Вход пользователя
Автор: Administrator | 24 Октября 2024
Мухкам и муташабих
Что такое мухкам аяты, а что такое муташабих
Сказал Всевышний Аллах: "Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие главную часть Корана (мухкамат), а также другие - требующие толкования (муташабихат). Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за тем, что требует толкования, желая посеять смуту и истолковать их (в свою пользу). Но толкования этих аятов знает лишь Аллах, а затем обладающие основательными знаниями, которые говорят: «Мы уверовали в Коран. Все это - от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом" (Аль Имран, 7)
Что такое мухкам и муташабих?
Сказал имам аш Шафии:
المحكم ما لم يحتمل من التأويل إلا وجهاً واحداً ، والمتشابه ما احتمل أوجهاً
"Мухкам - это то, что понимается лишь однозначно, а муташабих - то, что можно понимать по разному"
Источник: "Мухтасар аль Бувейти"
Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль:
المتشابه: الذي يكون في موضع كذا، وفي موضع كذا مختلف، والمحكم: الذي ليس فيه اختلاف
"Муташабих - то, что в одном месте имеет такой смысл, в другом - другой. А мухкам - то, вокруг чего нету разногласий"
Источник: "Масаиль имам Ахмад ли Ибн Хани", 1917
Как правильно понимать смысл текстов-муташабих?
Обладатели знания сопоставляют их с ясными текстами Корана и Сунны, определяющими правильное их понимание из возможных. Те же, кто не обладают знанием, и не могут спросить ученых - веруют в эти тексты что они истина, но воздерживаются от погружения в их смыслы и споры о них, не имея знаний к этому, говоря: "Мы уверовали в это. Все это - от нашего Господа".
Сказал Абу Джа'фар ат Тахави:
حُكْمَ الْمُتَشَابِهَاتِ إِنَّمَا يُلْتَمَسُ مِنَ الْآيَاتِ الْمُحْكَمَاتِ الَّتِي جَعَلَهَا اللهُ ثُمَّ مِنْ أَحْكَامِهِ الَّتِي أَجْرَاهَا عَلَى لِسَانِ نَبِيِّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تِبْيَانًا لِمَا أُنْزِلَ فِي كِتَابِهِ مُتَشَابِهًا
"Указания аятов-муташабих понимаются лишь посредством обращения к ясным аятам, которые Аллах сделал основй Корана - затем же посредством обращения к разьяснениям Пророка для тех аятов, которые Аллах в Коране послал в менее ясном виде"
Источник: "Ахкам аль-Кур'ан", 59
Пример текста-муташабих: аят "Кто убьет верующего намеренно - пребудет в Аду خالدا (может пониматься как вечность так и огромное количество времени - -прим)" (Ан-Ниса, 93), хадис: "Пьющий алкоголь подобен поклоняющемуся идолу", и тд такие тексты.
Можно было бы понять их как указание на куфр совершивших грехи, а можно - как например то, что пьющий алкоголь пропускает молитву, уподобляясь идолопоклонникам.
Сторонники заблуждения взяли неясные тексты за основу и вынесли такфир грешникам.
Сторонники Сунны вернулись к ясным и многочисленным текстам о том что грешники выйдут из Огня по заступничеству, и могут быть прощены, и вывели верное мнение.
Мудрость ниспосылания таких текстов
Сказал Ибн аль Джаузи:
1. Испытание для рабов - верующий, видя их, либо оставит Аллаху знание их, либо обратится за советом к ученому - и возрастёт его награда. Мунафик же, увидев его, впадет в сомнения, и начнет отвергать его - заслуживая наказание. Подобно реке, которой было испытано войско Талута
2. Приказав ученым возвращать муташабих к ясным текстам - Аллах занял их полезным делом, благодаря которому расширяется их мышление, анализ и познания, и они вознаграждаются за свои усилия в этом. Если бы весь Коран был бы ясным - то тогда равны были бы ученый и невежда, умерли бы устремления, ведь анализ и фантазия включаются лишь когда ты стремишься что-то понять и осознать.
3. В любой науке есть сложные задачи, решением которых тренируют тех, кто им обучается - ведь если они освоят сложное, им будет куда легче в более простом. И раз это является хорошим для знающих - то разрешенным является, что Аллах ниспослал эти тексты с той же целью
(Зад аль Масир)