Вход пользователя
Смысл хадиса: «Кто приблизится ко Мне шагом – то Я брошусь к Нему бегом»
Разьяснение данного хадиса, и отпор аргументации ашаритов и матуридитов этим хадисом на дозволенность тауиля
Передали имамы аль Бухари и Муслим, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал:
« يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى ، وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى ، فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى ، وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا ، وَإِنْ أَتَانِى يَمْشِى أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً » .
«Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»
- Для некоторых мусульман является трудным понимание данного хадиса, и они останавливаются и сомневаются в нём
- Некоторые ашариты и матуридиты используют его как аргумент против сторонников Сунны, говоря: «Вы либо отведете его от внешнего смысла, и тогда станет бессмысленным ваше порицание в наш адрес – либо же вы признаете его на внешнем смысле, и утвердите что Аллах бегает вместе с рабом – что является невозможным»
- Некоторые отдельные сторонники Сунны, желая противоречить ашаритам и матуридитам, согласились с ними в том, что внешний смысл этого хадиса указывает на это, затем же стали спорить с ними, и доказывать, что это возможно
Таким образом, касательно данного хадиса, случилась путаница у многих поздних, и они стали спорить касательно него и впали в затруднение
А ведь для понимания этого хадиса достаточно было бы им подумать вне рамок споров с какими то группами – либо же просто сделать таклид саляфам нашей Уммы, которые много поговорили про этот хадис и обьяснили его смысл
Что касается размышления над его смыслом – то свое приближение Аллах связал с приближением раба, и сделал это приближение из одного рода
И предельно известно, что в данном конкретном тексте не имеется ввиду пространственное приближение раба к Аллаху и пересечение расстояний – однако имеется ввиду смысловое приближение со стороны раба – посредством Имана и благих дел
Следовательно, и приближение воздаяния от Аллаха будет таким же – не физическим, а смысловым – посредством великой награды своему рабу и Его довольством за него
И именно это является внешним смыслом данного хадиса, и понимается из него, и никак не понимается что раб куда то физически идет и бежит, а Аллах идет и бежит в ответ.
Следовательно, нет никакой нужды одним защищать ложно понятый «внешний смысл», а другим – говорить, что он невозможен – потому что внешним смыслом хадиса это не является, а является совсем другое – смысловое приближение, и на это указала как смысловая конструкция в целом, так и косвенные доводы в самом тексте.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия
«Что касается слов Пророка, которые он упомянул от своего Господа: «Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом» -
То ответ тем, кто заявляет, что внешний смысл этого хадиса невозможен со стороны разума, и поэтому его следует истолковывать к переносному – и раз он будет истолкован, то значит можно толковать так и другие тексты Сыфатов - будет с нескольких сторон.
Первое: следует знать, что в этом хадисе нет обобщенного сообщения про то, что Аллах бегает и ходит, однако сообщение об этом связано с действием человека, и упоминается как ответное действие и воздаяние.
Сказал Аллах в нем: «Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом»
Поэтому, здесь приближение Аллаха к рабу соизмеряется и оценивается по мере приближения раба к Аллаху.
И если бы требуемое от раба приближение оценивалось бы в пространстве, и включало в себя ходьбу – тогда мог бы кто то сказать, что внешний смысл этого хадиса – что Аллах приближается к рабу тоже таким же образом
А если известно, что имеется ввиду приближение к Аллаху посредством имана и праведных дел – то как можно думать про приближение Господа в ответ что он не думает о своем приближении?
И цель этого хадиса – чтобы один из приближающихся приблизился к другому, в ответ на что другой даст награду приблизившемуся.
И приближение первого – языковое условие, и смысловая, а не пространственная причина – а то, что порождено причиной, будет одного рода с самой причиной
Поэтому, данная словесная конструкция обязательно дает знать что если условие не указывает на что-то и не это что-то не понимается из него – то и обусловленное тоже не будет указывать на это и не будет пониматься из него – так как же после этого можно думать, что внешний смысл слов Господа в этом хадисе – такой, от которого человек сам себя очищает?
Вторая сторона: что мы знем, что приближение Аллаха к рабу, и Его близость к нему – является разрешенным для всех саляфов, и большинства поздних людей хадиса и фикха.., и мы уже упоминали ряд их цитат про это – про приход Аллаха, и его Нисхождение, и так далее – поэтому, близость и приближение не является для Аллаха невозможной по их мнению, напротив, в общем это для них является истиной.
И раз все обстоит таким образом, то имамы дали составной ответ на такие претензии
Они сказали: любой текст либо указывает его внешний смысл на близость Аллаха, либо не указывает.
И если он указывает на близость внешним смыслом – то его отнесение к внешнему смыслу не является невозможным, и не является обязательным отклонять его от внешнего смысла.
А если не указывает на близость Аллаха своей сущностью внешним смыслом – то и не следует говорить, что его обязательно следует отклонять от внешнего смысла, и делать то что они называют «тауилем», поэтому этот хадис в обоих случаях не будет доводом против сторонников Сунны
И следует сказать: данный хадис, если его внешний смысл – это близость Аллаха своей сущностью – то это в общем возможное
А если же у него не такой внешний смысл – то нет никакой нужды заявлять, будто нужно делать та’уиль и отклонять его от внешнего смысла.
Затем, сказали многие сторонники Сунны: внешний смысл этого хадиса – это не физическая близость Аллаха своей сущностью, однако это лишь пример который Аллах привёл, чтобы указать что Его награда больше, чем деяния раба, и сделал это проведя сопоставление и обьяснив каким является воздаяние, сказав: «Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть» - а ведь локоть это две пяди, и сказав: «а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом» - а бег это вдвое быстрее ходьбы.
Они сказали: известно, что приход раба к Аллаху, и его приближение к Нему – не нуждается в шагании, однако может быть посредством знания и Имана.
И это мнение многих из тех, кто избегает этого хадиса, и говорит: «Данный хадис его внешний смысл не относится к хадисам о Качествах Аллаха»
Источник: «Джами аль Масаиль», 7/357
Приведем здесь ряд достоверных слов саляфов нашей Уммы в толковании этого хадиса
Передал Абд Ибн Хумейд с достоверным иснадом от табиина Катады, что он сказал, передав этот хадис:
وَاللهُ -عَزَّ وَجَلَّ- أَسْرَعُ بِالْمَغْفِرَة
«Аллах устремляется посредством прощения»
Источник: «Муснад Абд Ибн Хумейд», стр. 216
Сказал имам ат Тирмизи, передав этот хадис:
وَيُرْوَى عَنِ الأَعْمَشِ فِى تَفْسِيرِ هَذَا الْحَدِيثِ مَنْ تَقَرَّبَ مِنِّى شِبْرًا تَقَرَّبْتُ مِنْهُ ذِرَاعًا يَعْنِى بِالْمَغْفِرَةِ وَالرَّحْمَةِ وَهَكَذَا فَسَّرَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ هَذَا الْحَدِيثَ. قَالُوا إِنَّمَا مَعْنَاهُ يَقُولُ إِذَا تَقَرَّبَ إِلَىَّ الْعَبْدُ بِطَاعَتِى وَمَا أَمَرْتُ أُسْرِعُ إِلَيْهِ بِمَغْفِرَتِى وَرَحْمَتِى وَرُوِىَ عَنْ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ أَنَّهُ قَالَ فِى هَذِهِ الآيَةِ (اذْكُرُونِى أَذْكُرْكُمْ) قَالَ اذْكُرُونِى بِطَاعَتِى أَذْكُرْكُمْ بِمَغْفِرَتِى
«Передается от аль-А’маша (табиин) в тафсире этого хадиса, что он сказал: «Имеется ввиду приближение прощением и милостью»
И так истолковал его ряд ученых.
Они сказали: «Смысл его – лишь что когда раб приближается к Аллаху через совершение подчинений, и подчиняясь приказам Аллаха – то Аллах устремляется к нему прощением и милостью»
И передано от Саида Ибн Джубейра, что он сказал касательно аята: «Упомяните меня, и я упомяну вас» - смысл его: «Упомяните Меня подчинением, а Я упомяну вас прощением»
Источник: «Сунан ат Тирмизи», 3952-3953
Сказал Харб аль Кирмани:
سمعت إسحاق يقول في حديث النبي عليه السلام: ((من تقرب إلى الله شبرًا تقرب الله إليه باعًا)) قال: يعني من تقرب إلى الله شبرًا بالعمل تقرب الله إليه بالثواب باعًا
«Я слышал Исхака Ибн Рахавейхи, как он сказал про хадис Пророка (мир ему): «Кто приблизится ко Аллаху на пядь, Аллах приблизится к нему на локоть» - смысл его следующий: «Кто приблизится к Аллаху посредством дел на пядь – Аллах приблизится к нему посредством награды на локоть»
Источник: «Масаиль Харб аль Кирмани», 2/951
Сказал имам Абу Бакр аль Баззар (ум. 292 г.х.):
وَمَعْنَى هَذَا الْحَدِيثِ يَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى إِذَا تَقَرَّبَ الْعَبْدُ مِنِّي شِبْرًا مِنَ الطَّاعَةِ تَقَرَّبْتُ مِنْهُ ذِرَاعًا مِنَ الْقَبُولِ فَإِذَا تَقَرَّبَ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ بَاعًا، وَإِذَا أَتَانِي يَمْشِي أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً يَقُولُ: قَبِلْتُ مِنْهُ
«Смысл данного хадиса: Аллах говорит в нём: «Когда раб приближается ко мне на пядь посредством подчинения – Я приближаюсь к нему на локоть посредством принятия. А когда он приблизился ко Мне на локоть – я приближаюсь к нему на сажень. А когда он придет ко мне шагом – я приду к нему бегом и приму от него»
Источник: «Муснад аль Баззар», 13/411
Сказал имам Ибн Кутейба ад Динури:
ومعناه عندنا من تقرب بالطاعة وأتاني بها أتيته بالثواب أسرع من إتيانه، فكنى عن ذلك بالمشي وبالهرولة كما قال تعالى: {والذين يسعون في آياتنا معاجزين} والسعي الإسراع في المشي، وليس يريد أنهم مشوا، وإنما أسرعوا بنياتهم وأعمالهم
«Смысл этого хадиса у нас – «Кто приблизится ко мне подчинением, и придет ко мне с подчинением, я приду к нему с наградой еще быстрее. И Аллах обозначил это как шаг и бег, как сказал Аллах: «А те, которые устремляются к Нашим знамениям чтобы ослабить их, будут ввергнуты в мучения» (Коран, 34:38) – и ведь стремление – это быстрый шаг, однако не имеет Аллах ввиду, что они шагают, однако они устремились посредством дел и намерений»
Источник: «Аль Мухтар фи усуль ас-Сунна», 161
Точно также и имам Усман Ибн Саид ад Дарими в книге «Отпор аль Мариси» признал верным это понимание
Сказал имам Абдуль Азиз аль Макки аль Кинани, ученик аш Шафии:
عقلوا ما خاطبهم به النبي صلى الله عليه وسلم: أنّ العبد لا يمشي إلى ربّه، وربّه لا يهرول إليه، وإنما أريد بذلك من دنا منّي بالعمل الصالح بقدر شبرٍ أتيته بالثواب قدر ذراع، والذراع أكثر من الشبر وكذلك من الباع. وقال: «من أتاني يمشي»، يقول: يسارع إليّ بالعمل الصالح، أسرعتُ إليه بالثواب. يريد بالهرولة الثواب، لا أن الهرولة أسرع من المشي، يقول: ثوابي أكثر من عمله
«Сторонники истины осознали, что слова Пророка в этом хадисе не означают, что раб физически идет к Аллаху шагом, и Его Господь не бежит к нему физически – однако имеется ввиду этим лишь что кто приблизился к Аллаху праведными делами на пядь – Аллах даст ему награду на локоть, и ведь локоть больше пяди, и точно также и сажень. И дальше сказал Аллах: «Кто устремится совершать ради Меня праведные деяния – то я еще быстрее устремлюсь к тому чтобы наградить его» - имея ввиду под бегом быстрое устремление к награждению, а не то что Аллах будет бежать со скоростью большей чем шаг раба. Аллах сказал тут: «Моя награда больше, чем дела раба»
Источник: «Ар Радд аля Джахмия уа аз Занадыка»
И если кто то скажет – разве это не является порицаемым та’уилем, который порицается на ашаритов и им подобных?
То ответ будет: саляфы не порицали любого вида слова о смыслах сообщений, однако порицаемый та’уиль – это уведение слов от их явного внешнего смысла к далеким переносным не имея на это довода, кроме как каких то философских рассуждений
Что же касается ситуации, когда вкупе со словом в самом тексте пришли доводы разьясняющие его смысл – что именно в данном контексте это слово значит смысловое, а не физическое приближение – то именно этот смысл и становится внешним, и слова разьясняющие его, и отделяющие его от вероятного неправильного понимания, не согласующегося с внешним смыслом - порицаемым та’уилем не являются
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
ومن المعلوم أنه ليس ظاهر الخطاب أن العبد يتقرب إلى الله بحركة بدنه شبرًا وذراعًا ومشيًا وهرولة
«Известно, что внешним смыслом речи Пророка в данном хадисе не является то, что раб движениями своего тела приближается к Аллаху на пять, локоть, и сажень – бегая и ходя»
Источник: «Баян тальбис аль джахмия», 6/103
Поэтому, это не имеет никакого отношения к порицаемому толкованию, которое сами эти имамы порицали и такфирили делающих его – однако это слова разьясняющие и обозначающие внешний смысл хадиса, и отделяющие его от неправильного понимания
Затем, следует знать, что нисхождение, приближение, шаг, приход – являются утвержденными качествами Аллаха, посредством других текстов, чей внешний смысл указыват на них – и сами эти имамы утверждали их.
Те же сторонники Сунны кто ошибочно понял данный хадис, и утвердил для Аллаха качество Бег – говорится об их ошибке в этом вопросе и не принимаютя их слова.
Аллах же знает лучше
__________________ |
---|