккыков в этой стране – шейх Хамуд ат Тувейджри», см. «Мас’алятани мухтасарани», 8
Сказал о нём шейх Ибн Джибрин: «Он был большим ученым!» см. «Уафа аль-ухуд», 4
И сказал шейх Ибн Джибрин: «В этой мечети, три дня назад, мы видили огромный сбор людей, которые прощались с алимом из числа ученых мусульман.
Они пришли отовсюду, со всех сторон, чтобы быть на его джаназе. И это наш шейх, Хамуд Ибн Абдуллах ат-Тувейджри, да смилуется над ним Аллах, срок которого в этом мире кончился три дня назад.
И потеряли мусульмане благородного ученого, большого шейха, который отдавал усердия, и делал всё, что мог, и делал ради Аллаха всё на что был способен, и сражался ради Аллаха истинным джихадом, сражался своим пером, своим языком, опровергая врагом Аллаха, которые пытались порочить Книгу Аллаха, и Сунну Его Посланника, и его религию.
И шейх Хамуд ат Тувейджри разбил их козни, и опроверг их ложь , и разьяснил истину яснейшим разьяснением.
И Аллах даровал ему знание, память, и понимание, и сильное запоминание, и знание далилей и их мест применения и нахождения, и умение собирать слова и изьясняться так, что его слова будут убедительными и полезными» см. «Шарх аль-акыда ат-тахавия», 4/265
Рассказал шейх ас-Садхан, что однажды он увидел у шейха Ибн Усаймина наброски об опровержении одному человеку, и спросил его – может ты распространишь это опровержение? Шейх Ибн Усаймин ответил: «У вас в Рияде шейх Хамуд ат-Тувейджри, катапульта ахлю-Сунны, поговорите с ним, чтобы он опроверг его» см. «Уафа аль-укуд», 59
- Из почёта ученых к нему, что шейх алляма Абдур-Рахман Ибн Аль-Косим, составитель «Маджму аль-фатауа» Ибн Теймии, и «Ад-Дурар ас-Сания», сборника фетв недждийских имамов, включил некоторые слова шейха Хамуда в «Дурар», хотя он тогда был еще довольно молодым.
Из его высказываний
О выдуманных законах
- Сказал шейх Хамуд ат Тувейджри:
لنوع الثاني: من المشابهة وهو من أعظمها شرًا وأسوأها عاقبة ما ابتلي به كثيرون من اطّراح الأحكام الشرعية والاعتياض عنها بحكم الطاغوت من القوانين والنظامات الإفرنجية أو الشبيهة بالإفرنجية المخالف كل منها للشريعة المحمدية، وقد قال الله تعالى: {أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ}، وقال تعالى: {أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللهُ وَلَوْلا كَلِمَةُ الْفَصْلِ لَقُضِيَ بَيْنَهُمْ وَإِنَّ الظَّالِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ} وقد انحرف عن الدين بسبب هذه المشابهة فئام من الناس فمستقل من الانحراف ومستكثر. وآل الأمر بكثير منهم إلى الردة والخروج من دين الإسلام بالكلية فلا حول ولا قوة إلا بالله العلي العظيم. والتحاكم إلى غير الشريعة المحمدية من الضلال البعيد والنفاق الأكبر.. ثم أورد بعض الآيات فقال: ما أكثر المعرضين عن أحكام الشريعة المحمدية من أهل زماننا ولا سيما أهل الأمصار الذين غلبت عليهم الحرية الإفرنجية، وهان لديهم ما أنزل الله على رسوله محمد ? من الكتاب والحكمة فاعتاضوا عن التحاكم إليهما بالتحاكم إلى القوانين والسياسات والنظامات التي ما أنزل الله بها من سلطان وإنما هي متلقاة عن الدول الكافرة بالله ورسوله أو ممن يتشبه بهم ويحذو حذوهم من الطواغيت الذين ينتسبون إلى الإسلام وهم عنه بمعزل. وأقبح من فعل المنافقين ما يذكر عن بعض أهل زماننا أنهم قالوا: إن العمل بالشريعة المحمدية يؤخرهم عن اللحاق بأمم الإفرنج وأضرابهم من أعداء الله تعالى. وهذه ردة صريحة والله المسئول أن يقيض لأهلها ولكل من لم يرض بأحكام الشريعة المحمدية من يعاملهم معاملة أبي بكر الصديق رضي الله عنه لإخوانهم من قبل
"Второй вид уподобления мушрикам, и он – самый сильный из них злом, и худший исходом! А это то чем испытаны очень многие – отбрасывание шариатских ахкамов, и замена их положениями тагута, как вымышленные законы, французские или похожие на них, все они противоречат Шариату Мухаммада. И сказал Всевышний Аллах: "Неужели они хотят хукма джахилии? Кто же лучше хукмом чем Аллах, для убежденных людей?" (аль-Маида, 50).
И сказал Всевышний: "Или у них есть сотоварищи, узаконившие для них в религии то, что не узаконил Аллах. Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания" (аш-Шура,23).
И отступили от религии по причине этого вида уподобления большие группы людей, некоторые отступили очень сильно, а некоторые меньше, и многие по этой причине отступили от религии полностью, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Великого и Могучего Аллаха.
И обращение за хукмом не к Шариату Мухаммада – глубочайшее заблуждение, и большой нифак.. И сколь же много отворачивающихся от ахкамов Шариата Мухаммада в наше время. Особенно в тех странах, которыми овладела французская свобода, и принизился в их глазах статус ниспосланного Аллахом для его Посланника Корана и Сунны, и они заменили обращение за хукмом к ним – обращением за хукмом к выдуманным законам и политическим теориям, о которых Аллах не ниспослал никакого довода, а всё это взято лишь из стран, неверующих в Аллаха и Его Посланника, или из тех кто уподобляется им, и идёт по их стопам, из числа тагутов которые приписывают себя к Исламу, однако они предельно далеки от него!
И еще хуже этого действия мунафиков – то слово, что упоминается от некоторых наших современников, что они сказали: "Действие по исламскому Шариату задерживает наше присоединение к французским народам", и подобным им врагам Аллаха. И все это – яснейшее вероотступничество, и Аллаха просим чтобы он послал против этих людей, и против каждого, кто не доволен ахкамами Шариата Мухаммада, того, кто будет обращаться с ними также как обращался Абу Бакр ас-Сиддык с их братьями ранее, да будет доволен им Аллах"
Источник: "Аль-Идох уа ат-Табьин", 1/28-30
И сказал алляма ат-Тувейджри говоря о состоянии приписывающих себя к Исламу:
حتى آل الأمر ببعضهم إلى الانسلاخ من دين الإسلام، والاستخفاف بأحكام الشريعة المحمدية، والاعتياض عنها بالقوانين والنظامات الإفرنجية أو ما يشبهها من أحكام الطاغوت
"У некоторых из них дошло их состояние до вылета из религии Ислам, и беспечного отношения к ахкамам Шариата Мухаммада, с заменой их на выдуманные французские законы, и похожие на них ахкамы тагута"
Источник: "Гурбату аль-Ислам", 1-86
Об ошибке шейха аль-Альбани в вопросе хадиса «Аллах создал Адама по Его Образу»
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри, рахимахуЛлах, приведя слова имама Абу Бутейна об этом хадисе в книге об опровержении шейха аль-Альбани в этом вопросе:
قد طبع جواب الشيخ عبدالله بن عبد الرحمن أبا بطين في صفحة 221 - 223 من الجزء الثاني من «مجموعة الرسائل والمسائل النجدية» المطبوعة بمطبعة المنار بمصر في سنة 1344هـ بأمر الملك عبد العزيز بن عبد الرحمن آل سعود رحمه الله تعالى وعلى نفقته. وقد وزع على العلماء وطلبة العلم. ثم طبع أيضا ضمن كتاب «الدرر السنية في الأجوبة النجدية» جمع الشيخ عبد الرحمن بن محمد بن قاسم رحمه الله تعالى. وهو في صفحة 136 - 137 من الجزء الثالث من المجلد الأول، وقد طبع في مطبعة أم القرى سنة 1352هـ بأمر الملك عبد العزيز بن عبد الرحمن آل سعود رحمه الله تعالى، وفي أول الكتاب تقاريظ لأكابر العلماء في المملكة العربية السعودية، وهم الشيخ محمد ابن عبداللطيف آل الشيخ والشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ والشيخ عبدالله ابن عبدالعزيز العنقري رحمهم الله تعالى، وقد أثنى كل منهم على الكتاب ثناء حسناً. وذكر الشيخ عبدالرحمن بن محمد بن قاسم في مقدمة الكتاب أنه قد أعانه عليه الشيخ محمد بن إبراهيم وأنه حرره وهذبه وأنه أعاده وأبداه عليه وكرر عليه الفقه والأصول وغيرها مرارا. وذكر أيضا أنه قرأ أكثره على الشيخ محمد بن عبد اللطيف والشيخ سعد بن حمد بن عتيق والشيخ عبد الله بن عبد العزيز العنقري رحمهم الله تعالى. وقد وزع هذا الكتاب على العلماء وطلبة العلم. ثم طبع أيضا في سنة 1385هـ في مطابع المكتب الإسلامي بأمر الملك فيصل بن عبد العزيز آل سعود رحمه الله تعالى وهو في صفحة314 - 315، من الجزء الثالث من كتاب «الدرر السنية» وهو من مطبوعات دار الإفتاء بالمملكة العربية السعودية تحت رئاسة العلامة الشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ رحمه الله تعالى وقد وزع بأمره على العلماء وطلبة العلم، ثم طبعته دار الإفتاء أيضاً في سنة 1388هـ في مطابع شركة المدينة للطباعة والنشر بجدة ووزع بأمر الشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ رحمه الله تعالى على العلماء وطلبة العلم. «تنبيـه» لم يذكر عن أحد من أكابر العلماء النجديين أنه أنكر شيئاً مما قرره الشيخ عبد الله بن عبد الرحمن أبا بطين في جوابه عن حديث الصورة، لا من كان منهم معاصراً للشيخ ولا من كان بعد زمانه إلى زماننا. بل إنهم كانوا متفقين على إثبات الحديث وإمراره كما جاء، وإنما ظهر الخلاف في زماننا من بعض الوافدين إلى المملكة العربية السعودية من البلاد التي قد فشت فيها البدع وظهرت فيها أقوال أهل الكلام الباطل في تأويل آيات الصفات وأحاديث الصفات وصرفها عن ظاهرها. وقد حصل من بعضهم نفور شديد وامتعاض قبيح من بيان مذهب السلف الصالح من الصحابة والتابعين وتابعيهم بإحسان في حديث الصورة وأنهم متفقون على الإيمان به وإمراره كما جاء من غير تأويل مع اعتقاد أن الله ليس كمثله شيء. وقد أكثر المشار إليه من الشغب والصخب واللجاج والسعي بالفساد لينصر ما هو مفتون به من إعادة الضمير في حديث الصورة إلى غير الله. وقد نص الإمام أحمد على أن إعادة الضمير فيه إلى آدم هو قول الجهمية. وقال أيضاً في إعادة الضمير إلى المضروب أنه قول الجهمية. وقد تقدم كلامه في صفحة 15 وصفحة 17 فليراجع. وليراجع أيضاً قول شيخ الإسلام أبي العباس ابن تيمية في حديث الصورة أنه مستفيض من طرق متعددة عن عدد من الصحابة وأنه لم يكن بين السلف من القرون الثلاثة نزاع في أن الضمير عائد إلى الله. قال وسياق الأحاديث كلها يدل على ذلك. وقال أيضاً إن الأمة اتفقت على تبليغه وتصديقه. ولكن لما انتشرت الجهمية في المائة الثالثة جعل طائفة الضمير فيه عائداً إلى غير الله تعالى. حتى نقل ذلك عن طائفة من العلماء المعروفين بالعلم والسنة في عامة أمورهم كأبي ثور وابن خزيمة وأبي الشيخ الأصبهاني وغيرهم. ولذلك أنكر عليهم أئمة الدين وغيرهم من علماء السنة، وقد تقدم كلام الشيخ في صفحة 54 وصفحة 55 فليراجع ففيه أبلغ رد على المخالفين الذين شق عليهم بيان مذهب أهل السنة في حديث الصورة
«Был напечатан ответ шейха Абдуллаха Ибн Абдур Рахмана Абу Бутейна на 221-223 страницах второй части «Маджмуту ар-Расаиль уаль масаиль ан Надждия», которая была напечатана в типографии «Аль-Манар» в Мисре, в 1344 году, по приказу короля Абдуль Азиза Ибн Абдур-Рахмана аль Сауда, рахимахуЛлах, на его средства.
И этот сборник фетв был распространён среди ученых, и требующих знания.
Затем этот ответ был напечатан также в книге «Ад-Дурар ас-Сания фи аль-аджвиба ан-надждия», которую собрал шейх Абдур-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Косим, да смилуется над ним Аллах, на 136-137 страницах третьей части первого тома, и это было напечатано в типографии «Умм аль-Кура», в 1352 году, по приказу короля Абдуль Азиза Ибн Абдур-Рахмана аль-Сауда, да смилуется над ним Аллах.
И в начале этой книги – похвальные вступления великих ученых королевства Саудовская Аравия, и это – шейх Мухаммад Ибн Абдуль Латыф аль аш Шейх, и шейх Мухаммад Ибн Ибрахим аль аш Шейх, и шейх Абдуллах Ибн Абдуль Азиз аль-Анкари, да смилуется над ними Аллах.
И похвалили все они эту книгу хорошей похвалой.
И упомянул шейх Абдур Рахман Ибн Мухаммад Ибн Косим во вступлении к книге, что ему помогал шейх Мухаммад Ибн Ибрахим, и что он редактировал и упорядочивал, и что он пересматривал её, и выражал своё мнение, и повторял многократно вместе с ним правки к разделам об акыде, фикхе и другом.
И также он упомянул что он прочитал большинство этой книги шейху Мухаммаду Ибн Абдуль Латыфу, и шейху Саду Ибн Хамду аль-Атику, и шейху Абдуллаху Ибн Абдуль Азизу аль-Анкари, да смилуется над ними Аллах.
И распространили эту книгу среди ученых и требующих знания.
Затем она была напечатана в 1385 году в типографии исламского офиса, по приказу короля Фейсала Ибн Абдуль Азиза аль Сауда, рахимахуЛлах, и этот ответ располагаетя на странице 314-315 третьей части «Ад-Дурар ас-Сания». И это – из того, что приказывала печатать Дирекция Фетв Королевства Саудовская Аравия, под руководством шейха Мухаммада Ибн Ибрахима аль аш Шейха, да смилуется над ним Аллах.
И эта книга была распространена по его приказу среди ученых и требующих знания.
Затем Дирекция Фетв снова напечатала ее в 1388 году, в типографии фирмы «Аль-Мадина» по печати и распространению, в Джидде, и была распространена эта книга по приказу шейха Мухаммада Ибн Ибрахима среди ученых и требующих знания.
И не упомянуто ни от одного из больших ученых недждийского призыва, что он выразил малейшее порицание чему-то из того, что утвердил шейх Абдуллах Ибн Абдур-Рахман Абу Бутейн в этом его ответе про хадис об Образе – ни из его современников, ни из тех, кто был после него и вплоть до нашего времени!
Однако все они были единогласны на утверждении этого хадиса и прохождении его так как он пришёл.
И выявилось разногласие лишь в наше время, от одного из прибывших в Саудовскую Аравию, из страны, где распространились нововведения, и выявились слова приверженцев ложного каляма в тауиле аятов и хадисов Сыфатов и отклонении их от внешнего смысла.
И выявилось от одного из них сильная ненависть, и отвратительное негодование от разьяснения мазхаба праведных саляфов из числа сахабов и табиинов и последовавших за ними, касательно хадиса Образа, и разьяснения того, что они единогласны на Имане в него, и прохождении его так как он пришёл, не делая тауиль, и будучи убежденными, что Аллах не подобен ничему.
И человек, на которого я указываю, поднял многочисленный крик, смуту, проявил великое упорство, и большое стремление сеять нечестие, чтобы помочь той фитне, в которой он погряз, а это – возвращение местоимения в хадисе об Образе не к Аллаху.
И прямо указал имам Ахмад на то, что возвразение местоимения не к Аллаху – слово джахмитов, и сказал также что возвращение местоимения на того, кого бьют – также слово джахмитов, и предшествовали его слова на 15 и 17 странице этой книги, так вернитесь же.
И вернитесь также к слову шейх уль Ислама Абу аль-Аббаса Ибн Теймии касательно хадиса Образа, о том, что он очень распространённый по многочисленным путям от сподвижников, и что у саляфов в первые три века не было разногласий в том, что местоимение возвращается на Аллаха. И он сказал: «И контекст всех хадисов указывает на это!».
И сказал также Ибн Теймия: «И была единогласна Умма на донесении этих хадисов и вере в них, однако когда распространились джахмиты в третьем веке, то сделала некоторая группа местоимение возвращающимся не на Аллаха, и даже передано это от группы ученых известных знанием и Сунной во всех своих вещах, как Абу Саур, Ибн Хузейма и Абу аш Шейх аль-Асбахани и другие.
И по этой причине порицали их великие имамы религии и другие уляма Сунны!»
И уже были упомянуты слова шейха Ибн Теймии на 54-55 страницах данной книги, так вернись же к ним, истинно в них самое лучшее опровержение противоречащим, для которых стал трудным мазхаб ахли-Сунна касательно хадиса Образа!»
Источник: «Акыдату ахлиль Иман фи хольки Адама аля сурати ар-Рахман», 77-78 в сноске
И сказал шейх ат Тувейджи в предисловии об этой сноске:
فليراجع التعليق المشار إليه فإنه مهم جداً
«Вернитесь же к этой сноске, истинно, она очень важна!»
Источник: «Акыдату ахлиль Иман фи хольки Адама аля сурати ар-Рахман»,4
О сидящих с бидаатчиками и защищающих их после установления довода
Сказал имам Абу Дауд ас-Сиджистани:
قلت لأبي عبد الله أحمد بن حنبل: أرى رجلاً من أهـل البيت مع رجل من أهل البدع، أترك كلامه؟ قال: لا، أو تُعْلِمه أن الذي رأيته معه صاحب بدعة، فإن ترك كلامه و إلا فألحقه به، قال ابن مسعود: المرء بخدنه". [
"Я сказал имаму Ахмаду: "Я вижу человека из ахлюль бейт, вместе с кем то из приверженцев нововведений, оставить ли мне общение с ним?"
Ахмад сказал: "Нет, сначала обьясни ему, что тот, кого ты с ним видел - приверженец нововведений, и если он оставил общаться с ним - то хорошо, а если нет - то причисляй его к нему. Ведь сказал Ибн Мас'уд: "О человеке судят по его другу"
Источник: "Табакат аль хабалия", 160
Сказал имам Хамуд ат Тувейджри:
وهذه الرواية عن الإمام أحمد ينبغي تطبيقها على الذين يمدحون التبليغيين ويجادلون عنهم بالباطل، فمن كان منهم عالماً بأن التبليغيين من أهل البدع والضلالات والجهالات، وهو مع هذا يمدحهم ويجادل عنهم؛ فإنّه يلحق بهم، ويعامل بما يعاملون به، من البغض والهجر والتجنُّب، ومن كان جاهلاً بهم، فإنه ينبغي إعلامه بأنهم من أهل البدع والضلالات والجهالات، فإن لم يترك مدحهم والمجادلة عنهم بعد العلم بهم، فإنه يُلحق بهم ويُعامل بما يُعاملون به."
"Этот риваят от имама Ахмада следует применять на тех, кто хвалит таблиговцев, и защищают их ложными аргументами. Тот из них, кто знает, что таблиговцы - приверженцы нововведений, и заблуждений, и наряду с этим хвалит их и защищает их - причисляется к ним, и с ним обращаются также как и с ними - ненавидят, покидают, и сторонятся.
Тот же, кто является невеждой об их состоянии, то следует обьяснить ему, что они приверженцы нововведений и заблуждений и невежества, и если он не оставит после этого хвалить их, и спорить за них, после знания об их состоянии - то его причисляют к ним, и обращаются также как и с ними"
Источник: "Аль-Кауль аль Балиг", 230
И шейх Хамуд воплощал это на деле.
Однажды шейх Хамуд дал совет одному человеку оставить сидеть с нововведенцами, и тот не исполнил. И когда он пришёл к шейху Хамуду, шейх Хамуд не впустил его, сказав: «Я запрещал тебе посещать меня, пока ты сидишь с ними!» см. «Уафа аль-ухуд», 32
О дружбе и непричастности и расколе между мусульманами
Сказал шейх Хамуд ат Тувейджри о тех, кто считает суфистский джамаат не на истине, однако не порицает его, боясь раскола рядов:
"Что же касается вопроса о тех кто противоречит этому джамаату, который высказывает ложные мнения, однако они не могут порицать его мнения, боясь раскола и разделения, то ответом на это будет следующее:
Обязательным на людях истины является совет людям лжи, и приказывать им одобрямое и запрещать порицаемое, и разьяснить им ошибки в которые они впали, и если они вернутся к истине, то это то что нужно, в противном же случае обязательно расстаться с ними, и противостоять им, и расколоться с ними и разделиться, так как Аллах сказал: "Ты не найдёшь людей, которые веровали бы в Аллаха и Судный День, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если они являются их отцами, или сыновьями, или братьями, или потомством"
Источник: "Аль аджвиба аль джалия", 42
О религиозной взаимной терпимости
Cказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
إن التسامح إنما يكون في الأمور الدنيوية وما لا يخل بالدين، فأما الشرك والبدع في الدين والمعاصي فلا يجوز التسامح فيها، بل يجب إنكار ما ظهر منها وتغييره بحسب القدرة لقول النبي ? «من رأى منكم منكرًا فليغيره بيده فإن لم يستطع فبلسانه فإن لم يستطع فبقلبه وذلك أضعف الإيمان»
«Истинно, взаимное послабление и прощение возможно лишь в делах дунья, которые не задевают религию.
А что касатеся ширка, нововведений в религии, и ослушаний – то тут невозможно взаимное прощение и послабление, однако следует порицать то что выявляется из этого, и изменять по мере возможности, согласно слову Пророка, мир ему: «Кто из вас видел мункар, то пусть исправит это рукой, а кто не может – тот языком, а кто не может – тот сердцем, и это самая низкая степень Имана»
Источник: «Ар-Родд аль-Кавий аля ар-Рифаи уаль маджхуль уа Ибн Аляви уа баян ахтаихим фи аль-маулид ан набавий», 140
Об оправдании по невежеству
Сказал шейх алляма Хамуд ат Тувейджри да смилуется над ним Аллах:
وقوله: إنه لا يقال للمشرك بالله الشرك الأكبر إنه كافر إلا بعد البيان، وإصراره على المخالفة. فيه نظر، فإن الله تعالى يقول: ?وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آَخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِنْدَ رَبِّهِ إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ? [المؤمنون: 117]، فقد كفّر تبارك وتعالى كل من دعا معه إلها آخر، وأطلق ولم يقيد ذلك بالإصرار بعد إقامة الحجة، وقال تعالى: ?لَهُ دَعْوَةُ الْحَقِّ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ لَا يَسْتَجِيبُونَ لَهُمْ بِشَيْءٍ إِلَّا كَبَاسِطِ كَفَّيْهِ إِلَى الْمَاءِ لِيَبْلُغَ فَاهُ وَمَا هُوَ بِبَالِغِهِ وَمَا دُعَاءُ الْكَافِرِينَ إِلَّا فِي ضَلَالٍ? [الرعد: 14]، فسماهم الكافرين بدعائهم غيره، ولم يقيد ذلك بالإصرار بعد البيان، وقال تعالى: ?وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ? [الزمر: 3]. قال البغوي رحمه الله تعالى في تفسيره: لا يرشد لدينه من كذب، فقال: إن الآلهة لتشفع، وكفى باتخاذ الآلهة دونه كذبا وكفرا. انتهى. ولم يذكر سبحانه في هذه الآية تقييدا بالإصرار بعد البيان، بل أطلق ذلك، فعلم أن التقييد غير معتبر، وأنه لا مانع من إطلاق الكفر على من اتصف بالشرك الأكبر، نعم، حلّ الدم والمال هو الذي يعتبر فيه الإصرار بعد البيان، فمن قامت عليه الحجة وأصر على المخالفة حل دمه وماله، والله أعلم.
"Слово этого человека (одного из заблудших): "Не говорится тому кто делает большой ширк, что он кафир, кроме как после обьяснения ему, и его упорства на противоречии - в нём проблемы.
Истинно, Аллах говорит: "Кто взывает наряду с Аллахом к кому то еще, на что у него нет никакого довода - то истинно его рассчёт будет у Аллаха, и кафиры не преуспеют".
И вынес Аллах такфир тому кто взывает к другому обьекту поклонения наряду с Ним, и обобщил хукм, и не ограничил его на том, кто упорствует после установления довода.
И сказал Всевышний Аллах: "К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих является всего лишь заблуждением"
И назвал их Аллах кафирами, по причине их дуа к кому-то другому помимо Аллаха, и не ограничил это только на тех, кто упорствует после разьяснения.
И сказал Аллах: "А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем лживых кафиров"
Сказал аль Багави в тафсире этого аята: "Истинно, Аллах не ведет к своей религии того кто лжёт и говорит, что другие обьекты поклонения заступаются.
И хватит во взятии других обьектов поклонения помимо Него лжи и куфра!" конец цитаты
И не упомянул Всевышний АЛлах, Свят Он и Велик, в этом аяте ограничения на том, кто упорствует после разьяснения, однако обобщил это.
Поэтому становится ясно, отсюда, что данное ограничение не принимается во внимание, и что нет никакого препятствия вынести такфир тому кто описан совершеним большого ширка.
Да, его кровь и имущество - вот в этом рассматривается его упорство после разьяснения, и тот над кем установился довод, и упорствовал на разьяснении - дозволены его кровь и имущество.
А Аллах знает лучше"
Источник: "Гурбатуль Ислам", 1/206
О демонстрациях
Сказал шейх алляма Хамуд ат Тувейджри:
وأما نداء الجهال في مظاهراتهم ورفع أصواتهم بقولهم: يحيا فلان ويسقط فلان. فليس ذلك من أفعال العقلاء فضلا عن أن يكون من الجهاد، وإنما هو من إظهار الجهل والسفاهة والفوضى، ولو أن الجزائري استدل على وجود المظاهرات في آخر الزمان بما أخبر به رسول الله من ظهور الجهل في آخر الزمان لكان أولى
"Что же касается призывов невежд на их демонстрациях, и их криков: "Да здравствует такой-то!", или "Да падёт такой-то!", то это не из действий людей, обладающих разумом, не говоря уже о том, чтобы быть джихадом!
Однако это - лишь выявление невежества, и глупости, и хаоса.
И если бы аль Джазаири аргументировал на наличие демонстраций в последние времена хадисами Посланника Аллаха о появлении невежества в последние времена - было бы правильнее"
Источник: "Танбихат аля рисалятейн лишшейх Аби Бакр аль Джазаири", 33
О Саиде Кутбе и аль-Маудуди
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри, когда увидел лишь одно из заблуждений Саида Кутба, а это его отвергание аятов Корана и следование за философами и астрономами, приведя его слова и слова аль-Маудуди:
فكلام المودودي شبيه بكلام قطب وهما ومن قال بقولهما من العصريين كلهم عيال على فلاسفة الافرنج المتأخرين
«Слова аль-Маудуди похожи на слова Кутба, и эти двое, и те, кто говорят их слово из модернистов – все они следуют за поздними французскими философами!»
Источник: «Зейль ас-сауаик», 314
О Мухаммаде Рашиде Ридо
Сказал о нём шейх Хамуд ат-Тувейджри:
ذوي الجراءة على رد الأحاديث الثابتة
«Он – из обладателей смелости в отвержении достоверных хадисов!»
Источник: «Аль-Ихтиджадж биль асар», 76
И сказал:
الذين لا يبالون برد الأحاديث الصحيحة إذا خالفت أفكارهم أو أفكار من يعظمونه من الغربيين وأتباع الغربيين
«Он из тех, которые не задумываясь отвергают достоверные хадисы, если они противоречат их идеям, и идеям тех кафиров Запада, которых они возвелчичивают, и последователей этих кафиров Запада!»
Источник: «Аль-Ихтиджадж билль асар», 79
Про джамаат «Таблиг»
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
وقد ذكر العلماء العارفون بجماعة التبليغ كثيرا مما هم عليه من البدع والخرافات والضلالات وأنواع المنكرات وفساد العقيدة، ولا سيما في توحيد الألوهية؛ فهم في هذا الباب لا يزيدون على ما كان عليه أهل الجاهلية الذين بعث فيهم رسول الله صلى الله عليه وسلم لأنهم إنَّما يقرون بتوحيد الربوبية فقط كما كان المشركون من العرب يقرون بذلك. ويفسرون معنى (لا إله إلا الله) بمعنى توحيد الربوبية، وأن الله تعالى هو الخالق الرازق المدبر للأمور، وقد كان المشركون يقرون بهذا التوحيد؛ كما ذكر الله ذلك عنهم في آيات كثيرة من القرآن، ولم ينفعهم ذلك، ولم يدخلوا به في الإسلام. وقد جهل التبليغيون معنى (لا إله إلا الله) على الحقيقة، وهوأنه المستحقُّ للعبادة دون ما سواه، فيجب إفراده بجميع أنواع العبادة، ولا يجوز صرف شيء منها لغيره، ومن صرف منها شيئا لغيره؛ فقد جعل ذلك الغير شريكا له في الألوهية، ومن خفي عليه هذا المعنى؛ فهومن أجهل الناس، ولا خير فيه. وأما توحيد الأسماء والصفات؛ فإن التبليغيين فيه أشعرية وماتريدية، وهما من المذاهب المخالفة لعقيدة أهل السنة والجماعة.
«Знающие об джамаате «Таблиг» ученые упомянули множество нововведений, сказок, заблуждений, различных видов порока, и испорченность акыды, которой придерживается этот джамаат.
Особенно в таухиде поклонения – они не прибавляют в этом ничего к тому, на чем были мушрики Мекки времен джахилии, к которым был послан Пророк, мир ему.
И это потому, что они признают лишь таухид ар-рубубия, как и мушрики Мекки признавали его.
И толкуют смысл «ля иляха илля Ллах» со смыслом таухида ар-рубубия – что Аллах единственный, кто творит, распоряжается вещами. И мушрики Мекки тоже признавали этот Таухид, как упомянул от них Аллах в Коране во многих местах. И это не принесло им пользы, и они не вошли засчет этого в Ислам.
И таблиговцы являются невежественными об истинном смысле «Ля иляха илля Ллах», а это что Аллах единственный кто заслуживает поклонения, и обязательно уединять Его в поклонении всех видов, и не разрешено отдавать ни один вид поклонения никому другому, и что кто сделал так – тот придал Аллаху сотоварища в полокнении.
И от кого скрылся этот смысл – тот самый невежественный из людей, и в нем нет никакого блага!
Что же касается Таухида Имен и Качеств, то таблиговцы в нём – ашариты и матуридиты, а это мазхабы противоречащие акыде ахли-Сунна уаль Джамаа»
Источник: «Аль-Кауль аль Балиг», 2
Об убеждениях Ибн Хазма
Сказал о нём шейх Хамуд ат Тувейджри: "И из скверного вероубеждения Ибн Хазма: его тауиль аятов сыфатов и хадисов сыфатов, возвышению Аллаха над Троном, как предшестововало упоминание этого Ибн Касиром от него, и это противоречие тому, на чем были праведные предшественники, да смилуется над ними Аллах.. и из его скверного вероубеждения его плохие слова о Коране" см. "Ар-родд аль-джамиль", 16
О тех, кто различает между рисованием и созданием фотоизображений, дозволяя последние
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
ومن الشبه الباطلة أيضًا قول بعض العصريين أن المحرم التصوير المنقوش باليد فأما المأخوذ بالآلة الفوتوغرافية فلا. وهذه الشبهة من أغرب الشبه وفيها دليل على حماقة قائلها وكثافة جهله ومثلها لا يحتاج إلى جواب لظهور بطلانها لكل عاقل فضلاً عمن له أدنى علم ومعرفة. ولو قال قائل أنه لا يحرم من الخمر إلا ما اعتصر بالأيدي فقط فأما ما اعتصر بالآلات المعدة للاعتصار فلا يحرم وإن كان أشد إسكارًا مما اعتصر بالأيدي لما كان بين قوله وبين قول صاحب هذه الشبهة فرق لأن كلا منهما قد حرم شيئًا وأباح ما هو أعظم من جنسه وما هو أولى بالتحريم والمنع مما حرمه
«Из ложных шубухатов также слово некоторых людей этого времени, что запретное создание изображений – это лишь то, что нарисовано рукой, а что же касается сделанного фотоинструментами, то это не запретно.
Эта шубха самая странная шубха! И в ней далиль на тупость говорящего о ней, и силу его невежества, и подобная шубха не нуждается даже в ответе на нее, по причине очевидности ее ложности для каждого разумного, не говоря уже про того, у кого есть малейшее знание! Если скажет говорящий, что запрещен лишь тот хамр, что будет выжат руками, а тот же, который выжат инструментами отжимки – не является запрещенным, несмотря на то, что он еще сильнее опьяняет чем тот, что выжат руками – то не будет между этим словом, и словом автора этой шубхи никакой разницы. Ведь каждый из них запретил вещь, а затем разрешил то, что еще хуже из этого же рода, и что еще первее к запрету, чем то, что он запретил!»
Источник: «И’лян ан-накир», 63
Хукм такфира дозволивших создание изображений
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
تكفير المصورين: والمراد به والله أعلم كفر دون كفر إلا في ثلاث صور فإنه يكون كفرًا أكبر الأولى أن يصنع الصور ليعبدها غيره، ومن عبادتها رجاء جلب النفع أو دفع الضر منها. ولقد ذكر لنا أن بعض السفهاء في بعض البلاد المجاورة كانوا يمشون في الأسواق بصورة أحد الفراعنة في زماننا يبيعونها وينادون عليها من يشتري صورة تحفظه في بيته بثمن قليل أو كلمة نحوها. وهذا هو الشرك الأكبر الثانية من يستحل صناعتها مع اعتقاده للتحريم لأن من استحل محرمًا فقد كفر. الثالثة من يصنعها قاصدًا بذلك مضاهاة الباري تبارك وتعالى والله سبحانه تعالى أعلم
«Глава о такфире создающих изображения.
Подразумевается под такфиром их (что пришло в хадисах) – а Аллах лучше знает – малый куфр, кроме трёх ситуаций, которые являются большим куфром.
Первая из них – это если кто то делает изображение для того, чтобы кто-то другой поклонялся ему.
И из видов поклонения – надежда, что оно приносит пользу, или отталкивает вред.
И мне упомянули, что некоторые глупцы в соседних странах, ходят по рынкам с портретами одного из фараонов нашего времени, и продают этот портрет, и кричат: «Кто дешево купит изображение, которое будет оберегать его в доме?»
И это большой ширк!
Вторая из них - кто считает дозволенным создавать изображения, зная о запретности этого, потому что тот, кто разрешил запретное – является кафиром
Третья из них – кто создает их, желая уподобляться Творцу, Свят Он и Велик»
Источник: «И’лян ан накир», 54
Об одевании наручных часов
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
ومن المنكرات الظاهرة أيضًا تحلي الرجال بالساعات في أيديهم كأنها أساور النساء, والمتحلى بالساعة قد جمع بين التشبه بالنساء والتشبه بالإفرنج وغيرهم من أعداء الله تعالى، والتشبه بأهل النار؛ لأن الحديد حلية أهل النار
«Из явных порицаемых вещей - когда мужчины украшаются часами подобно тому как женщины украшают свои руки браслетами. Тот, кто украшается часами, делает две порицаемые вещи - уподобляется женщинам и уподобляется европейцам и тому подобным врагам Аллаха, и уподобляется обитателям ада, так как железо будет украшением обитателей ада»
Источник: «Аль-Кауль аль-Мухаррар», 1/94
О ношении пиджака и шляпы
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
«النوع العاشر: من التشبه بأعداء الله تعالى لبس البرنيطة التي هي من لباس الإفرنج ومن شابههم من أمم الكفر والضلال وتسمى أيضًا القبعة، وقد افتتن بلبسها كثير من المنتسبين إلى الإسلام في كثير من الأقطار الإسلامية ولا سيما البلدان التي فشت فيها الحرية الإفرنجية وانطمست فيها أنوار الشريعة المحمدية.
ومن ذلك أيضا الاقتصار على لبس السترة والبنطلون. فالسترة قميص صغير يبلغ أسفله إلى حد السرة أو يزيد عن ذلك قليلا وهو من ملابس الإفرنج، والبنطلون اسم للسراويل الإفرنجية، وقد عظمت البلوى بهذه المشابهة الذميمة في أكثر الأقطار الإسلامية. ومن جمع بين هذا اللباس وبين لبس البرنيطة فوق رأسه فلا فرق بينه وبين رجال الإفرنج في الشكل الظاهر، وإذا ضم على ذلك حلق اللحية كان أتم للمشابهة الظاهرة. ومن تشبه بقوم فهو منهم كما تقدم في حديث عبد الله بن عمر رضي الله عنهما وتقدم أيضًا حديث عبد الله بن عمرو بن العاص رضي الله عنهما أن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - قال: "ليس منا من تشبه بغيرنا".
«Десятый вид: из уподобления врагам Всевышнего Аллаха – это ношение шляпы, которая является одеждой европейцев и им подобных из числа неверующих и заблудших народов. И соблазнились ношением её многие из причисляющих себя к Исламу во многих исламских странах. Особенно в странах, в которых проявилась «европейская свобода» и погас в ней свет шариата.
Также из этого уподобления – это ношение пиджака и брюк и довольство этим.. И это отвратительное (позорное) уподобление значительно распространилось в большинстве исламских стран.
И тот, кто совмещает эту одежду с ношением шляпы на своей голове, то нет разницы между ним и европейцами во внешнем виде. А если же вместе с этим будет бритая борода, то это будет еще в более полной мере внешним уподоблением. И «тот, кто уподобляется какому либо народу – тот из них», как пришло ранее в хадисе АбдуЛлаха ибн ‘Умара. Также ранее (был упомянут) хадис АбдуЛлаха ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас о том, что Пророк (ﷺ) сказал: «Не из нас тот, кто подражает не нам».
Источник: «Аль-Идох уа ат-Табьин», 78
О театральных сценках в призыве, и об «исламских спектаклях»
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри:
وإنه ليخشى على من نسب التمثيل إلى الإسلام وجعله داخلا في مسماه أن يكون له نصيب من قول الله تعالى: ?أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ?
«Истинно, есть опасение за тех, кто приписал театратльные сценки к Исламу, и сказал: «Исламские театральные сценки», есть опасение, что у него будет доля в словах Аллаха: «Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, что не узаконил Аллах»?
Источник: «Икамату ад далиль аля ман’и аль анашид аль муляххана уа ат тамсиль», 10
Сказал также шейх Хамуд ат-Тувейджри:
التمثيل من الأشياء التي تقرب من النار وتباعد من الجنة فلتراجع الأحاديث ففيها أبلغ رد على المفتونين بالتمثيل
«Театральные сценки относятся к вещам, которые приближают к Огню, и отдаляют от Рая. И вернитесь же к хадисам, которые были упомянуты, и в них мощнейшее опровержение очарованным театральными сценками!»
Источник: «Икамату ад далиль аля ман’и аль анашид аль муляххана уа ат тамсиль», 11
В заключение – просим у Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы он смиловался над этим великим ученым нашего времени, и даровал нам других таких же как и он защитников религии.
Амин!