Вход пользователя
Хадис и его науки - Проверенные хадисы
Правда ли что Аллах приказал Иблису совершить суджуд могиле Адама, мир ему?
Вопрос: Какова достоверность истории которая пришла в лекциях «Тальбис Иблис», что Иблис захотел покаяться и ему было предложено совершить суджуд могиле Адама?
Ответ:
Эта история передается по двум цепочкам.
1. Передал эту историю Ибн аль Джоузи в «Тальбис Иблис», 1/29, Ибн Асакир в «Тарих Димашк», 62/259, и другие, по пути через Абу Абдуллаха Мухаммада Ибн Мусы аль-Хараши, от Джа’фара Ибн Сулейман, от Амра Ибн Динара, от Салима Ибн Абдуллах, от Абдуллаха Ибн Умара, об этом.
В этом иснаде сразу несколько слабых мест:
1. Мухаммад Ибн Муса аль-Хараши
Сказал Абу Убейд аль Аджурри:
سألت أبا داود عنه ، فوهاه و ضعفه
«Я спросил у Абу Дауда о нём, и он очень ослабил его»
см. «Тахзиб аль Камаль».
И его степень у Ибн Хаджара и других – слабый
2. Амр Ибн Динар аль-Зубейр
Сказал о нём имам Ахмад:
ضعيف ، منكر الحديث
«Слабый, его хадисы отвергаемые»
Сказал о нём Яхья Ибн Маин:
لا شىءذاهب
«Он ничто, пропащий!»
Источник: «Тахзиб аль камаль»
Сказал о нём Амр Ибн Али:
ضعيف الحديث ; روى عن سالم عن ابن عمر عن النبى صلى الله عليه وسلم أحاديث منكرة
«Его хадисы слабые, он передавал от Салима от Ибн Умара отвергаемые хадисы!»
Источник: «Тахзиб аль камаль»
Сказал Абу Зур’а ар Рази:
واهى الحديث .
«Его хадисы крайне слабые»
Сказал имам Абу Хатим ар Рази:
ضعيف الحديث ; روى عن سالم بن عبد الله عن أبيه غير حديث منكر ، و عامة حديثه منكر
«Его хадисы слабые, он передал от Салима Ибн Абдуллаха от Ибн Умара много отвергаемых хадисов, все его хадисы отвергаемые!»
Источник: «Тахзиб аль Камаль»
2. Передал эту историю Ибн Аби Дунья в «Макаид аш шайтан», 45, по пути от Исхака Ибн Исмаила, от Джарира, от Амаша, от Зияда Ибн Хусейна, от Абу Алии.
У этого иснада сразу несколько недостатков:
1. В слышании Исхака Ибн Исмаила от Джарира Ибн Хумейда есть проблемы как на это указали имамы этой науки, см. «Тахзиб аль Камаль», и др
2. Абу Алия – табиин, и данный хадис относится к категории мурсаль. И как известно в науке хадиса, мурсали Абу Алии крайне слабые.
Сказал имам аш Шафии:
حديث أبي العالية الرياحي رياح
«Мурсали Абу Алии ар-Рияхи – подобны ветру»
Источник: «Шарх иляль ат Тирмизи», 1/99
Сказал табиин Мухаммад Ибн Сирин:
لا تأخذوا بمراسيل الحسن ولا أبي العالية وما حدثتموني فلا تحدثوني عن رجلين من أهل البصرة عن أبي العالية والحسن فانهما كانا لا يباليان عمن أخذا حديثهما
«Не берите мурсали Хасана аль Басри и Абу Алии, и то что вы рассказали мне, не рассказывайте мне больше от двух басрийцев- Абу Алии и Хасана, истинно они абсолютно не задумывались над тем, от кого они брали свои хадисы»
Источник: «Насб ар-Рая», 1/51
И его мурсали известны своей слабостью.
И сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия рахимахуЛлах о данной истории:
وأما عَرضُ السجودِ لقبرِ آدم عليه السلام على إبليس فهذا قد ذكره بعضُ الناس، لكن ليس له إسناد يُعتَمد عليه
«Что же касается предложения суджуда могиле Адаму Иблису, то это упомянули некоторые люди, однако у него нет иснада на который возможно было бы опираться»
Источник: «Джамиуль масаиль», 4/301
И сказал:
وأما عرض السجود على إبليس عند قبر آدم فقد ذكره بعض الناس، وأما عرضه عليه في الآخرة فما علمت أن أحدا ذكره, وكلاهما باطل
"Что же касается того, что Иблису было предложено сделать суджуд возле могилы Адама - то упомянули это некоторые люди, что же касается того что ему будет предложено сделать это в ахира - то я не знаю никого кто упомянул бы это. И оба этих заявления являются батылем (ложью не имеющей основы)!"
Источник: "Аль Мустадрак аля маджму аль фатауа", 1/176
Поэтому, данный хадис – является крайне отвергаемым и недостоверным, как иснадом так и матном, противоречащим основам Шариата и Единобожия.
А Аллах знает лучше