Вход пользователя
30 Января 2013
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Ясные доказательства на одинаковость убеждений джахмитов и ашаритов во многих важнейших вопросах вероубеждений.
بسم الله الرحمن الرحيم
الحجج الباهرة الدامغة على أن ملة الجهمية والأشاعرة واحدة
"Ясные сверкающие доводы на то, что религия ашаритов и джахмитов - одна"
Вместо эпиграфа
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, рахимахуЛлах: «Эти тауиляты сыфатов, распространенные среди людей в наше время, подобные большинству тауилятов, которые упомянул Абу Бакр ибн аль-Фаурак в книге «Ат-Тауилят», и Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Умар Ар Рази в книге, которую он именовал «Та'сис ат-такдис», и также многие из этих тауилятов присутствуют у многих других людей, как Абу Али аль-Джубаи, Абу аль-Хусейн аль-Басри, Абу аль-Уафа Ибн Акыль, Абу Хамид альГазали, и другие — все эти тауиляты они абсолютно те же самые тауиляты Бишра аль-Мариси, которые он упомянул в своей книге..
И доказывает это книга «Ар-Родд аля аль-Мариси», которую написал Усман Ибн Саид ад Дарими, один из известных имамов во времена аль-Бухари, он написал книгу, которую назвал: «Опровержение Усмана Ибн Саида ад-Дарими упрямому лжецу в том что он наклеветал на Аллаха в теме таухида», и имам ад-Дарими опровергая его слова, передавал их, и передал абсолютно те же самые тауиляты от Бишра аль-Мариси. И слова аль-Мариси указывают на то, что он более следующий своим правилам, и более знающий в Шариате и разуме чем эти поздние, к кому пришли его тауиляты. И передав его слова, опроверг их Усман Ибн Саид такими словами, которые если прочитает разумный соображающий человек — то он поймет суть того, на чём были саляфы, и разьяснится ему очевидность довода в пользу их пути, и слабости доводов тех, кто им противоречит.
А затем такой увидит, что имамы прямого пути единогласны на порицании аль-Мариси и его последователей, и что большинство из них вынесли им такфир и обьявили об их заблуждении, и поймёт, что слово, распространившееся среди этих поздних — это точно тот же мазхаб аль-Мариси и его последователей. И тогда ему разьяснится истина, если он из тех, кого Аллах хочет наставить на прямой путь, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»
Источник: «Аль-Фатауа аль-Хамавия аль-Кубра», 1/253-260
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Эта краткая небольшая работа, с целью указать нашим братьям и сестрам на опасность ашаритского мазхаба, и его практически полную идентичность[1] с мазхабом джахмитов, древней безбожной секты, вылетевшей из Ислама по единогласию исламских учёных
И хвала Аллаху, Он сохранил для нас слова джахмитов дословно, посредством книги великого имама ахли Сунна Усмана Ибн Саида ад Дарими, которая называется «Опровержение Усмана Ибн Саида ад-Дарими упрямому лжецу в том что он лживо возвёл на Аллаха в теме таухида». В ней имам Усман Ибн Саид дословно цитирует слова аль-Мариси, и затем опровергает их ясными доводами и разьяснениями. И благодаря этой книге, до нас дословно дошли убеждения аль-Мариси, لعنه الله, и мы рассмотрим их, и сравним их с убеждениями ашаритов, чтобы узнать — одинаковы они, или различаются?
И сначала приведем краткую справку об аль-Мариси и позицию имамов саляфов касательно него.
Он — Бишр Ибн Гыяс аль-Мариси аль-Джахми, родился примерно в 200 году хиджры, был главой джахмитов.
Сказал о нём аз Захаби: «Он был главой джахмитов и их ученым, и ненавидели его учёные и множество вынесло ему такфир, и он не застал Джахма Ибн Сафвана, но принял его мнения от его последователей» см. «Ас-Сияр», биография аль-Мариси
Позиция ученых по отношению к нему:
Сказал имам ахли-Сунна, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим:
بِشْرُ بْنُ غِيَاثٍ الْمَرِيسِيُّ , لَعَنَهُ اللَّهُ وَكَانَ صَبَّاغًا يَهُوَدِيًّا ". وَكَفَّرَهُ سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ، وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْمُبَارَكِ، وَعَبَّادُ بْنُ الْعَوَّامِ، وَعَلِيُّ بْنُ عَاصِمٍ، وَيَحْيَى بْنُ سَعِيدٍ، وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ، وَوَكِيعٌ، وَأَبُو النَّضْرِ هَاشِمُ بْنُ الْقَاسِمِ، وَشَبَابَةُ بْنُ سَوَّارٍ، وَالْأَسْوَدُ بْنُ عَامِرٍ، وَيَزِيدُ بْنُ هَارُونَ، وَبِشْرُ بْنُ الْوَلِيدِ، وَيُوسُفُ بْنُ الطَّبَّاعِ، وَسُلَيْمَانُ بْنُ حَسَّانَ الشَّامِيُّ، وَمُحَمَّدٌ وَيَعْلَى ابْنَا عُبَيْدٍ الطَّنَافِسِيَّانِ، وَعَبْدُ الرَّزَّاقِ بْنُ هَمَّامٍ، وَأَبُو قَتَادَةَ الْحَرَّانِيُّ، وَعَبْدُ الْمَلِكِ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ الْمَاجِشُونُ، وَمُحَمَّدُ بْنُ يُوسُفَ الْفِرْيَابِيُّ، وَأَبُو نُعَيْمٍ الْفَضْلُ بْنُ دُكَيْنٍ، وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ مَسْلَمَةَ الْقَعْنَبِيُّ، وَبِشْرُ بْنُ الْحَارِثِ، وَمُحَمَّدُ بْنُ مُصْعَبٍ الزَّاهِدُ، وَأَبُو الْبَخْتَرِيِّ وَهْبُ بْنُ وَهْبٍ السُّوَائِيُّ الْمَدَنِيُّ قَاضِي بَغْدَادَ، وَيَحْيَى بْنُ يَحْيَى النَّيْسَابُورِيُّ، وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ الْحُمَيْدِيُّ، وَعَلِيُّ بْنُ الْمَدِينِيِّ، وَعَبْدُ السَّلَامِ بْنُ صَالِحٍ الْهَرَوِيُّ، وَالْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ الْحُلْوَانِيُّ
«Бишр аль-Мариси, да проклянёт его Аллах.. Вынесли ему такфир Суфьян Ибн Уейна, Абдуллах Ибн аль-Мубарак, Аббад Ибн Аввам, Али Ибн Асым, Яхья Ибн Саид аль-Каттан, Абдур-Рахман Ибн Махди, Уаки Ибн аль-Джаррах, Абу ан Надр, Хашим Ибн Касим, Шабаба ибн Саввар, аль-Асвад Ибн Амир, Язид Ибн Харун, Бишр Ибн Валид, Юсуф Ибн Табба, Сулейман Ибн Хассан аш Шами, Мухаммад и Али, сыновья Убейда ат-Танависйана, Абдур-Раззак Ибн Хаммам, Абу Катада аль-Харрани, Абдуль Малик Ибн Абдуль Азиз аль-Маджишун, Мухаммад Ибн Юсуф аль Фирьяби, Абу Нуейм аль-Фадль Ибн Дукайн, Абдуллах Ибн Масляма аль-Канаби, Бишр Ибн аль-Харис, Мухаммад Ибн Мусаб аз Захид, Абу аль-Бухтари, Уахб Ибн Уахб ас-Сауаи аль-Мадини, судья Багдада, Яхья Ибн Яхья ан-Найсабури, Абдуррах Ибн Зубейр аль-Хумейди, Али Ибн аль-Мадини, Абдус-Салям ибн Солих аль-Харави, Хасан Ибн Али аль-Хальвани»
Источник: «Шарх усуль аль-и'тикод», 3/425
Сказал о нём имам Ибн Батта:
مِنْ رُؤَسَاءِ الْكُفْرِ، وَأَئِمَّةِ الضَّلَالِ الَّذِينَ جَحَدُوا الْقُرْآنَ، وَأَنْكَرُوا السُّنَّةَ، وَرَدُّوا كِتَابَ اللَّهِ وَسُنَّةَ رَسُولِ اللَّهِ، وَكَفَرُوا بِهِمَا جِهَارًا وَعَمْدًا، وَعِنَادًا وَحَسَدًا، وَبَغْيًا وَكُفْرًا،
«Он относится к числу главарей куфра, и имамов заблуждения, которые отрицали Коран, и Сунну, и отвергли Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, выявив куфр в них намеренно и явно, противостоя им и злобствуя, несправедливо и выявляя неверие!»
Источник: «Аль-Ибана», 8/63
Сказал Ахмад Ибн Ханбаль о нём когда он умер:
مَلَأَ اللَّهُ قَبْرَ الْمِرِّيسِيِّ نَارًا
«Да наполнит Аллах его могилу Огнём!»
См. «Ас-Сунна лиль Халляль», 1717
И в книгах саляфов можно найти жесточайшие высказывания о нём, и ученые Ислама многократно пытались убить и распять его, однако он всякий раз по воле Аллаха избегал смерти. И сказал о нём халиф правоверных Харун ар Рошид: «Если я смогу добраться до него, я убью его так, как никого никогда не убивал!» см. «Масаиль Ахмад уа Исхак», 1/109
Такова была позиция мусульман, их ученых и правителей по отношению к Бишру аль-Мариси, لعنه الله
Теперь же посмотрим на его убеждения, и посмотрим, одинаковы ли они с ашаритскими убеждениями, или различаются.
Убеждения Бишра аль-Мариси касательно Сыфатов Аллаха и его тауиляты, и сравнение со словами ашаритов
1. Качество ан-Нузуль (снисхождение)
- Заявил Бишр аль-Мариси, что Аллах не нисходит Сам, однако ниспускается Его приказ и Его Милость и Его Ангелы
см. «Накд аль-Мариси», стр 70, 188
И это в точности тауиль ашаритов для данного Сыфата.
Говорит аль-Газали: «Истинный смысл ан-Нузуль — что это нузуль одного из ангелов» см. «Аль-Иктисод филь аль итикод», 1/18
Говорит аль-Амиди: «Что же касается повествований об «Ан-Нузуль» (Снисхождении), то вероятно, что смысл этого — снисхождение Милости и мягкости» см. «Гаяту аль-марам», 1-142
Говорит аль-Иджи: «И смысл «Ан-Нузуль» - нисхождение мягкости и милости» см. «аль-Мауакыф», 1-38
Говорит Ибн аль-Араби аль-Ашари: «Он истолковывается в двух смыслах — либо это нисхождение приказа Аллаха или ангела по Его приказу, либо — выражение с переносным смыслом означающее мягкость к взывающему и ответ ему и тому подобное» см. «Фатх аль-Бари», 3 том
Сказал аль-Байдави: «Здесь позразумевается снисхождение света Его Милости» см. «Фатх аль Бари», 3 том
Что же касается ахли-Сунна, то они утверждают ан-Нузуль, и оставляют знание об образе этого Всевышнему Аллаху, как придёт это в отдельной работе, инша Аллах.
2. Отрицание границы от Аллаха (Аль-Хадд)
Заявил аль-Мариси, что у Аллаха нет границы см. «Накд ад-Дарими», 76
И точно тоже самое говорят ашариты, и воюют ради этого и выносят такфир.
Говорит Абдуль Кахир аль Багдади: «У Аллаха нет ни границы, ни конца» см. «Усуль ад Дин», 73
Говорит Абу Исхак Аль-Исфараини: «От Аллаха отрицается границ», см. «Ат-Табсыр», 14
В то время как ахли-Сунна утверждают для Аллаха границу, о чём придет отдельная работа, с позволения Аллаха.
3. Сыфат «Аль-Йад» (Рука)
Заявил аль-Мариси, что «Аль-Йад» - это «ан-Ни'ма» - Милость Всевышнего Аллаха, и «Аль-Кудра» - способность Всевышнего Аллаха см. «Ан-Накд», 100
И это тауиль ашаритов.
Сказал аль-Джувейни: «Верный мазхаб у нас — толковать «Аль-Йадейн» (Две Руки) как «Аль-Кудра» см. «Аль-Иршад», 155
Сказал аль-Амиди: «Что же касается слова «аль-Йадейн» (Две Руки) то его вероятный смысл - «Аль-Кудра» (Способность)», см. «Гоятуль марам», 1/139
Говорит Аль-Иджи: «Что же касается «Аль-Йад» (Руки), то сказало большинство наших ученых ашаритов, что это в переносном смысле и имеется ввиду «Аль-Кудра» см. «Аль-Мауакыф», 3/152
В то время как ахли-Сунна утверждают для Аллаха две Руки, обе правые. Почитать книгу аз Захаби об этом можно тут: http://sunnaonline.info/akida/alasma-vassifat/1115-2012-10-23-01-57-35
4. Качество «Аль-Маджи» (Приход)
Заявил аль-Мариси, что аят "Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?" (Бакара 210) — здесь имеется ввиду приход приказа Аллаха, а не самого Всевышнего Аллаха, поскольку Всевышний Аллах не движется. см. «Накд ад Дарими», 120
Точно также говорят и очень многие ашариты
Говорит аль-Иджи: «Пришёл твой Господь: «То есть, пришёл Его приказ» см. «Аль-Мауакыф», 3/38
Говорит ар-Рази, после того как «обьяснил», что этому аяту обязателен та’уиль, так как Всевышний Аллах не движется, и что есть варианты тауиля: «Первый вариант – пришёл приказ Твоего Господа, о расчете и воздаянии» см. «Тафсир ар Рази», 17-15
Сказали ас-Суюты и аль-Махалли к этому аяту: «То есть – пришёл Его приказ» см. «Тафсир аль-Джалялейн», 13/26
В то время как ахли-Сунна утверждают приход Аллаха на внешнем смысле, и не искажают.
5. Качество «Аль-Асаби» (Пальцы)
Истолковал Бишр аль-Мариси качество «Аль-Усбу» (палец) как «аль-Кудра» (Сила), и «Ан-Ни'ма» (Милость), см. «Ан-Накд», 133, 139
Говорит аль-Газали: «Суть «Аль-Усбу» (пальца) — это аль-кудра (Способность) на переворачивание сердце» см. «Аль-Иктисод фи аль-и'тикод», 1-17
Говорит аль-Иджи: «Аль-Усбу», также как и «Аль-Йадйн» (Две руки), истолковывается как “Аль-Кудра» см. «Аль-мауакыф», 3-154
Говорит Ибн аль-Фаурак: «То что пришло в некоторых риваятах – «Пальцы Милостивого» - понимается, как «аль-Кудра» и «Аль-Мульк» см. «Фатх аль Бари»
Говорит Ибн аль-Араби аль-Ашари: «И подразумевается здесь – «Аль-Кудра», и сбор, и сказали некоторые, что подразумевается здесь «Ан-Ни’ма» см. «Аль-Масалик», 3-456
В то время как ахли-Сунна утверждают для Всевышнего Аллаха Пальцы, следуя за достоверными хадисами.
6. Качество «Аль-Кадам» (Ступня)
Пришёл достоверный хадис, где сказал Пророк: «И поставит Аллах свою Ступню (аль-Кадам) на Ад, и он скажет: «Достаточно, достаточно» аль-Бухари, Муслим
И истолковал аль-Мариси это качество как «Ахлю аш шакава» - группа из числа людей Ада, см. «Ан-Накд», 146
Также истолковали это и ашариты, см. «Шарх Сахих Муслим», 17-182, «Икмаль аль-му’лим», 8-188, и др.
В то время как ахли-Сунна утверждают этот атрибут на внешнем смысле и не искажают.
7. «Аль-Курси» (Престол)
Сказал Бишр аль-Мариси: «Аль-Курси значит аль-ильм (знание)» см. «Ан-Накд», 152
Точно также истолковывают это и ашариты
Говорит ас-Суюты и аль-Махалли в тафсире аята аль-Курси: «Это значит, что Аллах обьял все своим знанием» см. «аль-Джалалейн», 264
Сказал ан Насафи в тафсире аль-Курси: «То есть – его знание» см. «Тафсир ан Насафи» 1/129
В то время как ахли-Сунна следуя за достоверными асарами сподвижников, говорят что аль-курси – это место для Двух Ступней Всевышнего Аллаха. Подробнее об этом можно почитать тут: http://www.sunnaonline.info/akida/alasma-vassifat/134-2011-06-19-08-20-01
8. «Аль-Уаджх»(Лик)
Заявил Бишр аль-Мариси, что Лик Аллаха значит Аллах см. «Ан-Накд», 170
Говорит аль-Джувейни: «Верным у нас является отнесения «Аль-уаджх» к смыслу «Аль-Уджуд» (Существование Аллаха)» см. «Аль-Иршад», 155
Сказал аль-Хейтами: «Аль-Уаджх значит «Аз-Зат» (Сущность Аллаха)» см. «Аль-фатава аль-хадисия», 189
Сказал ат-Тафтазани: «аль-Уадж у большинства наших ученых переносный смысл, под которым имеется ввиду аль-Уджуд (Существование Аллаха)» см. «Шарх аль-Макасид», 174
См. также «Ат-Табсыр фи ад дин», «Гаятуль маарам», «Шарх аль-Мауакыф», и тд.
В то время как ахли-Сунна утверждают аль-Уаджх на внешнем смысле отрицая подобие.
9. «Аль-Истива»
Заявил Бишр аль-Мариси, что смысл «Истава аля аль-Арш» - иставля (овладел им), см. «Ан-Накд», 171
И большинство ашаритов признают этот тауиль и исповедуют его, особенно из числа поздних.
Говорит ан-Насафи: «Истава» значит «Иставля», см. «Мадарик ат-Танзиль», 7-54
Говорит аль-Газали комментируя аят где упоминается «Аль-Истива»: «Это значит, овладение (аль-Истийля) и покорение», см. «Ихья улюм ад-дин», 1-108
Говорит аль-Амиди: «Тафсир аль-Истива как аль-Истийля (Овладение) — самый лучший из всех тафсиров и близкий к истине» см. «Абкар аль-Афкар»
Говорит аль-Байдави в тафсире аята: «Вознесся Его приказ, или смысл аль-истиуа - «Иставля» (Овладел)» см. «Анвар ат-Танзиль»
Говорит аль-Иджи: «Истолковывается «аль-Истива» как «Аль-Истийля» см. «аль-Мауакыф», 1/207
И данное слово крайне распространенное у ашаритов, и кто хочет, может вернуться к этой ссылке: www.12allchat.com/forum/viewtopic.php?f=4&t=66589
В то время как ахли-Сунна говорят что аль-истива – приходит со смыслом возвышение, утверждение (аль-истикрар) и аль-джулус (сидение). И инша Аллах будет отдельная работа утверждающая два последних смысла, так как мы к большому сожалению около двух лет назад ошиблись в этом вопросе, последовав за ошибкой аль Альбани и аз Захаби в этом вопросе.
Почитать на данный момент кое что по теме можно тут: http://www.sunnaonline.info/firki/ashariti/1097-2012-09-23-21-14-49
10. Запрет спрашивать об Аллахе «Где?»
Сказал Бишр аль-Мариси: «Если скажут тебе: «Где Аллах?» ответь: «Мы убеждены что об Аллахе нельзя говорить «Где?», и что Он занимает место, как убеждены те кто говорят в ответ на вопрос: «Где Аллах?» - «Над Троном над Небесами» см. «Ан-Накд», 186
Точно также говорят и многие ашариты.
Сказал аль-Кушейри аль Ашари: "И не говорится об Аллахе: "Где Он?" см: "Ар-Рисаля аль-Кушейрия", 1-33
Сказал Абу Исхак аль-Исфараини: «Не говорится об Аллахе: «Где?» см. «Ат-Табсыр фи ад-дин», 1/162
Сказал Ибн Хадж: «Не говорится касательно Аллаха «Где?» см. «Акуаль уляма аль-магриб», 2
Сказал аль-Бейхакы: «Его возвышенность без вопроса «Где?» см. «Аль-И'тикод», 1/68
В то время как ахли-Сунна единогласны что дозволено спрашивать об Аллахе «Где?», и отвечать: «Над небесами, над Троном». Почитать об этом подробно можно тут: http://sunnaonline.info/akida/alasma-vassifat/1115-2012-10-23-01-57-35
11. Качества «Гнев», «Милость»
Заявил аль-Мариси, что нельзя приписывать Аллаху «Гнев» и «Довольство», и что это не являются качествами его Сущности, однако смысл Довольства — это то, что постигает людей из Его милостей и благополучения, и смысл Гнева — то, что постигает людей из несчастий, бедствий и трудностей, и что Аллах не гневается, и не довольствуется. см. «Ан-Накд», 2/866
И точно тоже самое говорят и ашариты.
Говорит ан Навави: «Подразумевается под Гневом Аллаха – то, что постигает из Его возмездия для тех, кто ослушается Его.. что же касается Его Довольства, то это проявление Его Милости и Мягкости к тому кому он хочет блага и почёта» см. «Шарх Сахих Муслим», 3/68
Говорит Ибн аль-Фаурак: «Смысл слов Пророка: «Усиливается Его Гнев..» - то, чем постигает Аллах таких людей из увеличения наказания» см. «Мушкиль аль-хадис», 1/485
Говорит аль-Касталлани: «Подразумевается под Гневом то, что вытекает из него, а это желание причинить мучение» см. «Иршад ас-Сари», 7/205
Что же касается ахли-Сунна, то они утверждают это качество на внешнем смысле, отрицая уподобление, как придёт в отдельной работе инша Аллах.
12. «Аль-Айн» (Глаз)
Отверг аль-Мариси утверждение данного Качества для Аллаха, истолковав аят: «Ты на наших Глазах» - то есть, ты под нашей опекой» см. «Ан-Накд», 2/827
Также выявили свое неверие в этот сыфат Аллаха и ашариты.
Говорит ар Рази: «На наших глазах» - то есть, под нашей опекой, и обереганием» см. «Тафсир ар-Рази», 11/179
Говорит аль-Байдави: «На наших глазах» - то есть, под нашей опекой» см. «Тафсир аль-Байдави», 4/319
Говорит ат-Тафтазани упомянув аят: «У большинства наших ученых и это одно из двух слов аль-Ашари – что здесь имеется ввиду переносный смысл..и «На наших глазах» - значит, что корабль плывёт в месте охваченном нашей охраной, и опекой» см. «Шарх аль-макасыд», 2-110
Говорят ас-Суюты и аль-Махалли: «Плывет на наших глазах» - то есть, под нашей защитой» см. «аль-Джалалейн», 10-371
Что же касается ахли-Сунна верующих в Качества Аллаха, то они утверждают для Него Глаза как Качество Его Сущности.
13. Ад-Дахик (Смех)
Сказал аль-Мариси: «Смех Господа – его довольство, милость и прощение грехов» см. «Ан-Накд», 2-771
Тоже самое говорит и заблудшая неверующая в Сыфаты секта ашаритов отрицая этот атрибут
Говорит Абу аль Валид аль-Баджи: «Смех это выражение означающее принятие Аллахом раба с наградой, милостью и почётом» см. «Танвир аль-хавалик», 1-306
Говорит Ибн аль-Батталь: «Смех означает принятие Аллахом этих двух мужчин с милостью и довольством» см. «Шарх аль-Бухари», 5/38
Говорит Ибн аль-Фаурак: «Это значит выказывание Аллахом своего блага и милости и тауфика к этим двум убитым» см. «Мушкиль аль-Хадис», 1/139
Говорит Ияд: «Смех это выражение с переносный смысл касательно Аллаха, не разрешается для Него известный смех, потому что это достоверно только для тел, и для тех, для кого разрешено изменение состояний, а Аллах пречист от этого. И возвращается значение смеха лишь к довольству поступком этих двух мужчин, и вознаграждению им, и его доброму обращению с ними» см. «Икмаль аль-мулим», 6/160
Что же касается ахли-Сунна то они едингласны на утверждении этого атрибута, как это придёт в отдельной работе инша Аллах.
14. Определение Имана и куфра
Говорит Ибн Касир о аль-Мариси: «И он был мурджиитом, и к нему приписывается группа мариситов-муджиитов. И он говорил: «Суджуд солнцу и луне не является куфром, однако это признак указывающий на куфр» см. «Аль-бидая уа ан нихая», 10/308
Суть этого – что неверие у Джахма и аль-Мариси только такзиб (считание ложью в сердце), и никакие действия сами по себе не являются у них неверием, а лишь могут указывать на истинное неверие, которое в сердце.
Точно то же самое говорят многие идеологи ашаритов.
Говорит аль-Баккилани: «И если кто-то скажет: «Что у вас неверие?» Ему будет сказано: «То, что противоречит иману, а это незнание об Аллахе, такзиб в отношении Него, закрывающий сердце человека от знания о Нем»
И куфр может быть в смысле такзиба , джухуда и отрицания.
И нет у нас среди грехов неверия кроме того, что мы упомянули, хоть и разрешено иногда называть то, что установлено - признаком, указывающим на неверие – неверием, как поклонение планетам, огню, считание разрешеным запрещеное, убийство пророков, и то, что в этом роде из разделов в чем есть текст и достоверное иджма на то, что это не исходит кроме как от неверного в Аллаха, отрицающего и считающего Его ложью» См. «Тамхид аль-Ауаиль»,392-394
Сказал Абдуль Кахир аль-Багдади: «Десятый вопрос из этих основ – разъяснение дел, указывающих на неверие. Сказали наши ученые-ашариты: «Поедание свинины без страха и необходимости, одевание одежды неверных в стране мусульман без принуждения, суджуд солнцу или идолу, и то, что в этом роде из признаков неверия, даже если это не будет само по себе неверием, если к этому не присоединится убеждение сердца в неверии, то тот, кто сделал что-то из этого, то мы опустим на него ахкамы неверного, даже если не знаем его неверие внутри» См. «Усуль ад-Дин лиль-Багдади», 266
Что же касается ахли-Сунна то они говорят, что все на что указали Коран и Сунна что это неверие из слов и действий – это само по себе неверие, вне зависимости от того, признает он в сердце или отрицает.
Заключение
Вы видели братья и сестры, полную идентичность слова ашаритов и джахмитов в вопросах Имен и Качеств. И их расхождение в некоторых частных вопросах не является ключевым, а их схожесть заходит и в другие разделы, как слово в отношении Корана, и тд, и мы не упомянули их боясь удлинения.
И если это стало ясно, то разьяснилось, что мазхаб ашаритов – построен на тех же основах, что и у джахмитов, и сходится с мазхабом джахмитов за исключением отдельных отличий. И если это так, то многие ученые опускают на них те же ахкамы что и на джахмитов.
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
فتأمل هذه الأخوة التي بين هؤلاء وبين هؤلاء المعتزلة الذين اتفق السلف علي تكفيرهم وأنهم زادوا على المعتزلة في التعطيل
«Поразмысли же над этим братством которое между этими ашаритами, и этими мутализилитами, на такфире которых согласились саляфы, и поразмысли над тем что они добавили к та’тылю (отрицанию) му’тазилитов»
Источник: «Мухтасар ас-сауафик», 1/677
И придут слова ученых ахли-Сунна об ашаритах и их куфре и заблуждении[i] в отдельном послании, которого будет достаточно для развеивания тальбиса тех, кто приводит их похвалы друг на друга, и понимания истинной степени этой секты в глазах мусульман и их учёных.
В заключение – хвала Аллаху Господу Миров.
[i] Что касается такфира отдельным личностям из числа ашаритов, то это нуждается в сочетании условий и ухождении препятствий, как указали на это ряд учёных. Но в общем нет сомнения что это кафирская заблужденная группа, с которой обязательно сражаться мечом при наличии возможности, пока она не признает Сыфаты Всевышнего Аллаха и не покается от своих заблуждений.