Вход пользователя
Условие воплощения пункта «Издевательство над религией»
Является ли любая шутка связанная с религией куфром? Какие условия такфира за издевательство над религией?
Условие воплощения пункта «Издевательство над религией»
В известном матне шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба «Науакыд аль Ислам», который изучают многие мусульмане – шестым пунктом упоминается «Издевательство над религией – «Кто издевается над чем то из религии Аллаха, или Его наградой или наказанием – впал в куфр, и довод на это – слова Аллаха: «Скажи- а разве не над Аллахом, Его Посланником, и Его Аятами вы издевались? Не оправдывайтесь! Вы стали неверными после того как уверовали»
Некоторые мусульмане, не имеющие знаний, стали расширенно понимать этот пункт, и делать такфир мусульманам за:
1. Любые шутки, где упоминается религия, даже если в этих шутках не было ее унижения вообще
2. За шутки над отдельными мусульманами, учеными, подтягивая это под издевательство над религией
3. За неясные двусмысленные слова, которые можно в теории трактовать как издевательство – хотя в принципе понятно, что пишущий их человек – религиозный, и не имеет это ввиду
4. За действительное издевательство над чем то из религии, что однако издевающийся не считает частью религии, но считает что религия к этому непричастна
И раз становится явным, что многие мусульмане используют этот пункт, не понимая, что в нём есть тафсыль – подробное разграничение, и условия его применения, то следует разьяснить это – как мы разьяснили и другие пункты которые применяются неверным образом, как «Шафаат», «Помощь кафирам против мусульман», «Колдовство и прорицательство» в своем месте
Условия такфира за издевательства над религией
1. Это должно быть издевательство, а не просто шутка
Один из ключевых моментов, вызывающих непонимание у людей и расширение в такфире в этом разделе – то, что они не понимают разницу между издевательством и шуткой, и думают, что любая шутка в контексте связанном с религией – это издевательство над религией, в то время как это противоречит Сунне Пророка, пути ученых и мусульман
И издевательство – это насмешка, высказывание пренебрежения и унижения, и это однозначный куфр, когда делается над религией – что же касается шутки, то это более широкое понятие, и среди шуток есть и дозволенные – когда например речь идет об ответе на очевидный вопрос, или используется для более доходчивого разьяснения истины – хоть и не стоит расширять в этом
Поэтому, шутки в контексте с религией могут быть даже дозволенными, (хоть и не следует злоупотреблять ими) - не говоря уже о том, чтобы каждая шутка была куфром и вероотступничеством, дозволяющим кровь человека
Приведем некоторые примеры шуток Пророка (мир ему) и наших праведных предшественников.
Пришло от Пророка (мир ему), в известном хадисе, что к нему пришла старуха, и сказала: «О Пророк, сделай дуа Аллаху, чтобы он ввёл меня в Рай!» И Пророк ответил: «Воистину, в Рай не войдут старухи». И она отвернулась и заплакала, а он сказал: «Скажите ей, что она не войдет в Рай, будучи старухой, ибо, поистине Всевышний Аллах говорит: «Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами» (аль-Уакиа 56:35-36). (Передал ат Тирмизи в «Аш Шамаиль» и «Аль Бейхакы» в «Аль-Бас уа Ан Нушур», и удостоверил аль Альбани)
Пришёл человек к Али Ибн Аби Толибу с другим человеком, и сказал: «О амир правоверных! Этот человек утверждает, что ему приснилось сновидение про интимную близость с моей матерью!», и Али сказал: «Поставь его на солнце, и установи хадд на его тень»
Подарили огнепоклонники Али Ибн Аби Толибу блюдо из патоки, молока, и апельсинового сока, и он сказал: «Почему это?» Они сказали: «У нас сегодня праздник аль Махраджан». Али сказал: «Махраджаньте нам это блюдо каждый день»
От Мухаммада Ибн Яхьи Ибн Хиббана, табиина, что он сказал своей жене: «Я и ты будем жить по постановлению Умара Ибн аль Хаттаба». Она сказала: «Что это?» Он сказал: «Умар постановил, что минимальное количество обязательных раз интимной близости с женой – 1 раз за месячный цикл». Она сказала: «Я буду первой, кто отвергнет это постановление Умара»
От великого факиха табиина аш Шаби, что он рассказал человеку как надо протирать бороду при омовении, и человек ответил: «Я боюсь, что не смогу ее промочить». И аш-Ша’би сказал ему: «Если так боишься, тогда замочи ее с вечера»
Его же спросили: «Можно ли тому кто в ихраме, чесать своё тело?» Он ответил: «Да». Его спросили: «Сколько?» Он ответил: «Пока не покажутся кости»
Его же спросили: «Можно ли есть мясо шайтана?» Он сказал: «Нам хватит от него прожиточного минимума, куда не входит мясо»
Его же спросили: «Как зовут жену Иблиса?» Он ответил: «Это никах, на котором мы не были свидетелями»
Спросили великого мухаддиса табиина А’маша про молитву позади ткача женских одежд, и он ответил: «Нет проблем и без омовения!». Ему сказали: «А его свидетельство принимается?» Он ответил: «Да, когда с ним два правдивых свидетеля»
Спросили аль Бухлюля про наследство, сказав: «Человек умер, и у него жена, и дочь, и дочка, и не осталось имущество – как распределяется наследство?». Он ответил: «Сыну достается сиротство, жене – разрушение дома, дочери – плач по любимому отцу, а если остались еще какие то несчастья – то делятся между остальными наследниками»
Сказал Абу Ханифа Ибн Мубараку : "Ты поднимаешь свои руки в каждом такбире как будто хочешь взлететь!". И ответил ему Ибн Мубарак: "Если ты хочешь взлететь в первом такбире, то тогда и я взлетаю в остальных"
Все эти асары, и намного больше (это лишь маленькая выборка) передал Мар’и аль Карами в своей книге «Газа аль Арвах биль мухадасати уаль мизах», и большинство из них достоверны
Так вынесут ли те, кто обвиняет мусульман в неверии за любую шутку в контексте религии, даже если в ней абсолютно нет никакого принижения и издевательства над религий - такфир Пророку (мир ему), его сподвижникам, табиинам и саляфам этой Уммы и ее имамам?
И если это стало ясно, то становится понятным верность наших слов о том, что куфром является лишь издевательство над религией, которое является ее принижением, насмешкой, и выявлением пренебрежения ей – но никак не любая шутка.
Спросили шейха Али аль Худейра:
قال رجل من المتدينين لرجل آخر متدين منعه من شيء فقال: أنت من المتطرفين من باب المزاح. فما حكمه؟
«Если один религиозный человек сказал другому религиозному человеку, который сказал ему не делать что-то запретное: «Ты экстремист», шутя – то какой его хукм?»
Ответ:
هذا سخرية بمن يقول، بمعنى أنك تسخر بمن يقول هذه العبارات. كأنك سخرت بالعلمانيين الذين يقولون هذا الكلام. وهذا لا بأس، فليست هذه من قبيل المحرم
«Это издевательство над тем кто имеет обычай так говорить – в том смысле, что он издевается над тем, кто говорит такие вещи – секуляристами, которые любят говорить такие слова. И это не является запретным»
Источник: «Аль Мутасар фи шарх китаб ат таухид», стр. 286
2. Чтобы слова издевательства были ясными
И это условие ряд факихов не задействуют касательно издевательства над Аллахом и Его Посланником, и выносят такфир как за прямое ругание и издевательство над Аллахом и Его Посланником, так и за двусмысленные намёки на это – и это прямой текст имама Ахмада (см. «Масаиль аль Кавсадж») и многих ученых его мазхаба, маликитов, и ряда факихов
Что же касается издевательства над религией, то в этом и они обуславливают чтобы это было ясное издевательство
Сказал ан Навави:
والفعل المكفر ما تعمده استهزاء صريحاً بالدين أو جحوداً له كإلقاء مصحف بقاذورة
«Поступок, выводящий из Ислама – то, что мусульманин мукалляф сделал намеренно, по причине недвусмысленного (ясного) издевательства над религией, или отрицания ее – как например бросание мусхафа в нечистоты»
Источник: «Мугни аль Мухтадж», 4/136
Сказал аль Хаджави аль Ханбали:
أَوْ أَتَى بِقَوْلٍ أَوْ فِعْلٍ صَرِيحٍ فِي الِاسْتِهْزَاءِ بِالدِّينِ
«Или же он выскажет слово, или совершит дело – ясные в своём издевательстве над религией»
Источник: «Аль Икна»
И издевательство – это высмеивание, выказывание пренебрежения и унижения, и что будет именно явным в этом – является куфром.
Что же будет двусмысленным, и зависящим от намерения говорящего – не дозволено выносить ему такфир, пока не будет уточнено его намерение
И это – основа ахли Сунна уаль джамаа в этом разделе
Передал имам Ахмад в «Муснаде» с достоверным иснадом от Хаджаджа Ибн Илята, что он сказал: «Я сказал Пророку: «У меня в Мекке имущество и семья, и я хочу посетить их. Без претензии ли ты ко мне, если я затрону тебя или скажу про тебя что-то?» И Пророк ответил: «Говори что хочешь»
Сказал имам Ибн аль Каййим, приведя хадис Хаджаджа Ибн Илята:
وفيه دليل على أن الكلام إذا لم يرد به قائلة معناه إما لعدم قصده له أولعدم علمه به أوانه أراد به غير معناه لم يلزمه مالم يرده بكلامه وهذا هو دين الله الذي أرسل به رسوله ولهذا لم يلزم المكره على التكلم بالكفر الكفر ولم يلزم زائل العقل بجنون أونوم أوسكر ما تكلم به ولم يلزم الحجاج ابن علاط حكم ما تكلم به لأنه أراد به غير معناه ولم يعقد قلبه عليه وقد قال تعالى لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولكن يؤاخذكم بما عقدتم الايمان وفي الاية الاخرى ولكن يؤاخذكم بما كسبت قلوبكم فالاحكام في الدنيا والاخرة مرتبة على ما كسبه القلب وعقد عليه وأراده من معنى كلامه
«В этом далиль, что слова, говорящий которые не хотел их смысла – либо потому, что не имел ввиду этот смысл, либо же не знал их смысл, или же он подразумевал под ними другой смысл – то нельзя обязывать его тем, что он не хотел и не имел ввиду в своих словах.
И это религия с которой Аллах послал своего Посланника!
И поэтому тот, кого принудили сказать куфр – не будет на него наложен хукм куфра.
И точно также тот, кто потерял разум по причине безумия, сна или опьянения – не накладывают на него ахкамы того, что он произнес
И не наложили на Хаджаджа Ибн Илята хукм его слов, потому что он подразумевал под ними другой смысл, а его сердце не хотело плохой смысл
А Аллах сказал: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но лишь за то, что вы твердо сказали клятвы» (Аль Маида, 89)
И в другом аяте: «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что закрепили ваши сердца» (Аль Бакара, 225)
Поэтому, ахкамы этого мира и будущего мира опираются на то, на чем было закреплено сердце, и чего оно хотело из возможных смыслов слов говорящего»
Источник: «И’лям аль муукыин», 4/322
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
التكفير لا يكون بأمر محتمل
«Такфир не может делаться за какую то двусмысленную вещь»
Источник: «ас-Сарим аль-Маслюль», 517
И сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
مَنْ ثَبَتَ إسْلَامُهُ بِيَقِينِ لَمْ يَزُلْ ذَلِكَ عَنْهُ بِالشَّكِّ
«Чей Ислам установлен с убежденностью – не уйдет он из-за сомнения»
Источник: «Маджму аль фатава», 12/466
И в частности, в разделе издевательства ученые мазхабов на практике применяли этот принцип – так, никто кроме ханафитов не делает такфир за слова типа «мечетишка», «мусхафчик», и так далее – кроме как если они будут сказаны с намерением унижения и издевательства
Передал Имам Ибн Аби Дауд, от табиинов Муджахида, Ибрахима ан Нахаи нежелательность говорить так см. «Аль-Масахиф», 2/125
Сказал аль Хараши аль Малики:
تَصْغِيرُ الْمُصْحَفِ كُفْرٌ إنْ قَصَدَ اسْتِهْزَاءً ، وَإِلَّا فَلَا
«Говорить «мусхафчик» куфр, если имеется ввиду издевательство, а если же нет – то нет»
Источник: «Шарх мухтасар аль Халиль», 23/96
(см. также «Илям аль мукыиин», 3/178, , «Тухтфатуль мухтадж», 2/120, и др)
Спросили шейха Али аль Худейра:
ما حكم قول: "مصيحف" و"مسيجيد
«Какой хукм слов: «Мусхафчик», «Мечетишка»?
Он ответил:
إن كان يقصد بيان الحجم فهذا يجوز، لكن الأولى ترك هذا التعبير؛ لأنه يوحي بالسخرية.وإن قصد السخرية فيكفر
«В этом подробное разделение – если он хотел разьяснить их малый размер, то это разрешено. Но лучше оставить это, так как из этого может показаться издевательство
Если же он хотел издеваться, то это куфр»
Источник: «Му’тасар фи шарх китаб ат таухид», стр. 293
Сказал Абу аль Хасан аль Кабиси (324-403 г.х.), один из крупных ранних маликитских факихов:
في الذي قال لآخر:- كأنه وجه مالك الغضبان، لو عرف أنه قصد ذم الملك قتل
«Что касается того, кто сказал: «Ты подобен лику ангела смерти», то если станет известно что он имел ввиду порицание ангела смерти – он является кафиром»
Источник: «Аш Шифа», 276
Точно также и многие другие вопросы упомянутые ханафитами (чрезмерствующими в этом разделе), которые они отнесли к издевательству над религией – все остальные ученые делают в этом подробное разграничение, и цепляют хукм за намерение говорящего (см. перечисление этих вопросов в «Раудату ат талибин», 7/286-288)
3. Знание о том, что данная вещь из религии
И это будет либо в хукме обобщенного знания мусульман – которое не может скрыться – как знание о том, что Аллах, Его Посланник, пятикратный намаз – утверждены религией Ислам
Либо же меньше этого, однако он лично знает и признает, что эта вещь является частью религии, однако все равно издевается над этим
Что же касается того, кто:
1. Невежественен, и не знает что какая то вещь является частью религии, и это из тех тех вещей что может скрыться от подобного ему – и он издевается над ней
И сколько джахилей в наше время издеваются над бородой, или никабом, или еще чем то из проявлений религии – думая, что это является выдумками и нововведениями какой то секты, и не зная, что это Сунна Пророка (мир ему) по причине отдаленности от верных знаний
И эти люди не станут кафирами, пока не разьяснится им достоверность приписывания этой вещи к религии - и затем после этого они продолжат издеваться над ней
Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи:
من بلغه عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) خبر يقر بصحته ثم رده بغير تقية فهو كافر
«До кого дошло от Посланника Аллаха сообщение, достоверность которого он признает – затем же он отверг его без принуждения – он является кафиром»
Источник: «Аль Ихкам», 1/89
И ученые мазхабов построили на этом много ответвлений в разделе вероотступничества
Сказал Аль Хейтами, говоря о том, что издевается над одним из имен Аллаха:
وهو ظاهر جليّ، إلا أن محل ما ذكر كما يعلم مما يأتي فيمن لا يخفى عليه نسبة ذلك إليه سبحانه وتعالى ولا سيما الأسماء المشتركة فيستفسر ويعمل بتفسيره
«И это ясно и понятно, однако место такфира – как известно из последующих вопросов – когда от него не является скрытным отношение этих имен к Аллаху.
И особенно, это касается имен которыми могут называть как Аллаха, так и человека – у такого узнают что он имел ввиду, и действуется согласно его ответу»
Источник: «Аль-И’лям би кауаты аль Ислам», 111
2. Или это вещь, вокруг узаконенности которой есть разногласие, и часть ученых считают ее узаконенной, а часть неузаконенной – и он издевается над ней потому, что считает это крайне слабым словом и нововведением, ложно приписанным к религии
То в таком случае он не становится кафиром, потому что узаконенности этих вещей в религии относится к скрытым вопросам, которые могут скрытьсяот подобного ему
То такой не становится кафиром и не выходит из Ислама
И указали на это ученые мазхабов ясным образом, и только это истина, и это – следствие оправдания по невежеству и толкованию в скрытых вопросах
И имамы фикха, видя слабые слова в религии, или те что считали слабыми - могли шутить и издеваться над ними, выявляя их слабость.
Сказал имам аль-Асрам, ученик имама Ахмада:
أخبرنا أبو عبد الله بباب في العقيقة فيه عن النبي صلى الله عليه و سلم أحاديث مسندة وعن أصحابه وعن التابعين ثم قال قال أبو حنيفة هو من عمل الجاهلية ويتبسم كالمتعجب
"Передал нам имам Ахмад раздел касательно акыки, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в виде непрерывных хадисов, и от сподвижников, и от табиинов, а затем сказал: "Сказал Абу Ханифа, что акыка – из деяний джахилии", и улыбался, удивляясь этому»
Источник: «Тарих Багдад», иснад достоверен
Сказал имам Абдуль Варис Ибн Саид:
سُئِلَ أَبُو حَنِيفَةَ عَنِ الْوِتْرِ، فَقَالَ: فَرِيضَةٌ، فَقُلْتُ -أَوْ فَقِيلَ لَهُ-: فَكَمِ الْفَرْضُ؟ قَالَ: خَمْسُ صَلَوَاتٍ. فَقِيلَ لَهُ: فَمَا تَقُولُ فِي الْوِتْرِ؟ قَالَ: فَرِيضَةٌ، فَقُلْتُ -أَوْ فَقِيلَ لَهُ-: أَنْتَ لَا تُحْسِنُ الْحِسَابَ
"Я спросил Абу Ханифу о витре, и он сказал: "Обязательная молитва". Я сказал ему: "А сколько же тогда обязательных молитв?" Он ответил: "Пять". Ему сказали: "Так что же тогда ты говоришь про витр?" Он сказал: "Обязательная молитва". И я сказал ему: "Ты не умеешь считать"
Источник: "Сахих Ибн Хузеймы", 1/529-530
И слов людей хадиса с порицанием и высмеиванием слабых слов Абу Ханифы огромное количество, и даже ханафиты, при всей их фанатичности к Абу Ханифе – не додумались обвинить имамов Сунны в неверии за издевательство над религией – хоть они и считают слова Абу Ханифы религией!
Из этой же серии – что не делают такфир тому, кто ругает кого либо из Пророков, в чьем пророчестве есть разногласие, будучи на мнении, что он не является Пророком.
Сказал Ияд аль-Малики:
وَهَذَا كُلُّهُ فيمن تكلم فيهم بما قلناه عَلَى جُمْلَةِ الْمَلَائِكَةِ وَالنَّبِيِّينَ، أَوْ عَلَى مُعَيَّنٍ مِمَّنْ حَقَّقْنَا كَوْنَهُ مِنَ الْمَلَائِكَةِ وَالنَّبِيِّينَ مِمَّنْ نَصَّ اللَّهُ عَلَيْهِ فِي كِتَابِهِ، أَوْ حَقَّقْنَا عِلْمَهُ بِالْخَبَرِ الْمُتَوَاتِرِ وَالْمُشْتَهِرِ الْمُتَّفِقِ عَلَيْهِ بِالْإِجْمَاعِ الْقَاطِعِ، كَجِبْرِيلَ «1» وَمِيكَائِيلَ وَمَالِكٍ، وَخَزَنَةِ الْجَنَّةِ، وَجَهَنَّمَ وَالزَّبَانِيَةِ وَحَمَلَةِ الْعَرْشِ الْمَذْكُورِينَ فِي الْقُرْآنِ مِنَ الْمَلَائِكَةِ وَمَنْ سُمِّيَ فِيهِ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ، وَكَعِزْرَائِيلَ، وَإِسْرَافِيلَ وَرِضْوَانَ، وَالْحَفَظَةِ وَمُنْكَرٍ وَنَكِيرٍ «2» مِنَ الْمَلَائِكَةِ الْمُتَّفَقِ عَلَى قَبُولِ الْخَبَرِ بِهِمَا.. فَأَمَّا مَنْ لم تثبت الأخبار بتعيينه كَهَارُوتَ وَمَارُوتَ فِي الْمَلَائِكَةِ، وَالْخَضِرِ «3» وَلُقْمَانَ «4» وَذِي الْقَرْنَيْنِ «5» وَمَرْيَمَ «6» وَآسِيَةَ «7» وَخَالِدِ بْنِ «8» سِنَانَ (الْمَذْكُورِ أنه نبي أهل الرس) وزرادشت «1» الذي تدعي المجوس والمؤرخون نُبُوَّتَهُ، فَلَيْسَ الْحُكْمُ فِي سَابِّهِمْ وَالْكَافِرِ بِهِمْ كَالْحُكْمِ فِيمَنْ قَدَّمْنَاهُ.. إِذْ لَمْ تَثْبُتْ لَهُمْ تِلْكَ الْحُرْمَةُ.. وَلَكِنْ يُزْجَرُ مَنْ تَنَقَّصَهُمْ وَآذَاهُمْ، ويؤدب بقدر حال المقول فيه، لَا سِيَّمَا مَنْ عُرِفَتْ صِدِّيقِيَّتُهُ وَفَضْلُهُ مِنْهُمْ وَإِنْ لَمْ تَثْبُتْ نُبُوَّتُهُ.وَأَمَّا إِنْكَارُ نُبُوَّتِهِمْ، أَوْ كَوْنِ الْآخَرِ مِنَ الْمَلَائِكَةِ فَإِنْ كَانَ الْمُتَكَلِّمُ فِي ذَلِكَ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ فَلَا حَرَجَ، لِاخْتِلَافِ الْعُلَمَاءِ فِي ذَلِكَ، وَإِنْ كَانَ مِنْ عَوَامِّ النَّاسِ زُجِرَ عَنِ الْخَوْضِ فِي مِثْلِ هَذَا. فَإِنْ عَادَ أُدِّبَ إِذْ لَيْسَ لَهُمُ الْكَلَامُ فِي مِثْلِ هَذَا
«Все эти ахкамы такфира и убийства касаются тех, кто плохо отозвался про всех Пророков и ангелов
Либо же про какого то конкретного Пророка или ангела, про кого точно известно, что они относятся к ангелам и Пророкам – из прямых слов Аллаха в Коране, или же через известный многочисленно пришедший хадис Пророка вокруг которого единогласие.
И это подобно Джибрилю, Микаилю, привратникам Рая и Ада, носителям Трона упомянутым в Коране, и тем кого назвали Пророки – как Азраил, Исрафил, Ридван, ангелы писцы, Мункар и Накир, и другие ангелы вокруг принятия сообщений о которых есть единогласие.
Что же касается тех касательно личностей которых что они ангелы не пришли достоверные передачи, или же нет единогласия на том, что они ангелы – как Харут и Марут или что они Пророки – как Хидр, Лукман, Зуль Карнейн, Марьям, Асия, Халид Ибн Синан, про которого некоторые историки и маджусы говорят, что он был Пророком посланным к маджусам – то не будет хукм того кто ругал их, или отрицал то что они ангелы или Пророки – как хукм тех, кто отрицал Джибриля, Микаиля и им подобных ангелов или Пророков – ведь у них нет такой святости как у ангелов и Пророков.
Однако того, кто плохо про них сказал – поучительно наказывают, по степени достоинства тех про кого он плохо сказал – особенно за тех, чье достоинство и благо известно, даже если мы не убеждены в его Пророчестве.
Что же касается отрицания их Пророчества, или что кто то из них является ангелом, то если говорящий это из людей знания – то нет проблем, ведь ученые разногласят в этой теме.
Если же он из простонародья – то ему говорят не погружаться в подобное, и если он продолжает – его наказывают, ведь у них нет права погружаться в такие вопросы»
Источник: «Аш Шифа», 2/644-645
И на этом заканчивается основная часть работы, и теперь мы рассмотрим некоторые сопутствующие вопросы
Раздел: Хукм издевательства над праведниками, учеными и муджахидами
Некоторые люди обобщенно считают любое издевательство над кем то из ученых, муджахидов, или праведных людей куфром, выводящим из религии, и всякий раз, когда кто-то из их оппонентов мусульман, не согласных с манхаджем той или иной группы ученых или муджахидов – издевается над действиями и словами этих ученых или муджахидов – они выносят им такфир, и обьявляют их муртаддами, и оправдываются тем, что передается в истории ниспосылания 65 аята из суры «Ат Тауба» - что группа людей сказала: «Мы не видели никого лживее, жирнее, и трусливее чем эти наши чтецы»
Так правы ли эти люди, и является ли любое издевательство над ученым или муджахидом куфром выводящим из Ислама?
Ответ: что в этом еще больше подробностей, чем в предыдущем пункте
1. Это издевательство может быть узаконенным – являясь одной из форм порицания противоречащих Шариату действий, исходящих от этих относящихся к знанию или джихаду.
И это с условием чтобы оно было уместно, и было касательно их неверных убеждений, слов и действий, а не их личностей, внешности, национальности, и тому подобных вещей
2. Это издевательство может быть по причине личной вражды и неприязни к ним - а не по причине их знаний, джихада, и тд – в таком случае это является запретным грехом, но не является куфром
3. Это может быть издевательством над ними по причине их религии, знаний и джихада – в таком случае, это будет куфром, но с предыдущими условиями – чтобы издевающийся знал, что этот джихад, или эта акыда на которой они – правильные в религии.
Если же он по причине своего ошибочного толкования считает их действия неправильными, и издевается над ними по этой причине – то это не будет выводить его из Ислама.
И хариджиты выносили такфир Усману и Али, и многим сподвижникам, бывшим с ними на истине, и называли их мушриками а их религию – ширком, но делали это по причине своего заблуждения и непонимания, и сподвижники не делали им такфир в ответ.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وهم يكفرون عثمان وعليا ومن تولاهما فمن لم يكن معهم كان عندهم كافرا ودارهم دار كفر فإنما دار الإسلام عندهم هي دارهم قال الأشعرى وغيره أجمعت الخوارج على تكفير علي بن أبي طالب رضي الله عنه ومع هذا علي قاتلهم لما بدؤوه بالقتال فقتلوا عبد الله بن خباب وطلب علي منهم قاتله فقالوا كلنا قتلة وأغاروا على ماشية الناس ولهذا قال فيهم قوم قاتلونا فقاتلناهم وحاربونا فحاربناهم وقال قوم بغوا علينا فقاتلناهم وقد اتفق الصحابة العلماء بعدهم على قتال هؤلاء فإنهم بغاة على جميع المسلمين سوى من وافقهم على مذهبهم وهم يبدؤون المسلمين بالقتال ولا يندفع شرهم إلا بالقتال فكانوا أضر على المسلمين من قطاع الطريق فإن إولئك إنما مقصودهم المال فلو أعطوه لم يقاتلوا وإنما يتعرضون لبعض الناس وهؤلاء يقاتلون الناس على الدين حتى يرجعوا عما ثبت بالكتاب والسنة وإجماع الصحابة إلى ما ابتدعه هؤلاء بتأويلهم الباطل وفهمهم الفاسد للقرآن ومع هذا فقد صرح علي رضي الله عنه بأنهم مؤمنون ليسوا كفارا ولا منافقين
«И хариджиты делали такфир Али и Усману и всем кто проявляет валя к ним, и всем, кто не переселился к ним - все они являются кафирами у них, а их земля - земля куфра, а землей Ислама является по их мнению только их земля. Сказал аль-Аш'ари и другие: "Хариджиты единогласны на такфире Али Ибн Аби Толиба".
И вместе с этим, Али стал сражаться с ними лишь после того, как они начали сражаться с ним и убили Абдуллаха Ибн Хаббаба. Али потребовал у них выдать его убийцу, и они сказали: "Мы все его убийцы".
И хариджиты стали предательски нападать на путников, и поэтому Али сказал: "Они те, кто сражались с нами, и мы стали сражаться с ними, и стали воевать с нами, и тогда мы стали воевать с ними", и сказал: "Они те, кто преступили против нас, поэтому мы стали сражаться с ними"
И ученые и сподвижники после Али были единогласны на сражении с хариджитами, ведь они преступают проти всех мусульман, кроме тех кто согласиться с их взглядами.
И хариджиты начинают сражения с мусульманами, и не оттолкнуть их зло, кроме как сражаясь с ними, и они были больше вредом для мусульман чем разбойники - ведь у разбойников цель деньги, и если ты им дашь деньги - они не будут сражаться, и разбойники трогают лишь часть людей. Эти же сражаются с мусульманами из-за религии - чтобы мусульмане вернулись от того, что утверждено Кораном, Сунной и иджма сподвиджников к тому, что выдумали эти опираясь на свое ложное толкование и порочное понимание Корана.
И вместе с этим, Али прямо сказал, что они верующие, и не являются ни кафирами, ни мунафиками"
Источник: "Минхадж ас-Сунна ан Набавия", 5/164-166
Точно также и мурджииты – как Мухаммад Ибн Хасан аш Шайбани – называют людей Сунны нововведенцами и сомневающимися в религии, и насмехаются над ними (см. "аль-Асль" аш Шайбани, 10-й том 477-478 стр)
И в общем, все приверженцы нововведений враждуют со сторонниками Сунны, ненавидят их и издеваются над их взглядами – думая, что поступают в религии правильно, и за это их не подписывали под пункт «издевательство над религией», понимая, что они не считают наши убеждения религией.
И если это стало ясно, то издевательства нововведенцев над учеными ахли Сунна, их муджахидами и праведниками, не являются сами по себе куфром – и не выносится им такфир лишь на этой основе, однако рассматриваются их убеждения целиком – и кто из них впал в явный куфр, делается ему такфир, тот же, кто заблуждается, истолковывает и не дошёл до такой степени – не будет кафиром не по причине своих убеждений, не по причине издевательства над сторонниками Сунны
Сказал Али аль Кори аль Ханафи: «Кто услышал чтение Корана, и сказал издеваясь: «Редкий голос», или сказал: «Удивительная мелодия» - становится кафиром лишь если хотел издеваться над самим чтением Корана, в отличие от ситуации, когда он издевался над чтецом по причине мерзости его голоса, или странности в том как он читает»
См. «Шарх аль фикх аль Акбар», 139
Что же касается аргументации историей ниспосылания аята, то ответ на это следующий: это было издевательство над всеми учеными Ислама в то время, и среди них глава тех кто был в походе – Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и нет сомнений в куфре и вероотступничестве такого человека
Более того, в ряде асаров достоверных от табиинов как Катада, Муджахид, Саид Ибн Джубейр и других, что их издевательства задели и непосредственно самого Пророка (мир ему)
В любом случае, их издевательство над всеми учеными и чтецами в то время было куфром вне всякого сомнения, и также и в наше время – кто будет оскорблять и принижать и издеваться над всеми учеными исламской Уммы, или всеми ее муджахидами, праведниками, судьями, правителями и тд – то нет сомнения в его вероотступничестве, поскольку это включает в себя унижение самого Ислама и его закона
Что же касается издевательства над отдельными учеными, муджахидами, судьями, правителями и тд – то это не будет куфром кроме как с подробным разьяснением, которое мы упомянули выше.
Раздел: хукм сарказма в словах
Сарказм - это насмешка, которая может внешне казаться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления
Пример: «Помню, выступал у нас на собрании один артист, который около часа говорил ни о чем. Когда он закончил, ему из вежливости похлопали и тут же услышали голос Арнольда, который с неподражаемой интонацией сказал о выступавшем: «За что люблю его? За краткость!» (Ю. Никулин «Почти серьезно»)
*понятно, что имеется совсем обратное – что не люблю его многословие
Какой хукм сарказма в религии? Будет ли куфром – охарактеризовать кафиров или что то из их крайне несправедливых действий хорошим образом на основе сарказма – например сказать – «Самый справедливый президент Владимир Путин не может посадить человека ни за что» - имея ввиду как раз обратное?
Сказал Аллах:
ثُمَّ صُبُّوا فَوْقَ رَأْسِهِ مِنْ عَذَابِ الْحَمِيمِ ذُقْ إِنَّكَ أَنْتَ الْعَزِيزُ الْكَرِيمُ
«Затем налейте ему на голову кипяток, причиняющий страдания. Вкушай же! Воистину, ты могущественный и благородный!»
Сура ад Духан, 48-49
Сказал Имам аль Хамдавейхи (ум. 370 г.х.):
وقيل: هو كناية من الله عز وجلّ بأحسن الألفاظ. والمراد به: السفيه الأحمق أو الذليل
«Было сказано в тафсире аята, что это прекраснейший переносный смысл от Аллаха наилучшими словами, и подразумевается: «Глупый униженный тупица»
Источник: «Аль Худжа фи аль кираат ас-Саба», 1/324
Сказал имам аль Кайравани (ум. 470 г.х.) перечисляя толкования аята:
على طريق النقيض، المعنى: ذق إنك أنت الذليل المهين، إلا أنه جاء على جهة الاستخفاف، وهذا في الكلام مستعمل بقول الرجل للرجل يستجهله ويستحمقه: ما أنت إلا عاقل
«И было сказано, что это в противоположном смысле: «Вкушай же, ведь ты униженный» , и это пришло со стороны издевательства над ним. И это используется в словах арабов – как если один человек говорит другому, которого считает джахилем и тупицей: «Ты очень умный»
Источник: «Ан Нукат фи аль Куран аль Карим», 1/443
И это толкование передается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах)
Поэтому ясно, что использование сарказма в уместном контексте над кем, с кем это дозволено, является разрешенным, и не будет ни запретным, ни тем более куфром как говорят невежественные люди.
Заключение
Мы установили, что недозволено хаотично выносить такфир мусульманам под предлогом издевательства над религией, и что в этом разделе есть свои условия:
1. Чтобы слова были именно издевательством а не просто шуткой
2. Чтобы они были ясными в издевательстве, а не просто это было домыслом
3. Чтобы издевающийся знал (или был в хукме знающего) что то над чем он издевается – из религии
4. Издевательство над учеными и муджахидами не является куфром кроме как если издевающийся издевается над всеми учеными и муджахидами, либо же над кем то из них по причине их правильных действий, слов и убеждений, зная что они соответствуют религии
5. Сарказм не является куфром