Вход пользователя
14 Марта 2012
Ответ: Уаалейкум ассалям.
Да, это так, и как сказал имам ас-Суюты в "Аль-Иткан", в этом есть проблема, потому что внешний смысл этого аята – что религия завершена полностью.
Из слов ученых касательно этого следующие:
- Одни сказали, что это действительно последний аят и аят рнба предшествует ему, это передается от ас-Судди, так сказал аль-Багави, и другие ученые
- Вторая группа сказала, что имеется ввиду завершение подавляющей части религии, ведь можно в языке сказать о подавляющей части целого как о целом. Сказал имам аль-Куртуби: "Сказало большинство учёных: "Подразумевается большинство обязательств, и дозволенного и запретного". Сказали они: после этого было ниспослано существенное количество аятов, и был ниспослан аят о риба, и аят о наследовании, и другие, и лишь завершил Аллах в тот день большую часть религии" см. "Тафсир альКуртуби"
- Третья группа сказала, что под этим имеется ввиду: "Помог победить вашей религии". Это мнение выбрал Ибн Джарир, и некоторые саляфы.
Есть также и другие мнения. Сказал имам Ибн аль-Джоузи перечисляя мнения ученых: "Касательно смысла "икмаля" (завершения) религии у ученых пять мнений.
Первое: что это завершение ее обязательств, и границ, и что после этого аята не было ниспослано ни запрета, ни разрешения, сказал это Ибн Аббас, и ас-Судди, и согласно этому будет смыслом слов: "Сегодня я завершил вашу религию" – "Сегодня я завершил законодательные положения вашей религии"
Второе: что Он изгнал мушриков от Дома, и не совершил в том году мушрик хаджа, сказали это Саид Ибн Джубейр и Катада
И сказал аш-Шаби: Под полнотой религии здесь имеется ввиду ее величие и победа, и унижение ширка и его исчезновение, а не заполнение фардов и сунн, ведь они не переставали ниспосылаться до тех пор, пока не умер Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому, согласно этому, смыслом аята будет: "Сегодня я завершил для вас победу вашей религии".
Третье мнение: что Всевышний завершил отмену аятов (ан-насх), что же касается обязательств, то они не переставали ниспосылаться, до тех пор, пока не умер Пророк. Передано это также от Ибн Джубейра
Четвертое мнение: что под завершением религии имеется ввиду прекращение страха врага, и победа над ними, сказал это аз-Зуджадж.
Пятое мнение: что Он защитил этот Шариат от того, чтобы быть отмененным другим Шариатом, подобно тому как были отменены им предыдущие" см. "Зад аль-Масир", 2-170
Аллах же знает лучше.
__________________ |
---|