Вход пользователя
09 Сентября 2012
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Ассаламу алейкум, какова акыда хафиза Ибн аль Джоузи? Некоторые ашариты аргументируют его словами в вопросах Имен и Качеств
Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлах.
Хафиз Ибн аль Джоузи относится к числу небольшой группы поздних ханбалитов, кто впал в некоторые ошибки в вопросах имен и качеств Всевышнего Аллаха, и выражали ему порицание за это ученые ханбалиты.
Сказал имам Муваффику Ддин Ибн Кудама аль-Макдиси, отметив большие знания Ибн аль Джоузи:
إلا أننا لم نرض تصانيفه في السنة، ولا طريقته فيها
"Однако, мы не довольны его книгами в акыде, и его путём в ней"
Источник: "Сияр алям ан нубаля", 21-381
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
وهو الذي من أجله نقم جماعة من مشايخ أصحابنا وأئمتهم من المقادسة والعلثيين- من ميله إلى التأويل في بعض كلامه، واشتد نكرهم عليه في ذلك. ولا ريب أن كلامه في ذلك مضطرب مختلف، وهو وإن كان مطلعًا على الأحاديث والآثار في هذا الباب، فلم يكن خبيرًا بحل شبهة المتكلمين، وبيان فِسادها. وكان معظمًا لأبي الوفاء بن عقيل يتابعه في أكثر ما يجد في كلامه وإن كان قد ورد عليه في بعض المسائل. وكان ابن عقيل بارعًا في الكلام، ولم يكن تام الخبرة بالحديث والآثار. فلهذا يضطرب في هذا الباب، وتتلون فيه آراؤه. وأبو الفرج تابع له في هذا التلون
"И он склонялся к тауилю в некоторых его словах, и за это порицала его большая группа шейхов нашего мазхаба, и имамов, макдиситов и ульситов. И они очень сильно порицали его за это. И нет сомнения, что его слова в этом вопросе запутанные, и отличаются друг от друга. И он, хоть и был знаком с хадисами и сообщениями в этом разделе, однако не был опытным в распутывании шубухатов мутакаллимов, и разьяснении их порочности. И он возвеличивал Абу Уафа Ибн Акыля, и следовал за ним в большинстве его слов, которые видел, хоть и опроверг его в некоторых вопросах. И Ибн Акыль был очень искусным в науке каляма, и у него не было полного знания об хадисах и асарах. И поэтому он запутался в этом разделе, и его взгляды переменчивы. И Абу аль Фарадж последовал за нём в этой переменчивости"
Источник: "Зейль табакат аль ханабиля", 1-169
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
هذين أقرب إلى مذاهب النفاة من غيرهما من الحنبلية
"Ибн Акыль и Ибн аль Джоузи ближе к мазхабу отрицающих сыфаты, чем другие из ханбалитов"
Источник: "аль-Бугья", 1-281
Сказал о нём аз Захаби:
«وكلامه في السُّنَّة مضطرب تراه في وقت سُنِّيًا، وفي وقت متجهِّمًا مُحرِّفًا للنصوص، والله يرحمه ويغفر له»
"И его слова в вопросах акыды - запутанные, иногда видишь его суннитом, а иногда - джахмитствующим, искажающим тексты, да простит ему Аллах"
Источник: "Тарих аль Ислам", биография Ибн аль Джоузи
И написал ему имам Абу Исхак ас-Сули, порицая его мазхаб в вопросах сыфатов:
اعلم أنه قد كثر النكير عليك من العلمـاء ... بمقالتك الفاسدة في الصفات،وقد أبانوا وهاء مقالتك
"Знай, что увеличилось порицание тебя среди ученых, по причине твоих порочных высказываний о Сыфатах, и они разьяснили крайнюю слабость твоих слов"
см. "Ас-сияр", биография ас-Сули
И его манхадж как во многих вещах запутанный и непонятно что же было его мазхабом и это отмечали многие кто говорил о нем.
К примеру в своей худшей книге "Даф шубах ат ташбих" он ушел в крайности, отрицая то, что идофа - отнесение к Аллаху, дает сыфат, и это мазхаб мутазилитов, а в другой, "Сейд аль-Хотыр", порицает этот мазхаб. И таких примеров много в его словах, как указал шейх уль Ислам Ибн Теймия и другие ученые что мы привели выше.
Он отрицает Возвышенность, но наряду с этим у Ибн аль Джаузи есть другие слова где он например говорит что Всевышний Аллах нисходит на небо этой дунья своей сущностью см. "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 1-581, и говорит что у людей каляма есть порочная тайна - что они не утверждают существования Господа над небесами.
И его книга "Даф шубах ат ташбих" переполнена руганью на великих имамов из саляфов, и если он умер на этом и не покаялся - то пусть Аллах накажет его по заслугам. Аллах лучше знает на чем он закончил свою жизнь.
В заключение - хвала Аллаху, Господу Миров