Вход пользователя
25 Сентября 2014
Можно ли вступать в половую связь с наложницей помимо женщин людей Писания?
Вопрос: Если Аллах наделит наложницей из числа езидов, можно ли вступать с ней в половую связь?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Это вопрос в котором разногласят ученые на два мнения.
1. Запретность, и это мнение подавляющего большинства сподвижников и табиинов, и всех имамов фикха - Аль-Аузаи, ас-Саури, аш Шафии, Малика, Ахмада, Абу Юсуфа, Абу Убейда аль-Косима Ибн Саляма, и остальных
2. Дозволенность, и это мнение табиинов Тауса, Муджахида, Ато, Амра Ибн Динара, Саида Ибн Мусаййиба1 - и Абу Саура из факихов стран
Причиной этого разногласия является разногласие в понимании слов Аллаха:
ولا تنكحوا المشركات حتى يؤمن
"Не совершайте "никях" с многобожницами, пока они не уверуют.."
(Аль-Бакара, 221)
Разногласят две группы в понимании данного аята
- Те кто сказали о дозволенности, отнесли слово "никях" лишь к смыслу "брачного договора", и сказали: что же касается захватывания их через рабство, то в этом нет проблем и это остается на дозволенности
- Подавляющее же большинство ученых и саляфов поняло этот аят на том, что под "никяхом" имеется ввиду изначальный главный смысл этого слова в языке - а это половое сношение, и сказали: запретно половое сношение с многобожницами, будь это через брак, или не через брак.
И верным является второе мнение - мнение подавляющего большинства саляфов, и всех факихов стран - о запретности этого
Сказал имам Абу Джа'фар Ибн Нуххас (ум. 338 г.х.), один из больших имамов фикха и языка, ученик имама ан Насаи:
وَأَمَّا نِكَاحُ الْإِمَاءِ الْمَجُوسِيَّاتِ وَالْوَثَنِيَّاتِ فَالْعُلَمَاءُ عَلَى تَحْرِيمِهِ إِلَّا مَا رَوَاهُ يَحْيَى بْنُ أَيُّوبَ، عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ عَطَاءٍ، وَعَمْرِو بْنِ دِينَارٍ، " أَنَّهُمَا سُئِلَا عَنْ نِكَاحِ الْإِمَاءِ الْمَجُوسِيَّاتِ، فَقَالَا لَا بَأْسَ بِذَلِكَ وَتَأَوَّلَا قَوْلَ اللَّهِ جَلَّ وَعَزَّ: {وَلَا تَنْكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ} [البقرة: 221] فَهَذَا عِنْدَهُمَا عَلَى عَقْدِ النِّكَاحِ لَا عَلَى الْأَمَةِ الْمُشْتَرَاةِ، وَاحْتَجَّا بِسَبْي أَوْطَاسٍ وَأَنَّ الصَّحَابَةَ نَكَحُوا الْإِمَاءَ مِنْهُنَّ بِمِلْكِ الْيَمِينِ " قَالَ أَبُو جَعْفَرٍ: وَهَذَا قَوْلٌ شَاذٌّ، أَمَا سَبْيُ أَوْطَاسٍ فَقَدْ يَجُوزُ أَنْ يَكُونَ الْإِمَاءُ أَسْلَمْنَ فَجَازَ نِكَاحُهُنَّ وَأَمَّا الِاحْتِجَاجُ بِقَوْلِهِ جَلَّ وَعَزَّ: {وَلَا تَنْكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ} [البقرة: 221] فَغَلَطٌ لِأَنَّهُمْ حَمَلُوا النِّكَاحَ عَلَى الْعَقْدِ وَالنِّكَاحُ فِي اللُّغَةِ يَقَعُ عَلَى الْعَقْدِ وَعَلَى الْوَطْءِ، فَلَمَّا قَالَ جَلَّ وَعَزَّ: {وَلَا تَنْكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ} [البقرة: 221] حَرَّمَ كُلَّ نِكَاحٍ يَقَعُ عَلَى الْمُشْرِكَاتِ مِنْ نِكَاحٍ وَوَطْءٍ، وَفِي هَذَا مِنَ اللُّغَةِ شَيْءٌ بَيِّنٌ حَدَّثَنِي مَنْ أَثِقُ بِهِ قَالَ: سَمِعْتُ أَحْمَدَ بْنَ يَحْيَى يَقُولُ: " أَصْلُ النِّكَاحِ فِي اللُّغَةِ الْوَطْءُ وَإِنَّمَا يَقَعُ لِلْعَقْدِ مَجَازًا قَالَ: وَالدَّلِيلُ عَلَى هَذَا أَنَّ الْعَرَبَ تَقُولُ أَنْكَحْتُ الْأَرْضَ الْبُرَّ إِذَا أَدْخَلْتَ الْبُرَّ فِي الْأَرْضِ قَالَ أَبُو جَعْفَرٍ: وَهَذَا مِنْ حَسَنِ اللُّغَةِ وَالِاسْتِخْرَاجِ اللَّطِيفِ
"Что же касается вступления в половую связь с рабынями из числа огнепоклонниц и идолопоклонниц, то все ученые на запретности этого, кроме того, что передал Яхья Ибн Аюб, от Ибн Джурейджа - от Ато, и Амра Ибн Динара, что их спросили про вступление в половую связь с рабынями огнепоклонницами, и они ответили: "Нет в этом проблем", и истолковали слова Аллаха: "Не делайте "никях" с многобожницами.." - что это имеется ввиду лишь брачный договор, а не покупная рабыня. И также они аргументировали захватом в рабство женщин племени Автас, и тем что сподвижники вступали в половую связь с рабынями из их числа.
Скажу я, Абу Джа'фар: Это отвергаемое отклоненное слово!
Что касается захвата в рабство женщин племени Автас, то разрешенным является что они приняли Ислам, и стало разрешенным вступать с ними в половую связь.
Что же касается аргументации словами Аллаха: "Не делайте "никях" с многобожницами, пока они не уверуют" - то это ошибка, потому что они поняли "никях" здесь как брачный договор, в то время как "никях" в языке имеет как значение "брачный договор", так и "сношение", и когда Аллах сказал: "Не делайте "никях" с многобожницами, пока они не уверуют" - он запретил любой вид никяха с многобожницами, будь это брак, или сношение, и это ясная вещь в арабском языке.
И рассказал мне тот кому я доверяю, что он слышал от Ахмада Ибн Яхьи ас-Са'ляба (великий ученый в арабском языке), как он сказал: "Основное употребление слова "никях" в языке - половое сношение, а на брачный договор оно попадает лишь в переносном смысле, и далиль на это, то что арабы имели обыкновение говорить: "Я сделал никях земли с пшеницей" - когда вставил семена пшеницы в землю"
Скажу я, Абу Джа'фар: "Это из прекрасного понимания языка, и тонкого извлечения ахкамов"
Источник: "Ан-Насых уаль-Мансух", 1/202
И сказал великий имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям (ум. 224) после того как упомянул мнение о дозволенности:
خِلَافُ التَّنْزِيلِ وَمَا عَلَيْهِ أَهْلُ الْإِسْلَامِ
"И это - противоречие Ниспосланному Корану и тому на чем люди Ислама"
Источник: "Ан-Насых уаль Мансух", 1/99
И сказал:
فَأَمَّا الْمَجُوسِيَّاتُ وَالْوَثَنِيَّاتُ فَنِكَاحُهُنَّ مُحَرَّمٌ عِنْدَ الْمُسْلِمِينَ جَمِيعًا لَمْ يَنْسَخْ تَحْرِيمَهُنَّ كِتَابٌ وَلَا سُنَّةٌ عَلِمْنَاهَا
"Что касается огнепоклонниц и идолопоклонниц, то вступление в половую связь с ними запрещено у всех мусульман, и не отменила запретность этого ни Книга Аллаха, ни какая-либо Сунна о которой мы бы знали"
Источник: "Ан-Насых уаль Мансух", 1/94
И сказал Абу Убейд в опровержение тем кто аргументировал тем что сподвижники захватывали в рабство женщин многобожников:
حَدَّثَنَا هُشَيْمٌ، عَنْ يُونُسَ، عَنِ الْحَسَنِ قَالَ: قَالَ لَهُ رَجُلٌ: يَا أَبَا سَعِيدٍ كَيْفَ كُنْتُمْ تَصْنَعُونَ إِذَا سَبَيْتُمُوهُنَّ قَالَ: كُنَّا «نُوَجِّهُهَا إِلَى الْقِبْلَةِ وَنَأْمُرُهَا أَنْ تُسْلِمَ وَتَشْهَدَ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ ثُمَّ نَأْمُرُهَا أَنْ تَغْتَسِلَ، فَإِذَا أَرَادَ صَاحِبُهَا أَنْ يُصِيبَهَا لَمْ يُصِبْهَا حَتَّى يَسْتَبْرِئَهَا» قَالَ أَبُو عُبَيْدٍ: «فَهَذَا الْحَدِيثُ عِنْدَنَا مُفَسِّرٌ لِوَطْءِ كُلِّ أَمَةٍ مُشْرِكَةٍ مِنَ الْمَجُوسِيَّاتِ وَعَوَابِدِ الْأَوْثَانِ وَجَمِيعِ أَصْنَافِ أَهْلِ الْمِلَلِ سِوَى أَهْلِ الْكِتَابِ، وَذَلِكَ أَنَّ الْحَسَنَ وَأَهْلَ بِلَادِهِ إِنَّمَا كَانَتْ مَغَازِيهِمْ فِي نَاحِيَةِ خُرَاسَانَ وَسِجِسْتَانَ وَكَابُلَ، وَلَيْسَ أُولَئِكَ بِأَهْلِ كِتَابٍ،
"Рассказал нам Хушейм, от Юнуса, от Хасана аль Басри, что он сказал: "Меня спросил один человек: "О Абу Саид, что вы делали когда захватили в рабство женщин многобожниц?" Он ответил: "Мы велели им повернуться к Кибле, и принять Ислам и засвидетельствовать что нет никого достойного поклонения помимо Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха, затем велели им совершить полное омовение, и когда хотел ее владелец совокупиться с ней - он не совокуплялся с ней, пока она не очищалась"
Скажу я, Абу Убейд: этот хадис у нас разьясняет все случаи сношения с рабыней многобожницей будь это огнепоклонницы, или идолопоклонницы или любые другие религии куфра помимо людей Писания.
И это потому, что аль Хасан аль Басри и люди Басры - их походы и джихад был в сторону Хурасана, Сиджистана и Кабула, и жившие там тогда не были людьми Писания"
Источник: "Ан-Насых уаль-мансух", 1/99
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр про слово тех кто разрешил это:
وَهُوَ قَوْلٌ شَاذٌّ مَهْجُورٌ
"Это слово шазз (отвергаемое), покинутое!"
Источник: "Аль-Истизкар", 5/494
Также и Абу Юсуф, привел от многих сподвижников запретность этого и не привел ни от кого дозволенность, см. "Аль-Харрадж", 1/225
Сказал имам аш Шафии:
وَلَا أَعْلَمُ أَحَدًا من أَصْحَابِ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم وطىء سَبِيَّةً عَرَبِيَّةً حتى أَسْلَمَتْ وَإِذْ حَرَّمَ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم على من أَسْلَمَ أَنْ يَطَأَ امْرَأَةً وَثَنِيَّةً حتى تُسْلِمَ في الْعِدَّةِ دَلَّ ذلك على أَنْ لَا تُوطَأَ من كانت على دِينِهَا حتى تُسْلِمَ من حُرَّةٍ أو أَمَةٍ
"Я не знаю, чтобы хоть один из сподвижников Пророка, мир ему, вступал в половую связь с кем-то из арабских идолопоклонниц пока они не принимали Ислам
И раз Пророк, мир ему, запретил тем кто принял Ислам, вступать в половую связь со своей женой многобожницей, пока она не примет Ислам до истечения срока идда - то это далиль на то, что на религии многобожия - не разрешено вступать с ним в половую связь пока он не примет Ислам - будь он свободным, или рабом"
Источник: "Аль-Умм", 5/164
Что же касается Абу Саура, то когда он разрешил это, разозлился на него имам Ахмад Ибн Ханбаль, и сделал дуа против него, и сказал: "Он подобен его имени в этом вопросе" (Саур - значит "бык"), см. "Ахкам ахлиль миляль", 1/160
И на мусульманине обязательным является следовать за мнением факихов стран и имамов людей хадиса, и отстраняться шузузов - отвергаемых редких порицаемых мнений
Аллах знает лучше.
_______________________________________________________________________________________________________________________
1. Наряду с тем что я не нашел это от них с достоверным иснадом, упоминает это от них Ибн Аби Шейба в "Аль-Мусаннаф", и в иснаде до них до всех Мусанна Ибн Сабт, слабый передатчик, и также пришло от Ато и Амра Ибн Динара у Абу Убейда в "Ан Насых уаль Мансух", и в иснаде Абдуллах Ибн Солих - слабый передатчик, таким образом мне не попалось этого мнения с достоверным иснадом ни от одного из табиинов а Аллах знает лучше.