Вход пользователя
29 Января 2018
Хукм салавата на Пророка (мир ему)
Ученые единогласны на достоинстве салавата на Пророка (мир ему), и что это прекрасная Сунна, за которую положена большая награда. Однако является ли это фардом, оставивший который впадает в грех?
Ранний маликитский ученый, Исмаил Ибн Исхак аль Кады (199-282 г.х.), даже написал отдельную книгу, которую назвал "Достоинство салавата на Пророка, мир ему", где привел множество хадисов и асаров про достоинство салавата на Пророка.
Но является ли это обязательным, особенно при письме?
Слово об обязательности салавата неизвестно от ранних ученых, однако ряд более поздних ученых мазхабов сказали об этом.
Что касается саляфов Уммы, и большинства поздних ученых, то они считают это желательным.
Сказал имам Ибн Джарир ат Табари:
الأمر الذي أمر الله به - جل ثناؤه - من الصلاة على النبي صلى الله عليه وسلم في كتابه بمعنى الندب ، لإجماع جميع المتقدمين والمتأخرين من علماء الأمة ، على أن ذلك غير لازم فرضا
"Приказ Аллаха делать салават на Пророка (мир ему) в своей книге является приказом к желательному, а не к обязательному. И это потому, что все ранние и поздние ученые Уммы единогласны на том, что это не является обязательным"
Источник: "Тахзиб аль Асар", 228
И довод на желательность этого - то, что мы не произносим салават ни в азане и икамате, ни в ташаххуде во время молитвы, ни является это обязательным при произнесении 2 свидетельств при принятии Ислама, ни в чтении Корана когда упоминается его имя
Сказал аль-Аскалани:
قول لا يعرف عن أحد من الصحابة والتابعين فهو قول مخترع ، ولو كان ذلك على عمومه للزم المؤذن إذا أذن وكذا سامعه وللزم القارئ إذا مر ذكره في القرآن وللزم الداخل في الإسلام إذا تلفظ بالشهادتين ولكان في ذلك من المشقة والحرج ما جاءت الشريعة السمحة بخلافه ، ولكان الثناء على الله كلما ذكر أحق بالوجوب ولم يقولوا به وقد أطلق القدوري وغيره من الحنفية أن القول بوجوب الصلاة عليه كلما ذكر مخالف للإجماع المنعقد قبل قائله ؛ لأنه لا يحفظ عن أحد من الصحابة أنه خاطب النبي صلى الله عليه وسلم فقال يا رسول الله صلى الله عليك
"Слово об обязательности - слово неизвестное ни от одного из сподвижников и табиинов, поэтому является новоизобретенным
И если данное слово понять обобщенно - то было бы обязательно муаззину делать салават во время азана, и также тем кто слышит азан
И было бы обязательно чтецу Корана делать салават при упоминании Пророка (мир ему) в Коране
И было бы обязательно тому кто принял Ислам когда он произносит два свидетельства - произносить салават
И во всем этом были бы трудность и проблемы, которые противоречат пути нашего легкого Шариата.
И также, восхавление Аллаха в таком случае всякий раз когда Он упомянут было бы тем более обязательно - а ведь сторонники этого слова не говорят так
И сказал Аль Кадури и другие ханафиты, что это слово противоречит иджма, ведь ни от кого из сподвижников не известно, чтобы он обращался к Пророку (мир ему) говоря ему каждый раз: "О Посланник Аллаха, да благословит тебя Аллах и приветствует""
Источник: "Аль Фатх", 18/138
- Что касается хадисов про жадность того, кто не сделал салават, то их иснад слабый, и при предположении их достоверности, они указывают на сильную желательность, но не на грех оставившего салават.
- Что касается слов ас-Суюты про то что будет отрезана рука того кто не написал салават, то это суфийские сказки к которым не оборачиваются, и если предположить достоверность этой истории - то она была отрезана из за его ненависти к Пророку и не писания салавата именно по этой причине, а не просто оставлении этого при признавании Пророка и достоинства салавата на него
Что делать при письме имени Пророка? Лучше писать салават полностью, или его можно сократить, или просто произнести не пиша?
В этом разногласят ученые.
Сказал Хатыб аль Багдади:
رأيت بخط أبي عبد الله أحمد بن محمد بن حنبل في عدة أحاديث اسم النبي، ولم يكتب الصلاة عليه، وبلغني أنه كان يصلي على النبي صلى الله عليه وسلم نطقا لا خطا، وقد خالفه غيره من الأئمة المتقدمين في ذلك
"Я видел почерком имама Ахмада Ибн Ханбаля ряд хадисов, в которых было имя Пророка, и не написан салават. И до меня дошло, что он произносил салават на Пророка устно, не записывая это. Некоторые другие же ранние имамы поступали по другому.." затем передал от Али аль Мадини и Аббаса аль Анбари, что они писали салават полностью письменно
Источник: "Аль Джами", 271
В любом случае, кто произнес салават, или написал его полностью или знаком - поступил хорошо и не заслуживает упрека, так как не оставил фард - ведь салават не является фардом, а напротив, исполнил Сунну
И советуем братьям направлять свою ревность за религию к более актуальным вопросам - например, в сторону явных грехов типа просмотра и обсуждения MMA, музыки и фильмов, или в сторону порицания разных зиндыков типа коранитов, джахмитов, суфистов и им подобных - чем к таким вопросам, где есть широта в Исламе