Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



PDFПечатьE-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Кто такой мухаддис?
 

Вопрос: Ассаламу алейкум ахы, кто такой "мухаддис" и какими знаниями должен обладать человек, чтобы его так называли?

 

 

Ответ:

 

Уаалейкум ассалям.

 

Сказал ас-Субки:

 

من الناس فرقة ادعت الحديث فكان قصارى أمرها النظر في « مشارق الأنوار » للصاغاني . فإن ترفعت إلى « مصابيح البغوي » ، وظنت أنها بهذا القدر تصل إلى درجة المحدثين ، وما ذلك إلا بجهلها بالحديث ، فلو حفظ من ذكرناه هذين الكتابين عن ظهر قلب وضم إليهما ، من المتون مثليهما لم يكن محدثاً ، ولا يصير بذلك محدثاً حتى يلج الجمل في سم الخياط ، فإن رامت بلوغ الغاية في الحديث على زعمها اشتغلت بـ « جامع الأصول » لابن الأثير ، فإن ضمت إليه « علوم الحديث » لابن الصلاح أو مختصره المسمى « بالتقريب والتيسير للنووي » ونحو ذلك ، وحينئذ ينادى من انتهى إلى هذا المقام : محدث المحدثين وبخاري العصر ، وما ناسب هذه الألفاظ الكاذبة ، فإن من ذكرناه لا يعد محدثاً بهذا القدر، وإنما المحدث من عرف الأسانيد والعلل ، وأسماء الرجال والعالي والنازل ، وحفظ مع ذلك جملة مستكثرة من المتون ، وسمع الكتب الستة ، و « مسند » أحمد بن حنبل ، و « سنن البيهقي » ، و « معجم الطبراني » ، وضم إلى هذا القدر ألف جزء من الأجزاء الحديثية . هذا أقل درجاته

 

"Среди людей есть группа, которая заявила о том что они мухаддисы, в то время как их предел – заглянуть в "Машарик аль-Анвар" ас-Сагани, или может быть дотянуться до "Аль-Масабих" аль-Багави, и они думают, что с этим обьемом (знаний) они достигают степени мухаддисов. И это лишь по причине их невежества о хадисе.


Если бы даже они выучили наизусть эти две книги и добавили бы к ним вдвое больше подобных матнов, они бы не были мухаддисами, и не станет человек с этим обьемом мухаддисом, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ухо.


А если они достигли желанного в хадисе, по их утвеждениям, и занялись "Джами аль-Усуль" Ибн аль-Асира, и добавили к нему "Улюм аль хадис" Ибн ас-Саляха, или его сокращенный вариант "Ат-Такриб уа ат-Тайсир" ан Навави, и подобное этому, то в таком случае называют такого – мухаддис мухаддисов, или аль-Бухари нашего времени.


И не являются уместными эти лживые слова! Истинно, те кого мы упомянули, не считаются мухаддисами с таким обьемом. А мухаддис – это лишь тот, кто знает иснады и иляль (скрытые слабости хадисов), имена передатчиков, низкие и высокие иснады, и наряду с этим выучил очень много матнов, и слышал "Аль-Кутуб ас-Ситта" (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Маджа), и "Муснад" Ахмада Ибн Ханбаля, и "Сунан" аль Бейхакы, и "Муджам" ат Табарани, и добавил к этому тысячу хадисных джузов.


И это – самая малая степень того, кто зовется мухаддисом"

 

Источник:  "Шарх альфия ас-Суюты", 186

 

Сказал шейх Ахмад Шакир приведя эти слова:

 

وأما عصرنا هذا فقد ترك الناس فيه الرواية جملة ، ثم تركوا الاشتغال بالأحاديث إلا نادراً ، وقليل أن ترى منهم من هو أهل لأن يكون طالباً لعلوم السنة ، وهيهات أن تجد من يصلح أن يكون محدثاً . وأما الحفظ فإنه انقطع أثره ، وختم بالحافظ ابن حجر العسقلاني رحمه الله ، ثم قارب السخاوي والسيوطي أن يكونا حافظين ، ثم لم يبق بعدهما أحد

 

"Что же касается нашего времени, то оставили в нём люди ар-ривая полностью, затем оставили вообще заниматься хадисом, кроме как в редких случаях. И очень мало можно увидеть того, кто достоин быть названным требующим знаниия Сунны, и невозможно найти среди них того, кто достоин называться мухаддисом. Что же касается хифза, то он прервался, и был завершен хафизом Ибн Хаджаром, да смилуется над ним Аллах, затем приблизились ас-Сахави и ас-Суюты к тому, чтобы называться хафизами, а затем после них ни осталось никого".

 

Источник: "Шарх альфия ас-суюты", 186

 

И если ситуация после времен шейха Шакира и улучшилась, то ненамного. А то что сейчас любого кто чуть чуть занимался хадисом, или написал какую нибудь книжку, или сделал тахридж к какому нибудь труду - называют мухаддисом, то это лишь по причине крайне малого знакомства называющих с науками хадиса. Не говоря уже про начинающих студентов джахилей, которые сами себя называют мухаддисами.

 

Аллах знает лучше.

 

 

 

Примечание: "Масабих ас-Сунна" - сборник хадисов и асаров без иснадов, составленный имамом аль Багави, и насчитывающий около 5000 хадисов, и "Машарик аль -анвар" - похожий сборник, насчитывающий около 2400 хадисов. Как мы видим, даже тот кто выучил обе эти книги, даже близко не называется мухаддисом. А ведь даже это - уровень, до которого редко дотягивается кто то из современных шейхов, не говоря уже о каких то обольщённых студентах, называющих себя мухаддисами.
__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить

Обновлено 17 Сентября 2012