Вход пользователя
05 Декабря 2012
Можно ли давать подарок после погашения долга?
Вопрос: Можно ли после того, как погасил долг, дать подарок кредитору?
Ответ: Хвала Аллаху.
Сказал Ибн Кудама:
فَصْلٌ : وَكُلُّ قَرْضٍ شَرَطَ فِيهِ أَنْ يَزِيدَهُ ، فَهُوَ حَرَامٌ ، بِغَيْرِ خِلَافٍ
"Глава: каждый долг, в котором обусловлена добавка к нему является запретным без разногласий"
Затем привёл слова имама Ибн аль Мунзира.
Сказал Ибн аль-Мунзир:
قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ : أَجْمَعُوا عَلَى أَنَّ الْمُسَلِّفَ إذَا شَرَطَ عَلَى الْمُسْتَسْلِفِ زِيَادَةً أَوْ هَدِيَّةً ، فَأَسْلَفَ عَلَى ذَلِكَ ، أَنَّ أَخْذَ الزِّيَادَةِ عَلَى ذَلِكَ رَبًّا
"Единогласны учёные что все ситуации, когда дающий в долг обусловил для берущего добавку, или подарок, и дал в долг под таким условием – то данная добавка будет являться риба"
Источник: "Аль-Мугни", 9/104
Сказал имам Ибн Кудама:
فَصْلٌ : فَإِنْ أَقْرَضَهُ مُطْلَقًا مِنْ غَيْرِ شَرْطٍ ، فَقَضَاهُ خَيْرًا مِنْهُ فِي الْقَدْرِ ، أَوْ الصِّفَةِ ، أَوْ دُونَهُ ، بِرِضَاهُمَا ، جَازَ َرَخَّصَ فِي ذَلِكَ ابْنُ عُمَرَ ، وَسَعِيدُ بْنُ الْمُسَيِّبِ ، وَالْحَسَنُ ، وَالنَّخَعِيُّ ، وَالشَّعْبِيُّ ، وَالزُّهْرِيُّ ، وَمَكْحُولٌ ، وَقَتَادَةُ ، وَمَالِكٌ ، وَالشَّافِعِيُّ ، وَإِسْحَاقُ ، وَقَالَ أَبُو الْخَطَّابِ : إنْ قَضَاهُ خَيْرًا مِنْهُ ، أَوْ زَادَهُ زِيَادَةً بَعْدَ الْوَفَاءِ مِنْ غَيْرِ مُوَاطَأَةٍ ، فَعَلَى رِوَايَتَيْنِ وَرُوِيَ عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ ، وَابْنِ عَبَّاسِ ، وَابْنِ عُمَرَ ، أَنَّهُ يَأْخُذُ مِثْلَ قَرْضِهِ ، وَلَا يَأْخُذُ فَضْلًا ؛ لِأَنَّهُ إذَا أَخَذَ فَضْلًا كَانَ قَرْضًا جَرَّ مَنْفَعَةً . وَلَنَا ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اسْتَسْلَفَ بَكْرًا ، فَرَدَّ خَيْرًا مِنْهُ .وَقَالَ : { خَيْرُكُمْ أَحْسَنُكُمْ قَضَاءً .} مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ . وَلِلْبُخَارِيِّ : { أَفْضَلُكُمْ أَحْسَنُكُمْ قَضَاءً } .
"Глава: если же кредитор дал заемщику в долг обобщенно, не обуславивая добавку или подарок, и заёмщик погасил долг лучшим чем дал в степени, или качестве, или меньшим, чем дал, в степени или качестве, по их взаимному согласию – это разрешено.
И дозволили это Ибн Умар, Саид Ибн Мусаййиб, Хасан аль Басри, Ибрахим ан Нахаи, аш Шаби, аз Зухри, Макхуль, Катада, Малик, аш Шафии, и Исхак. И сказал Абу Аль Хаттаб аль-Кальвазани: "Если заемщик вернул долг лучшим чем дал, или добавил добавку после погашения долга, без договора на это, то от имам Ахмада два риваята о хукме этого".
И передано от Убайя Ибн Кааба, Ибн Аббаса, Ибн Умара, что они брали ровно столько, сколько одолжили, и не брали добавок, так как если взять добавку, то выйдет, что это долг притянувший дополнтиельную пользу.
И в пользу нашего мнения свидетельствует то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял в долг верблюда, и вернул лучшего, и сказал: "Лучший из вас тот, кто лучше возвращает долг", Передали аль-Бухари и Муслим. А в варианте аль-Бухари: "Самый достойный из вас тот, кто лучше возвращает долг"
Источник: "Аль-Мугни", 9/107
Таким образом:
- Если данная добавка или подарок были обусловлены заранее, неважно, оговаривалось ли это словесно, или не произносилось словесно, однако необходимость добавки или подарка было понятна для обоих сторон по причине традиции в данной местности или с данными людьми, то это является запретным по единогласному мнению ученых и является риба
- Если же данная добавка или подарок никак - ни прямо, ни косвенно - не оговаривались заранее, и заемщик решил сделать подарок кредитору после погашения долга, то разрешается ему это по мнению большинства ученых.
Аллах знает лучше.