Вход пользователя
25 Сентября 2014
Акида - Таухид имён и атрибутов Аллаха
Польза касательно тафсира аята: "Небеса готовы разверзнуться сверху.." (42:5), и аята "" Небо тогда будет расколото по причине Него.." (73:18) и утверждение Тяжести Всевышнему Аллаху.
Польза по теме Таухида Имен и Качеств
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وبسورة الشورى وفي مزمل ... سر عظيم شأنه ذو شان
في ذكر تفطير السماء فمن يرد ... علما به فهو القريب الداني
لم يسمح المتأخرون بنقله ... جبنا وضعفا عنه في الإيمان
بل قاله المتقدمون فوارس الإ ... سلام هم أمراء هذا الشان
ومحمد بن جرير الطبري في ... تفسيره حكيت به القولان
"И в суре аш Шура, и суре аль-Музаммиль великая тайна, большого значения
При упоминании раскалывания небес, и кто хочет узнать ее, то она близкая и доступная
Поздние не смогли передавать ее, из-за своей трусости и слабости Имана
Однако передали это саляфы, герои Ислама, и они - повелители этого искусства
И передал Мухаммад Ибн Джарир ат Табари это в своем тафсире, и передано об этом два слова"
Источник: "Ан Нуния"
Сказал Всевышний Аллах:
تكاد السماوات يتفطرن من فوقهن
"Небеса готовы разверзнуться сверху.." (42:5)
Сказал имам аль-Хаким:
أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الصَّفَّارُ ، ثنا أَحْمَدُ بْنُ مِهْرَانَ ، ثنا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى ، أَنْبَأَ إِسْرَائِيلُ ، عَنْ خُصَيْفٍ ، عَنْ عِكْرِمَةَ ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا ، قَوْلُهُ عَزَّ وَجَلَّ: { تَكَادُ السَّمَوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْ فَوْقِهِنَّ } قَالَ: " مِنَ الثِّقَلِ " " هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الْإِسْنَادِ وَلَمْ يُخَرِّجَاهُ
"Рассказал нам Абу Абдуллах ас-Саффар, рассказал нам Ахмад Ибн Михран, рассказал нам Убейду Ллах Ибн Муса, рассказал нам Исраиль, от Хусайфа, от Икримы, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал в тафсире слов Всевышнего Аллаха: "Небеса готовы разверзнуться сверху.." - "Из за Тяжести".
Этот хадис достоверный иснадом, хоть аль Бухари и Муслим не передали его"
Источник: "аль-Мустадрак", 2/519
И согласился с ним аз Захаби в хукме на достоверность.
И также передали этот асар, делая им тафсир аята, Абд Ибн Хумейд, Ибн Джарир ат Табари, Ибн аль Мунзир, Абу аш Шейх, и другие см. "Ад-Дурр аль-Мансур", 7/337
Сказал имам Мухаммад Ибн Усман Ибн Аби Шейба в книге "Аль-Арш":
حدثنا عبد الحميد بن صالح نا زهير عن خصيف عن عكرمة عن ابن عباس في قوله تكاد السماوات يتفطرن من فوقهن قال ممن فوقهن مثل الثقل
"Рассказал нам Абдуль Хамид Ибн Солих, что рассказал ему Зухейр, от Хусейфа, от Икримы, от Ибн Аббаса, касательно слов Аллаха: " Небеса готовы разверзнуться сверху.." - что Ибн Аббас сказал: "Из за Того, Кто сверху, из-за Тяжести"
Источник: "Аль-Арш", 13, и иснад достоверный.
Передал асар имам Абу аш Шейх аль-Асбахани по этому же пути, и сказал после него:
يعني الرب تبارك وتعالى
"То есть - из-за тяжести Господа, Свят Он и Велик"
Источник: "Аль-Азама", 46
Передал имам Ибн Джарир ат Табари, по пути известному как путь "аль-ауфийцев", который является слабым, но широко используется в тафсире, что Ибн Аббас сказал:
يعني من ثقل الرحمن وعظمته تبارك وتعالى
"То есть - от тяжести Ар-Рахмана и Его Величия, Свят Он и Велик"
Источник: "Тафсир Ибн Джарир ат Табари", 21/501
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وَمَنْ أَرَادَ مَعْرِفَةَ أَقْوَالِ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ فِي هَذَا الْبَابِ فَلْيُطَالِعْ مَا قَالَهُ عَنْهُمْ فِي تَفْسِيرِ قَوْلِهِ تَعَالَى: {فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ} [الأعراف: 143] وَقَوْلِهِ: {تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْ فَوْقِهِنَّ} [الشورى: 5] وَقَوْلِهِ: {ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ} [الأعراف: 54] لِيَتَبَيَّنَ لَهُ أَيُّ الْفَرِيقَيْنِ أَوْلَى بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ الْجَهْمِيَّةِ الْمُعَطِّلَةِ أَوْ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْإِثْبَاتِ
"Кто хочет узнать слова сподвижников и табиинов в разделе Таухида Имен и Качеств, пусть посмотрит что передал от них Ибн Джарир ат Табари в тафсире слов Аллаха.. "Небеса готовы расколоться сверху.." - чтобы для него разьяснилось, какая же из двух групп ближе к Аллаху и Его Послннику - джахмиты-муаттыли, или люди Сунны и утверждения Сыфатов"
Источник: "Иджтима аль Джуюш аль Исламия", 2/196
Сказал имам аль-Кассаб (ум. 360 г.х.):
وقوله - تعالى -: (تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْ فَوْقِهِنَّ) حجة على الجهمية، والمعتزلة في إنكار الصفات - كلها - وما ينكرون من كينونته في السماء، وحلوله فيها على العرش، وهذا يؤيد الحديث المرفوع: " وإن له أطيطًا كأطيط الرحل الجديد من الثقل. جل ربنا، وتبارك من عظيم جليل.
"Слова Всевышнего Аллаха: "Небеса готовы расколоться сверху.." - довод против джахмитов, и му'тазилитов, в их отрицании Сыфатов, и также в том, что они отрицают нахождение Аллаха на небесах и то что Он занимает место на Троне.
И это поддерживает хадис от Пророка, мир ему: "Истинно, Его Трон скрипит, подобно тому как скрипит новое седло из-за тяжести". Свят Он, и Велик, и как же Он благороден и Славен"
Источник: "Ан-Нукат", 4-87
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وَهَذَا التَّفْسِيرُ تَلَقَّاهُ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ الضَّحَّاكُ وَالسُّدِّيُّ وَقَتَادَةُ.. قَالَ السُّدِّيُّ: تَشَقَّقُ بِاللَّهِ
"И этот тафсир приняли от Ибн Аббаса ад-Даххак, ас-Судди, и Катада.. сказал ас-Судди: "То есть: "Небеса готовы расколоться изза Аллаха.."
Источник: "Иджтима аль джуюш аль Исламия", 2/251
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия упомянув асары передаваемые об этом:
هؤلاء الأئمة المذكورة في إسناده هم من أجل الأئمة وقد حدثوا به هم وغيرهم ولم ينكروا ما فيه من قوله من ثقل الجبار فوقهن فلو كان هذا القول منكرا في دين الإسلام عندهم لم يحدثوا به على هذا الوجه
"Эти имамы, упомянутые в иснаде - из самых великих имамов, и они передавали это - они, и другие - и не порицали ничего что в эти сообщениях, как слово: "..От тяжести Могущественного над ними..". И если бы это слово было бы порицаемым в религии Ислам у них - они бы не передавали его таким образом"
Источник: "Баян тальбис аль джахмия", 1/573
2. Из этого же раздела - аят из суры "Аль-Музаммиль", о событиях Судного Дня:
السَّمَاءُ مُنْفَطِرٌ بِهِ
" Небо тогда будет расколото по причине Него.." (73:18)
Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
حَدَّثَنِي أَبُو مَعْمَرٍ إِسْمَاعِيلُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ بْنِ مَعْمَرٍ، ثنا وَكِيعُ، عَنْ سُفْيَانَ، عَنْ خُصَيْفٍ، عَنْ عِكْرِمَةَ، {السَّمَاءُ مُنْفَطِرٌ بِهِ} [المزمل: 18] قَالَ: «مُثَقَّلَةٌ بِهِ حَدَّثَنِي أَبِي، ثنا عَبْدُ الْوَهَّابِ، عَنْ سَعِيدٍ، عَنْ قَتَادَةَ، {السَّمَاءُ مُنْفَطِرٌ بِهِ} [المزمل: 18] قَالَ: «مُثْقَلٌ بِهِ». حَدَّثَنِي أَبِي، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ، ثنا شُعْبَةُ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا رَجَاءٍ، يُحَدِّثُ عَنِ الْحَسَنِ، {السَّمَاءُ مُنْفَطِرٌ بِهِ} [المزمل: 18] قَالَ: «مُثْقَلٌ بِهِ».
"Рассказал мне Абу Ма'мар Исмаиль Ибн Ибрахим, рассказал ему аль-Уаки, рассказал ему Суфьян ас-Саури, от Хусейфа, от Икримы, что он сказал в тафсире аята: "..Небо тогда будет расколото по причине Него.." - из-за Его Тяжести"
Рассказал мне мой отец имам Ахмад, от Абдуль Ваххаба, от Саида, от Катады, что он сказал в тафсире аята: "..Небо тогда будет расколото по причине Него.." - "По причине Его Тяжести"
Рассказал мне мой отец имам Ахмад, рассказал ему Мухаммад Ибн Джа'фар, что рассказал ему аш-Шу'ба, что рассказал ему Абу Раджа, что он слышал Хасана аль Басри, что он сказал в тафсире аята: "..Небо тогда будет расколото по причине Него.." - "По причине Его Тяжести"
Источник: "Ас-Сунна", 1/422
Сказал имам аль Бухари в "Сахихе" в толковании суры "аль-Музаммиль":
قَالَ الْحَسَنُ ( مُنْفَطِرٌ بِهِ ) مُثْقَلَةٌ بِهِ
"Сказал аль Хасан аль Басри: ""..Небо тогда будет расколото по причине Него.." - По причине Его Тяжести"
Источник: "Сахих аль Бухари", 16-300
Сказал имам Ибн Аби Шейба в "Аль-Арш":
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ نُمَيْرٍ، حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ يَمَانٍ، عَنْ شَرِيكٍ عَنْ خُصَيْفٍ، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ {السَّمَاءُ مُنْفَطِرٌ بِهِ} قَالَ: "بِاللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ".
"Рассказал нам Мухаммад Ибн Абдуллах ан Нумейр, что рассказал ему Яхья Ибн Йаман, от Шарика, от Хусейфа, от Икримы, от Ибн Аббаса, что он сказал в тафсире аята: "..Небо тогда будет расколото по причине Него.." - "По причине Аллаха, Свят Он и Велик"
Источник: "Аль-Арш", 14
И его иснад хороший для тафсира.
Сказал Муджахид:
تنفطر من ثقل ربها تعالى
"То есть - расколятся под Тяжестью Их Возвышенного Господа"
Источник: "Фатх аль Бари", 8/675, передали от него это также, делая тафсир этим, Абд Ибн Хумейд, Ибн аль Мунзир и Ибн Аби Хатим.
Сказал имам Абу аль-Музаффар ас-Сам'ани:
وقوله : (السماء منفطر به ) قد ورد عن كثير من السلف أن قوله : ( ^ منفطر به ) أي : بالله ، وهو نزول يوم القيامة لفصل القضاء بلا كيف
"Слова Аллаха: ".. Небо тогда будет расколото по причине Него.." - пришло от многих саляфов, что смысл слов: "Расколото по причине него" - то есть по причине Аллаха, и это потому, что Он спустится в Судный День для того, чтобы вершить суд над рабами, без вопроса "Как?"
Источник: "Тафсир ас-Сам'ани", 6/83
Другое же слово у муфассиров в тафсире этого аята: "Что небеса расколятся в этот День.." - то есть в Судный День, и что به بمعنى فيه
Сказал шейх аль-Фаузан в шархе "Ан-Нуния":
"Местоимение в упомянутом аяте суры "Аль-Музаммиль" возвращается на Аллаха, и этот смысл - прямо сказали о нём старые имамы. Что же касается поздних, то они умолчали об этом, по причине отсутствия смелости на это, и боясь людей своего времени. Но истину нужно говорить в любые времена, и не бояться ради Аллаха порицаний порицающих"
Источник: "Шарх аля ан Нуния", 453
Сказал шейх Ибн Джибрин:
قرأت لبعض هؤلاء المبتدعة لما نقل أثراً يخالف معتقده في تفسير قوله تعالى في سورة الشورى: تَكَادُ السَّمَوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْ فَوْقِهِنَّ [الشورى:5]فنقل عن ابن عباس أنه قال: (تتفطر السماوات من ثقل الرب) فكبرت هذه الكلمة عند هذا المبتدع، فقال: المراد: من هيبته. انظروا كيف صرف هذا الأثر عن ابن عباس وجعل المراد أنها تتفطر من هيبته؛ لأنه لا يدين بأن الله فوق السماوات، وأن السماوات تتفطر من ثقله، وكذلك العرش، ويكذب ما ذكر في الحديث من أن العرش يئط به ونحو ذلك.
"Я читал, как один нововведенец когда передал асар Ибн Аббаса в тафсире слов Аллаха: "Небеса готовы разверзнуться сверху.." что он сказал: "Небеса готовы развернуться сверху из-за тяжести Господа".
И это слово было страшным для этого нововведенца, и он сказал: "Под этим подразумевается - "Величие Господа". Посмотрите же как ответ этот асар Ибн Аббаса от своего смысла и заявил что подразумевается что небеса готовы расколоться из-за величия Господа. Это потому что он не верит, что Аллах над небесами, и что небеса раскалываются изза Его Тяжести, точно точно также и Трон. И считает ложью то что упомянуто в хадисе, что Трон скрипит, и подобное этому"
Источник: "Шарх ат Тахавия", 4-94
Сказал шейх Мухаммад Халиль Хуррас в шархе на "Нуния":
فهو اشارة الى قوله تعالى من هذه السورة: السَّماءُ مُنْفَطِرٌ بِهِ كانَ وَعْدُهُ مَفْعُولًا فالضمير في به يحتمل أن يعود الى اليوم في قوله: يَوْماً يَجْعَلُ الْوِلْدانَ شِيباً يعني أن السماء تنفطر في هذا اليوم وتتشقق، وتكون الباء بمعنى في، ويحتمل أن يعود الى اللّه عز وجل وان لم يسبق له ذكر، لأنه مفهوم من السياق، ويؤيده قوله بعد ذلك كانَ وَعْدُهُ مَفْعُولًا فإن عود الضمير هنا على اللّه في غاية الظهور، ويكون معنى انفطار السماء باللّه عز وجل تشققها عند نزوله لفصل القضاء بين عباده كما في قوله تعالى في سورة [الفرقان 25] ويَوْمَ تَشَقَّقُ السَّماءُ بِالْغَمامِ ونُزِّلَ الْمَلائِكَةُ تَنْزِيلًا. و لكن المتأخرين من المفسرين مثل ابن كثير وغيره جبنوا عن ايراد هذا القول الثاني ولم يصرح به الا المتقدمون من جهابذة الاسلام الذين هم أعلم هذه الأمة بمعاني كلام اللّه عز وجل. وقد حكى ابن جرير القولين في تفسيره.
"Здесь указание на слова Аллаха в этой суре: "И небеса готовы расколоться из-за него, и Его обещание исполняется"
Местоимение "него" здесь может возвращаться к Судному Дню, к слову: "День, который заставит поседеть младенца.." - и смысл будет: "Небеса раскалываются из-за этого дня и трескаются".., а может возвращаться к Аллаху, Свят Он и Велик, хоть Он и не был упомянут до этого.
Потому, что это понимается из контекта. И подкрепляет это мнение слово Аллаха сразу после этого: "И Его обещание исполняется".
Истинно, возвращение местоимения к Аллаху - предельно очевидно. И смысл раскалывания небес под Аллахом будет - что они расколятся при Его нисхождении на эту землю для вершения Суда между рабами, как пришло в словах Аллаха: " В тот день небо расколется облаками (в которых придет Аллах), и будут низведены ангелы" (аль-Фуркан, 25).
Однако, поздние муфассиры подобные Ибн Касиру, и другим, струсили от приведения этого второго слова, и говорили его лишь ранние великие ученые Ислама, а они - самые знающие в этой Умме о смыслах слов Аллаха, Свят Он и Велик.
А имам Ибн Джарир передал 2 слова в толковании этого аята"
Источник: "Шарх ан нуния", 1-272
Утверждение качества "Тяжесть" для Аллаха
Помимо того, что пришло в тафсире этих двух аятов, от сподвижников и табиинов, удостоверяется качество "Тяжесть" для Всевышнего Аллаха из достоверного хадиса Пророка и других асаров табиинов.
1. Хадис Абдуллаха Ибн Халифы
Сказал имам Ибн Джарир ат Табари:
حدثني عبد الله بن أبى زياد، قال: حدثنا يحيى بن أبي بكر، عن إسرائيل، عن أبي إسحاق، عن عبد الله بن خليفة، عن عمر قال: أتت امرأة النبي صلى الله عليه وسلم، فقالت: ادع الله أن يدخلني الجنة! فعظم الرب تعالى ذكره، ثم قال: إن كرسيه وسع السموات والأرض، وأنه ليقعد عليه فما يفضل منه مقدار أربع أصابع- وإن له أطيطا كأطيط الرحل الجديد، إذا ركب، من ثقله
"Рассказал мне Абдуллах Ибн Аби Зяд, что рассказал ему Яхья Ибн Аби Бакр, от Исраиля, от Аби Исхака, от Абдуллаха Ибн Халифы, от Умара Ибн аль Хаттаба, что он сказал: "Пришла женщина к Пророку, мир ему, и сказала: "Попроси Аллаха чтобы Он ввел меня в Рай".
И Посланник Аллаха возвеличил Господа, и сказал: "Его Престол обьял небеса и землю, и когда Он садится на него - не остается на нём никакого свободного места, даже расстояния четырех пальцев. И истинно, Его Престол скрипит, подобно скрипу нового седла, когда на него сядет всадник - по причине Его Тяжести"
Источник: "Тафсир ат Табари", 5/400
Передали его Дыя аль-Макдиси в «Сахихе», 153, Ад-Дарими, «Накд», 74, Ибн Аби Асым, в «Ас-Сунна», 574, Абдуллах Ибн Ахмад в «Ас-Сунна», 585, Ат-Табарани, в "Ас-Сунна", Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 150, Ибн Джарир в «Ат-Тафсир», 3/11, Ибн Маджа в «Китаб ат Тафсир», Абу аш Шейх в «Аль-Азама», 256, Ибн Батта, в «Аль-Ибана аль-Кубра», 135 и многие другие
Слова имамов об этом хадисе
1. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад:
عبدالله بن أحمد بن حنبل قال: ُسئل أبي عما روي في الكرسي وجلوس الرب عليه جلا ثناؤه؟ رأيتُ أبي رضي الله عنه يصحح هذه الأحاديث؛ أحاديث الرؤية، ويذهب إليها، وجمعها في كتاب وحدثنا بها رضي الله عنه حدثني أبي نا وكيع بحديث إسرائيل عن أبي إسحاق عن عبدالله بن خليفة عن عمر رضي الله عنه قال إذا جلس الرب عز و جل على الكرسي فاقشعر رجل سماه أبي عند وكيع فغضب وكيع وقال أدركنا الاعمش وسفيان يحدثون بهذه الاحاديث لا ينكرونها
««Был спрошен мой отец, имам Ахмад Ибн Ханбаль, о том, что передано касательно аль-Курси (Престола), и сидения Господа на престоле, Свят Он и Велик. И я увидел, как мой отец называет достоверными эти хадисы, и также хадисы о Видении Аллаха, и высказывается в соответствии с их смыслом, и собирает их в книге, и рассказывает нам их, да будет доволен им Аллах
(Затем передал хадис Абдуллаха Ибн Халифы, затем сказал)
Рассказал мне мой отец, имам Ахмад Ибн Ханбаль, сказал он: «Рассказал нам Уаки Ибн аль-Джаррах хадис Исраиля от Исхака от Абдуллаха Ибн Халифы от Умара Ибн аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда садится Господь, Свят Он и Велик, на Престол..» и это поразило человека, который присутствовал у Уаки, и Ахмад назвал его имя. И разгневался Уаки, и сказал: «Мы застали А’маша, и Суфьяна – и они рассказывали эти хадисы и не отрицали их!»
Источник: «Аль-Арш», 2/155
2. Сказал имам ад Дарими, передав этот хадис:
فهاك أيها المريسي خذها مشهورة مأثورة فصرها وضعها بجنب تأويلك الذي خالفت فيه أمة محمد
«Держи же этот хадис, о аль-Мариси, переданный с иснадом и известный, подойди же к нему, и положи его рядом с твоим тауилем, в котором тыпротиворечил Умме Мухаммада!»
Источник: «Ан-Накд», 1/427
3. Сказал хафиз аз-Захаби:
قلت: وهذا الحديث صحيح عند جماعة من المحدثين، أخرجه الحافظ ضياء الدين المقدسي في صحيحه، وهو من شرط ابن حبان فلا أدري أخرجه أم لا؟، فإن عنده أن العدل الحافظ إذا حدث عن رجل لم يعرف بجرح، فإن ذلك إسناد صحيح فإذا كان هؤلاء الأئمة: أبو إسحاق السبيعي، والثوري، والأعمش، وإسرائيل، وعبد الرحمن بن مهدي، وأبو أحمد الزبيري، ووكيع، وأحمد بن حنبل، وغيرهم ممن يطول ذكرهم وعددهم الذين هم سُرُج الهدى ومصابيح الدجى قد تلقوا هذا الحديث بالقبول وحدثوا به، ولم ينكروه، ولم يطعنوا في إسناده، فمن نحن حتى ننكره ونتحذلق عليهم
«Скажу я: этот хадис достоверный у большой группы мухаддисов. Передал его Хафиз Дыя аль-Макдиси в своём «Сахихе» и он соответствует условиям достоверности Ибн Хиббана, и я не знаю, передал он его или нет. .
И раз эти имамы – Абу Исхак ас-Сабии, ас-Саури, Аль-Амаш, Исраиль, Абдур-Рахман Ибн Махди, Абу Ахмад аз-Зубейри, Уаки, Ахмад Ибн Ханбаль, и другие, кого будет очень долго упоминать и пересчитывать, которые являются светильниками прямого пути, освещающими мрак – если они приняли этот хадис, и рассказывали его, и не отрицали его, и не ослабляли его иснад – то кто же мы такие, чтобы порицать его и умничать выдавая себя за более знающих, чем они?!!»
Источник: «Аль-Арш», 2/156
4. Сказал имам Ибн Джарир ат Табари перед тем как передать этот хадис:
أولى بتأويل الآية ما جاء به الأثر عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، وهو ما
«Однако лучшим в толковании этого аята будет то, о чём пришло сообщение от Посланника Аллаха, мир ему, и это:..» и затем привёл этот хадис, опираясь на него
Источник: "Тафсир ат Табари", 5/400
5. Сказал Коды аз-Загуни в одном из своих трудов:
وقد أوردته في غير هذا الكتاب على وجهٍ لا سبيل إلى دفعه ورده إلا بطريق العناد، ولا طُعِنَ في صحته إلا بطريق المكابرة
«Я привёл этот хадис в другой книге, таким образом, что не возможно оттолкнуть его и отвергнуть, кроме как упрямо противостоя истине, и не может быть подвергнута сомнению его достоверность, кроме как посредством упрямства против истины»
Cм. «Исбат аль-Хадд», 156
6. Имам Дыяуддин аль-Макдиси передал его в своём «Сахихе» (сборнике достоверных на его условиях хадисов) см. «Аль-Мухтара», 156, и назвал его иснал хорошим
7. Сказал имам ад Дашти приведя этот хадис:
هذا حديث صحيح رواته على شرط البخاري ومسلم فهو كما قال رسول الله، ومعناه على ما يليق به، لا ندخل في ذلك متأولين بآرائنا، ولا متوهمين بأهوائنا، وقد أخرج هذا الحديث عامة العلماء من أئمة المسلمين في كتبهم التي قصدوا فيها نقل الأخبار الصحيحة ، وتكلموا على توثقة رجاله ، وتصحيح طريقه ، وممن رواه الإمام أحمد بن حنبل، وأبو بكر الخلال، وصاحبه أبو بكر عبد العزيز، وأبو عبدالله ابن بطة.وقد رواه أبو محمد الخلال في كتاب الصفات له، ورواه أبو الحسن الدارقطني في كتاب الصفات الذي جمعه، وضبط طرقه، وحفظ عدالة رواته، وكان الدارقطني من أصحاب الحديث من أصحاب الشافعي
«Этот хадис достоверен, его передатчики соответствуют условиям аль-Бухари и Муслима, и всё обстоит так, как сказал Посланник Аллаха, и его смысл – подходящий Аллаху,и мы не входим в это делая тауиль согласно нашим взглядам, или представляя что то в соответствии с нашими страстями.И передали этот хадис все ученые из числа имамов мусульман в своих книгах, которыми они хотели передачу достоверных сообщений, и поговорили о достоверности его передатчиков, и удостоверении его путей.
И из тех кто передал его – имам Ахмад Ибн Ханбаль, и Абу Бакр аль-Халляль, и его ученик Абу Бакр Ибн Абдуль Азиз, и Абу Абдуллах Ибн Батта. И его передал Абу Мухаммад аль-Халляль в его книге о Сыфатах, и его передал Абу Хасан ад-Даракутни в книге «Ас-Сыфат», который собрал эту книгу, и упорядочил пути хадисов переданных в ней, и следил за праведностью их передатчиков.И ад-Даракутни был из числа мухаддисов шафиитов»
Источник: «Исбат аль-хадд», 150
8. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
حديث عبد الله بن خليفة المشهور الذي يروى عن عمر عن النبي صلى الله عليه وسلم، وقد رواه أبو عبد الله محمد بن عبد الواحد المقدسي في "مختاره". وطائفة من أهل الحديث ترده لاضطرابه، كما فعل ذلك أبو بكر الإسماعيلي، وابن الجوزي، وغيرهم. لكن أكثر أهل السنة قبلوه. وفيه قال "إن عرشه" أو "كرسيه" "وسع السموات والأرض، وإنه يجلس عليه
"Известный хадис Абдуллаха Ибн Халифы который он передает от Умара, от Пророка, мир ему – передал его Абу Абдуллах Мухаммад ИбнАбдуль Вахид аль-Макдиси в «Аль-Мухтара». Группа из ахлюль хадис отвергает его под причиной иддтираба, как сделали это Абу Бакр Аль-Исмаили и Ибн аль-Джоузи и другие. Однако большинство ахли-Сунна приняли его"
Источник: «Маджму аль-фатауа», 19-435
Более того, у шейх уль Ислама Ибн Теймии есть джуз (отдельная краткая книга) о достоверности этого хадиса, где он разьяснил достоверность его слов и отделил от них недостоверную добавку пришедшую в некоторых передачах.
9. Сказал хафиз Нуруддин аль-Хейсами про этот хадис:
رواه أبو يعلى في الكبير ورجاله رجال الصحيح غير عبد الله بن خليفة الهمذاني وهو ثقة
"Передал его Абу Я'ла в "Аль-Муснад аль Кабир", и его передатчики - передатчики "Сахиха", помимо Абдуллаха Ибн Халифа аль Хамзани, и он - достоверный передатчик"
Источник: "Маджма аз зауаид", 17272
10-13. Также удостоверили его: имамы Абдур-Рахман Ибн Хасан, Сулейман Ибн Сахман, шейх Насыр аль Фахд, шейх ар Роджихи, и другие уляма.
Что же касается ослабивших его, то не известен из ранних ученых ахли-Сунна кто ослабил его, помимо имама Ибн Хузеймы, ослабившего одну из его цепочек.
Что же касается Абу Бакра аль Исмаили, и Ибн Аль Джаузи, то они ослабили его помогая своему мазхабу в та'тыле Сыфатов.
И Абдуллах Ибн Халифа - достоверный передатчик, удостоверили его Ибн Хиббан и аль Хейсами, и он из больших табиинов - в которых большинство ученых дозволяет принятие их хадисов с лёгкой неизвестностью.
А Аллах знает лучше.
2. Асар Кааба Ибн аль Ахбара (ум. 32 г.х.)
Передал имам ад Дарими от Каба аль Ахбара, один из больших табиинов, что он сказал:
فما في السموات سماء إلا لها أطيط كأطيط الرحل العلافي أول ما يرتحل من ثقل الجبار فوقهن
"Нет таких небес из семи небес, кроме как они скрепят, подобно седлу всадника, когда он первый раз садится на него - по причине Тяжести Могущественного который сверху их"
Источник: "Ар-Родд аля аль Джахмия", 88, и имам Ибн аль Каййим назвал иснад достоверным.
3. Асар Халида Ибн Ма'дана (ум. 103 г.х.)
Передал Абдуллах Ибн Ахмад, от табиина Халида Ибн Ма'дана, что он сказал:
إن الرحمن سبحانه ليثقل على حملة العرش
"Истинно, Милостивый тяжёл для ангелов, несущих Трон.."
Источник: "Ас-Сунна", 1026
И если кто то скажет что в этом уподобление, то будет отвечено, что путь один во всех Сыфатах Всевышнего - утверждение их на внешнем смысле, который является светом, истиной и Таухидом, и затем - общее отрицание равенства с творениями, и точно также как Рука Аллаха не вытекает из нее уподобление, потому что она отличается от руки творений - точно также и Тяжесть Аллаха отличается от тяжести творений, и нет в этом никакого уподобления.
И также хочу добавить что касательно двух аятов - это один из двух тафсиров каждого аята, и известно что саляф могут разногласить в понимании конкретных аятов или хадисов - являются ли они аятами и хадисами Сыфатов, наряду с их единогласием на утверждении Сыфатов Аллаху, и примеров такому много, и не понимается из их разногласия в понимании конкретного аята - разногласие в утверждении/отрицании Сыфатов, как это думают невежды.
Аллах знает лучше, и в заключение - хвала Аллаху Господу Миров.