Вход пользователя
26 Июня 2016
Тафсир аята "Нет принуждения в религии"
Краткая статья о понимании аята "Нет принуждения в религии", и опровержение модернистам
بسم الله الرحمن الرحيم
В наше время некоторые люди, кто причисляют себя к Исламу, не знают наверное из Корана ничего, кроме этого аята, и повторяют его в любом удобном случае - уместном для этого и не уместном.
Многие востоковеды и их последователи пытаются этим аятом отрицать предельно известные в религии Ислам Шариатские наказания - как казнь вероотступника, наказание прелюбодея, и вообще любую государственную исламскую политику по запрету порицаемого, и наказанию преступников, и сражению за границы земель Ислама, говоря: "Нет принуждения в религии", а наказание преступников, и запрет порицаемого, и джихад - это принуждение.
Таким образом, этот аят вообще используют для отрицания любой роли государства в Исламе. Почему? Для этого нужно понять что такое государство.
К примеру, Э. Геллнер предлагает такое определение: "Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка"
В. Лазарев предлагает такое определение: "Государство - особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения"
Есть и другие определения, но все они сходятся к одному - что государство - это упорядоченная сила, которая использует ее в интересах тех, кто за ним стоит.
Государство может быть исламским - тогда оно использует эту силу для охраны границ Ислама и его законов и нравов, а может быть кафирским - тогда оно использует эту силу для охраны какого то куфра, будь это коммунизм, демократия, социализм, или еще какая-то неисламская система.
Но все сходятся на том, что государство - это институционализированный инструмент силы и принуждения.
Поэтому, будет сказано людям которые так говорят: вы вообще согласны, что должно быть исламское государство, или вы сторонники секуляризма и кафирских государственных систем?
Если они скажут второе, то с ними все ясно, если же скажут: "Да, мы признаем что в Исламе есть роль государства", то будет сказано им: "Опишите нам, как оно работает в заданных вами рамках - абсолютно без всякого принуждения: как оно останавливает внешних врагов, как поддерживает в обществе исламский порядок, как защищает слабых, как наказывает преступников?
И нет сомнения, что любой разумный человек, желающий истину, признает, что оно должно использовать принуждение тех, на кого не действуют слова и призывы - принуждение нападающих кафиров, чтобы оттолкнуть их агрессию от земли мусульман, принуждение преступников оставить преступление - через защиту жертв преступлений, и наказания преступникам, принуждение публично нарушающих исламские нравственные нормы - остановиться и перестать так делать.
Таким образом, мы поняли, что в Исламе есть принуждение. Как же тогда понять данный аят?
Методы тафсира (толкования) Корана известны - не дозволено брать и вырывать из Корана 1 аят, без его контекста, причины ниспосылания, и совмещения его с другими аятами Корана, и обращения к толкованию Сунны и сподвижников Пророка (мир ему).
И если мы это сделаем, то увидим, что сам Аллах, сказавший: "Нет принуждения в религии", сказал: "Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый" (5:38), и сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают» (8:39), и остальные аяты, регулирующие законы сражения, судопроизводства и наказаний.
И увидит, что Пророк (мир ему), подчинение которому Аллах сделал обязательным, сказал: "Кто покинет свою религию - убейте его" (Передали аль Бухари и Муслим), и сказал: "Наказание колдуна - удар мечом" (Передал имам Ахмад), и сказал: "Кто из вас увидит порицаемое - пусть остановит его своей рукой, кто не может рукой - то пусть остановит языком, а кто не может языком - то пусть остановит это сердцем, и это самая слабая степень Имана" (Передал Муслим), и остальные аяты, регулирующие законы сражения, судопроизводства и наказаний.
Так что же тогда значит аят: "Нет принуждения в религии"?
Данный аят имеет два толкования
1. Одни ученые сказали что он был в начале Ислама и был отменен когда был узаконен джихад и шариатские наказания. Об этом сказал Зейд Ибн Аслям. И передается это от Сулеймана Ибн Мусы, Ибн Мас'уда, и многих других толкователей. (см. Тафсиры Табари к этому аяту)
Другие же ученые толкователи сказали - этот аят хоть и звучит как общий, однако он частный. Аят нужно совмещать вместе с другими текстами, и смотреть на тафсиры великих ученых из числа праведных предшественников к нему. И они сказали, что он не отменен, а действующий, но только касательно кафиров из числа иудеев, христиан, и огнепоклонников, с условием, что когда они платят джизью и соблюдают условия договора джизьи, то они не принуждаются к Исламу, однако их оставляют на их религии. И это слово Катады, Ибн Аббаса, и других саляфов из числа толкователй, и выбрал это слово шейх муфассиров Ибн Джарир Ат-Табари (см. "Тафсир Табари", 5-415)
Сказал имам Абу Убейд аль Косим Ибн Салям (ум. 228 г.х.) в своей книге про отмененные и отменяющие аяты приведя асары сподвижников про толкование аята:
وَهَذَا وَجْهُ هَذِهِ الْآيَةِ إِنْ شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ فِي أَهْلِ الذِّمَّةِ لِأَدَائِهِمُ الْجِزْيَةَ أَوْ يَكُونُوا مَمَالِيكَ، فَأَمَّا أَهْلُ الْحَرْبِ فَلَا يَكُونُ لَهُمْ»
"Это смысл этого аята инша Аллах - что он касается людей зиммы (иудеи, христиане и огнепоклонники живущие в исламском государстве и платящие джизью - прим.) - так как они платят джизью, либо же тех кто стали собственностью мусульман попав в плен - их не заставляют принимать Ислам. Что же касается людей войны с которыми нет договора, то это их не касается"
Источник: "Ан Насых уаль мансух", 517
Также сказал и имам Абу Джа'фар Ибн Наххас (ум. 330 г.х.) в своей книге об отмененных и отменяющих аятах (см. "Ан Насых уаль Мансух", 258-259)
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах:
وَالْإِكْرَاهُ قَدْ يَكُونُ إكْرَاهًا بِحَقِّ وَقَدْ يَكُونُ إكْرَاهًا بِبَاطِلِ. (فَالْأَوَّلُ: كَإِكْرَاهِ مَنْ امْتَنَعَ مِنْ الْوَاجِبَاتِ عَلَى فِعْلِهَا مِثْلَ إكْرَاهِ الْكَافِرِ الْحَرْبِيِّ عَلَى الْإِسْلَامِ أَوْ أَدَاءِ الْجِزْيَةِ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ وَإِكْرَاهُ الْمُرْتَدِّ عَلَى الْعَوْدِ إلَى الْإِسْلَامِ وَإِكْرَاهُ مَنْ أَسْلَمَ عَلَى إقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَصَوْمِ رَمَضَانَ وَحَجِّ الْبَيْتِ وَعَلَى قَضَاءِ الدُّيُونِ الَّتِي يَقْدِرُ عَلَى قَضَائِهَا وَعَلَى أَدَاءِ الْأَمَانَةِ الَّتِي يَقْدِرُ عَلَى أَدَائِهَا وَإِعْطَاءِ النَّفَقَةِ الْوَاجِبَةِ عَلَيْهِ الَّتِي يَقْدِرُ عَلَى إعْطَائِهَا. وَأَمَّا الْإِكْرَاهُ بِغَيْرِ حَقٍّ: فَمِثْلُ إكْرَاهِ الْإِنْسَانِ عَلَى الْكُفْرِ وَالْمَعَاصِي
"Принуждение может быть двух видов - принуждением по праву, и принуждением по лжи.
И принуждение по истине - подобно принуждению того, кто отказывается выполнять обязательства, чтобы он делал их.
И это подобно:
- принуждению воюющего кафира к Исламу, либо отдаче джизьи собственноручно будучи униженным
- принуждению муртадда к возвращению в Ислам
- принуждению того кто принял Ислам - к выполнению молитвы, отдаче закята, посту в месяц Рамадан, и хаджжу
- принуждению должника который может отдать долги - к их отдаче
- и принуждению того кому дали что-то на доверенное хранение - отдать это, если он может
- и принуждению к выплачиванию обязательных расходов на содержание, если он способен к ним
Что же касается принуждения по лжи, то это подобно принуждению человека к неверию и грехам"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 8/463
Заключение
Таким образом, аят является частным - касается тех кого нельзя принуждать, и не является обобщенным - и попытки сделать его обобщенным - попытки секуляризировать Ислам, "изгнав" Ислам лишь в духовную сферу.
Аллах знает лучше
__________________ |
---|