Вход пользователя
03 Сентября 2013
Можно ли имаму и тем, кто молится за ними, поднимать руки для дуа во время хутбы джума?
Вопрос: Имам в день джума, когда делает дуа в конце хутбы, следует ли поднимать руки вместе с ним?
Ответ: Хвала Аллаху.
Основа в любых дуа - поднятие рук, за исключением отдельных мест, где это не узаконено.
И одним из таких мест является хутба джума. Поднимание рук во время дуа в молитве джума – это одно из первых нововведений в Исламе. Это противоречит Сунне, и это порицали сподвижники и табиины, когда ввели это новшество некоторые исламские правители.
Сунной же является поднятие указательного пальца во время дуа на минбаре.
Сказал имам Абу Бакр Ибн Аби Шейба:
في رَفْعِ الأَيْدِي في الدُّعَاءِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ حَدَّثنا عَبْدُ الأَعْلَى، عَنْ مَعْمَرٍ، عَن الزُّهْرِيِّ، قَالَ: رَفْعُ الأَيْدِي يَوْمَ الْجُمُعَةِ مُحْدَثٌ حَدَّثنا سَهْلُ بْنُ يُوسُفَ، عَنِ ابنِ عَوْنٍ، عَنْ مُحَمَّدٍ، قَالَ: أَوَّلُ مَنْ رَفَعَ يَدَيْهِ في الْجُمَعِ عُبَيْدُ اللهِ بْنُ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَعْمَرٍ حَدَّثنا جَرِيرُ بْنُ عَبْدِ الْحَمِيدِ، عَنْ لَيْثٍ، عَنْ طَاوُوسٍ، قَالَ: كَانَ يَكْرَهُ دُعَاءَهُمُ الَّذِي يَدْعُونَهُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، وَكَانَ لاَ يَرْفَعُ يَدَيْهِ. حَدَّثنا ابنُ نُمَيْرٍ وَأَبُو مُعَاوِيَةَ، عَنِ الأَعْمَشِ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مُرَّةَ، عَنْ مَسْرُوقٍ، قَالَ: رَفَعَ الإِمَامُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ يَدَيْهِ عَلَى الْمِنْبَرِ، فَرَفَعَ النَّاسُ أَيْدِيَهُمْ، فَقَالَ مَسْرُوقٌ: مَا لَهُمْ، قَطَعَ اللهُ أَيْدِيَهُمْ.
حَدَّثنا ابنُ فُضَيْلٍ، عَنْ حُصَيْنٍ، عَنْ عُمَارَةَ بْنِ رُوَيْبَةَ: أَنَّهُ رَأَى بِشْرَ بْنَ مَرْوَانَ رَافِعًا يَدَيْهِ يَدْعُو حَتَّى كَادَ يَسْتَلْقِي خَلْفَهُ. حَدَّثنا ابنُ إِدْرِيسَ، عَنْ حُصَيْنٍ، عَنْ عُمَارَةَ بْنِ رُوَيْبَةَ، قَالَ: رَأَى بِشْرَ بْنَ مَرْوَانَ رَافِعًا يَدَيْهِ عَلَى الْمِنْبَرِ، فَقَالَ: قَبَّحَ اللهُ هَاتَيْنِ الْيَدَيْنِ، لَقَدْ رَأَيْت رَسُولَ اللهِ صَلى الله عَليهِ وسَلمَ مَا يَزِيدُ عَلَى أَنْ يَقُولَ بِيَدَيْهِ هَكَذَا، وَأَشَارَ بِإِصْبَعِهِ الْمُسَبِّحَةِ.
«Раздел: о поднятии рук в дуа в день джума.
Рассказал нам Абдуль-А’ля, от Ма’мара, от аз-Зухри[1], что он сказал: «Поднятие рук в день джума – нововведение»[2]
Рассказал нам Сахль Ибн Юсуф, от Ибн Ауна, от Мухаммада (Ибн Сирина)[3], что он сказал: «Первый, кто поднял руки во время молитв джума – УбейдуЛлах Ибн Абдуллах Ибн Ма’мар»[4] [5]
Рассказал нам Джарир Ибн Абдуль Хамид, от Лейса,что он сказал: «Таус[6] порицал их дуа которое они делали в день джума, и не поднимал руки»[7]
Рассказали нам Ибн Нумейр, и Абу Муавия, от аль-А’маша, от Абдуллаха Ибн Мурры, что он сказал: «"Имам поднял руки в дуа на минбаре в день джума, и подняли руки люди вслед за ним, и сказал Масрук:[8] "Что же они делают?! Да отрежет Аллах их руки!"[9]
Рассказал нам Ибн Идрис, что рассказал им Ибн Фудейль, от Хусойна, от Умары Ибн Рувайба, что он Умара увидел, как Бишр Ибн Марван поднимает свои руки и делает дуа, так, что чуть не упал назад[10].
С тем же иснадом от Хусойна, от Умары Ибн Руейбы[11], что он увидел Бишра Ибн Марвана[12], как тот поднял руки на минбаре, и сказал: «Да обезобразит Аллах эти две руки! Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему, не добавляет ничего к этому», и показал своим указательным пальцем[13].
Источник: «Мусаннаф», Ибн Аби Шейба, 2/147
Сказал имам Абдур-Раззак:
عَنْ مَعْمَرٍ، عَنِ الزُّهْرِيِّ قَالَ: سَأَلْتُهُ عَنْ رَفْعِ الْيَدَيْنِ فِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ؟ فَقَالَ: «حَدَثٌ، وَأَوَّلُ مَنْ أَحْدَثَهُ عَبْدُ الْمَلِكِ
عَنِ الثَّوْرِيِّ، عَنْ حُصَيْنِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، عَنْ عُمَارَةَ بْنِ رُوَيْبَةَ الثَّقَفِيِّ قَالَ: رَأَى بِشْرَ بْنَ مَرْوَانَ رَافِعًا يَدَيْهِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَسَبَّهُ وَقَالَ: رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمًا يَقُولُ: «إِلَّا هَكَذَا» وَأَشَارَ بِإِصْبَعِهِ عَنِ الثَّوْرِيِّ، عَنِ الْأَعْمَشِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مُرَّةَ، عَنْ مَسْرُوقٍ قَالَ: رَآهُمْ رَافِعِينَ أَيْدِيَهُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ، فَقَالَ: «اللَّهُمَّ اقْطَعْ أَيْدِيَهُمْ»
«От Ма’мара, что он сказал: «Я спросил аз-Зухри о поднятии рук в день джума?» Он сказал: «Это бида, первым, кто ввёл это, был Абдуль Малик Ибн Марван[14]»[15]
От Суфьяна ас-Саури, от Хусойна Ибн Абдур-Рахмана, от Умары Ибн Рувайбы ас-Сакафи, что он увидел как Бишр Ибн Марван поднимает свои руки в день джума, и обругал его, и сказал: «Я видел как Посланник Аллаха однажды сказал: «Только так!» и указал своим пальцем.[16]
От Суфьяна ас-Саури, от Аль-Амаша, от Абдуллаха Ибн Мурры, от Масрука, что он увидел как люди подняли свои руки в день джума, когда имам давал хутбу, и сказал: «О Аллах, отрежь их руки!»[17]
Источник: «Мусаннаф» Абдур-Раззак, 2/192-193
Сказал имам аль-Багави, приведя эти асары:
رفع اليدين في الخطبة غير مشروع
«Поднятие рук в хутбе не узаконено!»
Источник: «Шарх Ас-Сунна», 4/257
И в общем – это мнение шафиитов, маликитов, и более достоверное в мазхабе ханбалитов.
Сказал имам Ибн Муфлих:
قَالَ صَاحِبُ الْمُحَرَّرِ: بِدْعَةٌ، وِفَاقًا لِلْمَالِكِيَّةِ وَالشَّافِعِيَّةِ وَغَيْرِهِمْ
«Сказал Мадждуддин Ибн Теймия: «Это нововведение, согласившись в этом с маликитами, шафиитами, и другими»
Источник: «Аль-Фуру», 3/177
Сказал имам аль-Мирдави аль-Ханбали:
لَا يَرْفَعُ يَدَيْهِ فِي الدُّعَاءِ وَالْحَالَةُ هَذِهِ ، عَلَى الصَّحِيحِ مِنْ الْمَذْهَبِ قَالَ الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ : هَذَا أَصَحُّ الْوَجْهَيْنِ لِأَصْحَابِنَا
«Не следует поднимать руки в дуа, когда имам его делает в хутбе, согласно единственно верному мнению в мазхабе. Сказал шейх Такиюддин Ибн Теймия: «Это наиболее верное из мнений наших учёных»
Источник: «Аль-Инсаф», 4/63
Сказал шафиит Абу Шама:
رفع أيديهم عند الدعاء فبدعة قديمة قال أحمد بن حنبل حدثنا شريح بن النعمان حدثنا بقية عن ابي بكر بن عبد الله حبيب بن عبيد الرحبي عن غضيف بن الحرث التمالي قال بعث الى عبد الملك بن مروان فقال يا أبا أسماء أنا قد جمعنا الناس على أمرين قال فقلت وما هما قال رفع الأيدي على المنابر يوم الجمعة والقصص بعد الصبح العصر فقال انهما أمثل بدعكم عندي ولست مجيبك الى شيء منها قال لم قال لأن النبي صلى الله عليه و سلم قال ما أحدث قوم بدعة إلا رفع مثلها من السنة فتمسك بسنة خير من أحداث بدعة
«Что же касается их поднятия рук при дуа (в джума), то это из древних нововведений!
Сказал Ахмад Ибн Ханбаль: рассказал мне Шурейх Ибн Нуман, что рассказал ему Бакыя, от Абу Бакра Ибн Абдуллаха Хабиба Ибн Убейда ар-Рахаби, от Гудайфа Ибн аль Хариса ас-Сумали, что он сказал: «Послал ко мне Абдуль Малик Ибн аль-Марван, и я пришел к нему, и он сказал: «О Абу Асма! Мы собрали людей на двух вещах!». Я сказал ему: «Что это за вещи?». Абдуль Малик ответил: «Поднятие рук на минбарах в день джума, и рассказывание историй после фаджра и асра». Я сказал: «Это из самого легкого что вы внесли, но я не отвечу вам на это положительно». Он сказал: «Почему?» Я ответил: «Потому что Пророк, мир ему, сказал: «Всякий раз, когда какой то народ вносит нововведение – поднимается от них подобное этому нововведению из Сунны». И держаться за Сунну лучше, чем вносить новшества!»[18]
Источник: «Аль-Баис аля инкар аль бида уаль хауадис», 87
И также это мнение большей части современных ученых ахли-Сунна, среди которых шейхи Ибн Баз, аль-Фаузан, Усеймин, и другие.
Спросили шейха Ибн База:
ما حكم رفع اليدين للمأمومين للتأمين على دعاء الإمام في خطبة الجمعة، وما حكم رفع الصوت بقول آمين
«Каков хукм поднятия рук для тех молящихся во вемя говорения амин на дуа имама во время хутбы джума? Каков хукм поднятия голоса с говорением «Амин»?
Ответ:
لا يُشرع رفع اليدين في خطبة الجمعة لا للإمام ولا للمأمومين؛ لأن الرسول صلى الله عليه وسلم، لم يفعل ذلك ولا خلفاؤه الراشدون، لكن لو استسقى في خطبة الجمعة شُرِعَ له وللمأمومين رفع اليدين؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلم، لما استسقى في خطبة الجمعة رفع يديه ورفع الناس أيديهم، وقد قال الله سبحانه: لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ الآية.أما التأمين من المأمومين على دعاء الإمام في الخطبة فلا أعلم به بأسًا بدون رفع صوت، وبالله التوفيق
«Не узаконено поднятие рук в хутбе джума ни для имама, ни для тех кто читает молитву за ним, потому что Посланник Аллаха и его праведные халифы не делали этого.
Однако при совершении молитвы «аль-истиска» (о дожде), во время хутбы джума, узаконено и имаму, и тем, кто читает за ним, поднять руки, потому что Пророк, мир ему, когда молился о дожде во время хутбы джума, поднимал руки, и поднимали люди руки вместе с ним, и сказал Аллах: «Был вам в Посланнике Аллаха наилучший пример».
Что же касается произносить «амин» во время дуа имама в хутбе, то я не знаю касательно этого проблем, если это без поднятия голоса. И направление к прямому руководству принадлежит Аллаху»
Источник: «Маджму фатауа Ибн Баз», 30/250
[1] Аз-Зухри – великий факих из числа табиинов. Умер в 125 году.
[2] Иснад достоверный
[3] Мухаммад Ибн Сирин – из больших табиинов. Слышал от Абу Хурейры, Ибн Аббаса, и многих других сподвижиков. Умер в 110 году.
[4] Иснад достоверный
[5] Наместник Басры, из очень больших табиинов. Есть и мнение о том что он видел Пророка, мир ему. Умер в битве при Истахарре во времена халифата Умара.
[6] Таус – один из больших табиинов. Передавал от Аиши, Абу Хурейры, Джабира, Ибн Аббаса, и других сподвижников. Умер в 106 году.
[8] Масрук – один из самых больших табиинов, брал от Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Аиши, Муаза, и многих других сахабов. Большой факих, мухаддис. Умер в 63 году хиджры.
[16] Иснад достоверный
[18] Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим, а шейх аль Альбани ослабил, и его мнение, инша Аллах, более верно, так как в иснаде есть передатчик Ибн Аби Марьям, слабый передатчик. Но эта слабость несильная, и смысл данного сообщения совпадает со словами аз-Зухри о том, что это новшество внес Абдуль Малик Ибн Марван.