Вход пользователя
Выявление истины касательно табаррука: часть первая:
табаррук посредством трогания, обтирания и поцелуя могилы Пророка и праведников
Табаррук посредством обтирания о могилу Пророка относится к очень порицаемым нововведениям, которые строго порицали ученые этой Уммы.
Доказательства на незаконность этого:
1. То, что ни в Коране, ни в Сунне, не пришло никакого довода на дозволенность этих вещей, а значит, это является порочным нововведением.
2. Достоверно от Пророка, что он запретил брать его могилу местом для сбора и поклонения, и указал на то, что это путь христиан и иудеев. И просил Посланник Аллаха, чтобы Аллах не сделал его могилу идолом, которому бы поклонялись. Сказал Посланник Аллаха, мир ему: «О Аллах, не делай мою могилу идолом после меня, которому будут поклоняться! Крайне силен Гнев Аллаха на народ, который взял могилы своих Пророков местами для поклонения» Малик, 593, Бухари, 3765, и др.
Сказала Аиша: "Если бы не это, то была бы вынесена его могила наружу, однако он боялся, что ее возьмут местом для поклонения" (Муслим, 823, Бухари, 1301)
Сказал имам Ибн Абдуль Барр в комментарии: "И поэтому, запрещено мусульманам брать могилы Пророков, ученых, и праведников, местами для поклонения" см. "Ат-Тамхид", 1-168
3. То, что никто из праведных предшественником – ни из числа сподвижников, ни из числа табиинов, не делал подобного с могилой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И они не приходили к могиле Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы получить с нее баракят, и не терлись об нее, и не целовали ее, вместе с тем что у них была такая возможность, и была большая нужда в этом, и они превзошли всех остальных в поклонении и следовании за Сунной.
И напротив, передали с хорошим иснадом от Абдуллаха ибн Умара, что он запрещал прикасаться к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. См. "Джуз ибн Асым", 1-106, "Ас-Сияр", 12-378
Слова ученых об этом виде:
Привел Коды Яд, от имама Малика, что он сказал: "Нельзя посещающему трогать могилу руками!" см. "Аш-шифа", 2-85
Сказал имам Ахмад: "Не разрешено посещаещему могилу Пророка трогать ограду! Можно класть свою руку на край минбара, или на место, где сидел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и нельзя целовать ограду!" см. "Масаиль имам Ахмад", 3-61 в передаче его сына Аби Фадля, иснад достоверный
Сказал Абу Бакр аль-Асрам, великий ученый ханбалитского мазхаба и ученик Ахмада: "Спросил я у Имама Ахмада- "Могила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует- можно ли протираться об нее и трогать ее?" Он ответил: "Я не знаю ничего такого!" Я спросил: "А минбар?". Он ответил: "Что касается минбара то да, пришел текст касательно этого". Сказал я: "Они прижимаются животами к стене могилы, а я видел ученых Медины, и они не трогали могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а стояли в стороне, и давали ему салям" Ахмад сказал: "Да, и также делал Ибн Умар". см. "Аль-Мугни", 7-423, "Ар-Риваятейн уаль уаджхейн", 1-215[1]
Сказал имам Абу Бакр Ат-Тартуши: "Не разрешено обтираться о могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует!" см. "Аль-бида уаль-хауадис", 1-156
Сказал имам Ибн Кудама: "Не является желательным протирание об ограду могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поцелуй ее!" см. "Аль-Мугни", 7-423
Сказал Ибн Хадж аль-Малики: "И должен ученый предостерегать остальных от бидаатов, которые введены там! И ты можешь увидеть того, у кого нет знаний, делает тауаф вокруг благородной могилы, точно также, как делает тауаф вокруг Каабы, и трется об могилу, и целует ее, и кладут на нее свои головные платки и одежду, желая этим получение баракята (табаррук), и всё это бида! Поскольку табаррук может быть лишь посредством следования за Пророком, да благословит его Аллах и приветсвтует! И причиной поклонения идолам во времена джахилии были именно эти вещи" см. "Аль-Мадхаль", 1-263
Сказал очень хорошие слова об этом имам ан-Навави: "Не разрешено делать тауаф вокруг могилы Пророка, мир ему и молитва. И нежелательно прижиматься животой или спиной к стене могилы, и нежелательно протирать ее рукой, и целовать, и напротив, адаб в том, чтобы отдаляться от нее, как отдалились бы от Пророка, если бы он пришел во время своей жизни ,и это - верное мнение, и это то, что сказали ученые, и согласились на этом, и нужно не обольщаться многими простолюдинами, в их противоречии (этому). Воистину, подражание и действие должно быть за словами ученых, и не нужно оборачиваться на нововведения простонародья и их невежества! И как хорошо сказал благородный господин Абу Али Фудейл ибн Ияд, да смилуется над ним Аллах, когда сказал по смыслу: "Следуй путями прямого руководства, и не повредит тебе малое число следующих! И остерегайся путей заблуждения, и не обольщайся количеством погибающих!" И кому пришло в его голову, что протирание рукой, и тому подобное, большое в баракя (благодати), то это из его невежества, и беспечности! Поскольку баракат есть только в том, что соответствует Шариату и словам ученых! А как он стремился к благу в том, что противоречит истине?!" см. "Аль-Маджму", 8-206
Сказал аль-Газали[2]: "Что же касается посещения Посланника Аллаха, то надлежит стоять перед ним как мы это уже описали, и посещать его после смерти точно также, как ты посетил бы его при жизни, и не приближаться к его могиле, иначе как ты приближался бы к нему самому если бы он был жив. И как ты видел бы запретным трогать его, и целовать его, однако стоял бы в стороне от него, стоя перед ним, точно также и делай (после смерти). И воистину, трогание и целование могил – традиция иудеев и христиан!" см. "Аль-ихья", 1-271
Ответ на сомнительные доводы касательно данного вида табаррука
1. Первый сомнительный довод: асар Биляля
Аргументируют сторонники табаррука асаром, который пришел от Биляля, в котором приходит следующее: "..и направился Биляль в Медину, и пришел к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и начал плакать около нее, и припал головой к ней.." Передал эту историю Ибн Асакир в "Тарих Димашк",7-136.
Ответ на ложный довод: данный асар не достоверен от Биляля, да будет доволен им Аллах, и в его иснаде серьезная слабость – передатчики Сулейман ибн Биляль и Ибрахим ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Биляль.
Оба они являются неизвестными передатчиками.
Что касается Ибрахима ибн Мухаммада ибн Сулеймана, то сказали о нем Ибн Хаджар и Аз-Захаби: "Он неизвестен" см. "Аль-Лисан", 1-107, и "Аль-Мизан", 1-64.
Что касается Сулеймана ибн Биляля, то про него вообще ничего неизвестно.
Сказал хафиз Ибн Абдуль Хади: "Не назвал его достоверным ни один из ученых науки принятия и отведения передатчиков" см. "Ас-сарим аль-мунки фи родд аля ас-Субки", 232
И назвали этот хадис выдуманным ученые хадиса.
Сказал хафиз Ибн Хаджар: "Ясно, что эта история выдуманная!" см. "Лисан аль-мизан", 1-107
Сказал хафиз Ибн Абдуль Хади: "Этот асар странный, отвергаемый, и его иснад неизвестен (т.е. в нем неизвестные передатчики), и в нём есть разрыв!" см. "Ас-Сарим аль-Мунки фи родд аля ас-Субки", 228
2. Второй сомнительный довод: асар Аиши
Передал Ад-Дарими в "Сунане" (1-43), что однажды в Медине наступила сильная засуха, и люди пожаловались на это Аише. Она сказала: "Ступайте к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и проделайте над ней небольшие окна, чтобы между ним и небом не было потолка". Люди сделали это, и полил такой сильный дождь, что выросла трава, а верблюды потучнели так, что лопались от жира. Тот год прозвали годом "лопания"».
Ответ: Этот асар также недостоверен.
В его иснаде сразу 3 недостатка.
1. В его иснаде передатчик по имени Амру ибн Малик ан-Нукри, обвиненный в воровстве хадисов.
Сказал о нем имам Ибн Ади: "Рассказывал от достоверных порицаемые хадисы, и воровал хадисы!" см. "Аль-Камаль фи дуафа ар-риджаль", 5-150
Сказал имам Абу Я'ла: "Он был слабым передатчиком" см. "Аль-Камаль фи дуафа ар-риджаль", 5-150
И одного наличия этого передатчика хватит чтобы назвать этот асар недостоверным.
2. В его иснаде передатчик Саид ибн Зейд, являющийся слабым передатчиком.
И хоть и назвал его достоверным Яхья ибн аль-Маин и сказал о нём Ахмад что он нормальный, но более правильно, что это слабый передатчик как обьяснили это другие учёные. Вот слова некоторых ученых о нём:
Сказал имам Яхья ибн Са'д: "Он очень слабый передатчик!" см. "Тахзиб аль-камаль"
Сказал Ахмад: "Он нормальный" см. "Тахзиб аль-камаль"
Сказал имам Ибрахим ибн Я'куб: "Ученые называли слабыми его хадисы, и нет довода в его хадисах" см. "Тахзиб аль-камаль"
Сказал Ан-Насаи: "Он слабый" см. "Тахзиб аль-камаль"
Сказал имам Ибн Хиббан: "Он был правдивым, хафизом, однако ошибался в хадисах настолько, что не принимается его передача, когда ее не подкрепляют другие" см. "Тахзиб ат-тахзиб", 4-33
Сказал имам Аль-Баззар: "Он слабый, не было у него должной памяти", см. "Тахзиб ат-тахзиб", 4-33
Сказал о нём Ад-Даракутни: "Слабый передатчик" см. "Тахзиб ат-тахзиб", 4-33
Сказал Абу Хатим Ар-Рази: "Он слабый" см. "Тахзиб ат-тахзиб", 4-33
И одного наличия этого слабого передатчика хватит чтобы признать асар недостоверным.
3. В его иснаде есть передатчик Мухаммад ибн Фадль аль-Арим
Он был достоверным, однако он запутался в конце жизни.
Сказал Ибн Хаджар: "Достоверный, однако запутался в конце жизни" см. "Ат-Такриб"
И общее правило в науке хадиса касательно таких передатчиков, что их передачи не принимаются, кроме как если известно, что этот хадис они передали до того, как запутались. В данном же случае не известно, передавал Ад-Дарими от него до того, как он запутался, или после, поэтому такая передача не принимается.
Поэтому данный хадис является слабым, как подтвердили это ученые. см. "Ат-тавассуль уа ануауху уа ахкамуху", 1-128, "Ар-Родд аля аль-Бакри", 68, "Хазихи Мафахимуна", 1-59, и др.
3. Третий сомнительный довод: табаррук Абу Аюба аль-Ансари о могилу Пророка
Говорит оппонент: "От Абу Дауда ибн Салиха, что тот сказал, что однажды Марван пришел к могиле Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и увидел человека, который лежал рядом с могилой, положив на неё свою голову. Марван спросил: «Ты знаешь, что делаешь?» Он ответил: «Да», - и повернулся к Марвану. И Марван увидел, что это Абу Аюб аль-Ансари, известный сподвижник, у которого Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, остановился, когда переселился в Медину. И Абу Аюб аль-Ансари продолжил: «Я пришел к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и услышал, как он сказал: «Не плачьте по религии, когда она в руках тех, кто достоин этого. Плачьте тогда, когда руководят люди, которые этого не достойны»
Ответ: Иснад этой истории является слабым. Вот его пути:
- Передали его Аль-Хаким, 8571 и Ахмад, 23633, по пути через Касира ибн Зейда, от Дауда ибн Аби Солиха.
И данный иснад не является достоверным по нескольким причинам.
1. В нем есть неизвестный передатчик Дауд ибн Аби Солих. Сказал о нем Имам аз-Захаби: «Хиджазец, неизвестен» "Мизан аль-И'тидаль", 2/617
И согласился с ним Хафиз ибн Хаджар в "Тахзиб ат-Тахзиб", 3/188.
Сказал шейх Шуайб аль-Арнаут: «Его иснад слабый по причине неизвестности Дауда ибн Аби Солиха» См. «Таалик Шуайб аль-Арнаут аля Муснад Ахмад», 5/422
2. В нем есть передатчик Касир ибн Зейд, которого назвали слабым очень многие имамы.
Сказал аль-Хейсами, указывая на недостаток в иснаде этого хадиса: «В его иснаде Касир ибн Зейд. Назвал его достоверным Ахмад и другие, назвали его слабым ан-Насаи и другие» См. Маджму аз-Зауаид, 5/245
- Второй его путь: передал его Ат-Табарани в "Аль-Авсат", 284, 9366, и в "Аль-Кабир", 3999, и Ибн Асакир в "Тарих Димашк"", по пути через Суфьяна ибн Хамзу, от Хатима ибн Исмаила, от Касира ибн Зейда, от Муттолиба ибн Абдуллаха.
И в этом иснаде вообще не пришло упоминания могилы и того, что Аюб положил на нее голову!
И это также слабый иснад, по той же причине что и предыдущий – наличие в нем передатчика Касира ибн Зейда.
Поэтому, данный хадис является слабым, как и сказали об этом учёные.
Сказал Ибн Хаджар аль-Хейтами: «Упомянутый хадис является слабым, поэтому то, что сказал ан-Науауи касательно иджма о запрете трогания могилы является достоверным, и нет в этом сомнений» См. "Хошия аль-И'дох", 219
Сказал шейх аль-Альбани: «Распространилась среди поздних ученых попытка доказать этим хадисом дозволенность тереться о могилы, мотивируя это тем, что Абу Аюб положил свое лицо на могилу. И вместе с тем, что этот хадис не является ясным в указании на то, что он делал это для табаррука, как делают это невежды, вместе с этим иснад до Абу Аюба, что он делает этот поступок, является слабым, как уже было разъяснено, поэтому нет в нем довода. И порицали ученые-исследователи, такие как ан-Навави и другие протирание об могилы, и сказали: «Это из поступков христиан и иудеев». См. "Ад-Даифа", 374
2. Второй вид: табаррук посредством трогания, обтирания и поцелуя могил праведников
Запретность этого проистекает из тех же доказательств, согласно которым запрещено делать подобное с могилой Пророка, и более того, если даже с могилой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрещено делать такие вещи, то тем более запрещено делать это с могилами других людей.
Продолжение следует...
[1] Что же касается переданного о том, что имам Ахмад разрешал это делать, то ученые ханбалиты сказали, что это недостоверно от него, рахимахуЛлах. А даже если достоверно, то слова имама Ахмада "Ля ба'са бихи" (Нет в нем проблем) – касаются передатчика, который делает такие вещи, а не дозволенности самих таких вещей, поскольку книга, где это передается, это книга с вопросами и ответами Ахмада касательно недостатков в иснадах хадисов.
[2] Аль-Газали приведен в этой статье только для того, чтобы показать суфистам слова их лидера. Сам аль-Газали не является учёным ахли ас-Сунна, и некоторые ученые ахль-ас-Сунна вынесли ему такфир, за многочисленные заблуждения что были в его книгах. Сказал имам Аль-Алуси, передавая от имама Абдуль Латыфа ибн Абдур-Рахмана аль-Ханбали, что тот сказал: «И занял Ибн Акиль величайшее место в порицании и назывании безобразным и насмешке над тем, что в этой книге (аль-Ихья) из обмана, и порчи, и твердо заявил, что многие из исследований аль-Газали – чистое зиндычество, и не примется от его автора ни обязательных дел, ни желательных». («Гоятуль-Амани», 2-369)
Сказал Хафиз Ибн Касир: «И поносили его (аль-Газали) за это Абуль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, затем Ибн Ас-Салях, многочисленным поношением, и побуждал аль-Мазари сжигать его книгу «Ихья ‘улюм ад-дин», и также другие кроме него из ученых Магриба. Они сказали: «Эта книга – воскрешение наук о его религии, что же касается нашей религии, то воскрешение ее наук – это Книга Аллаха, и Сунна Его Посланника». («аль-Бидая уа ан-Нихая», 12-214)
И сказал Ибн аль-Джоузи, что некоторые его слова – это слова батынитов (кафирская секта) см. "Ас-сияр", 19-340
Более того его книга «Ихья» читалась при дворе халифа Магриба в присутствии всех ученых, и после прочтения по единогласному мнению ученых была сожжена.
И опровергали аль-Газали, порицали его, и повелевали воздерживаться от чтения его заблудших книг многие другие ученые ахль ас Сунна. И его книга "Аль-Ихья" переполнена философией, сотнями вымышленных хадисов на Пророка, и иногда даже откровенным куфром.
Что же касается слов тех, кто говорит, что Газали был муджаддидом, то не следует даже оборачиваться в сторону таких слов, поскольку ясно их противоречие истине. Как будет аль-Газали муджаддидом в веке, в котором жили и писали имам Ибн Абдуль Барр, имам Аль-Багави, имам Абу Усман ас-Сабуни, и многие другие великие учёные Сунны, защищавшие Сунну и боровшиеся с бид'а, и приносившие пользу мусульманам?! Нет сомнения что слово о том, что аль-Газали – муджаддид, противоречит определению муджаддида. Сказал имам Азыбамади: "Муджаддид – это тот, кто отделит Сунну от бида, возвеличит знание, поможет его людям, и разобьет людей бида и унизит их!" см. "Аунуль мабуд", 11-260. Так как же может быть муджаддидом тот, чьи книги наполнены лживыми хадисами и нововведениями и суфизмом по признанию самого назвавшего аль-Газали муджадиддом? Нет сомнения что это великое противоречие, и ошибка. И если и был аль-Газали муджаддидом, то только муджаддидом бид'а, просим у Аллаха прибежища и защиты.