Вход пользователя
Автор: Administrator | 01 Февраля 2016
Фетвы шейх уль Ислама Ибн Теймии про таклид и мазхабы
Важные фетвы шейх уль Ислама по многим важным разделам таклида и мазхабности
Собрал и подготовил: Абу Муса ар-Руси
Предисловие
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Воистину, вопрос мазхабов и таклида, и следования мазхабу продолжает оставаться одним из насущных вопросов, вокруг которых в наше время не утихают споры.
Мусульмане в этом поделились на две крайние группы.
Одна из них - группа, склоняющаяся к захиризму - отрицает мазхабы и таклид абсолютно, и обьявляет что даже простолюдин не имеет права делать таклид, и должен делать иджтихад. Также эта группа дозволяет вносить новые слова, которых не было у саляфов этой общины, заявляя что они следуют Сунне, и беря отвергаемые хадисы, и во многих фикховских вопросах нарушают иджма саляфов и противоречат асарам сподвижников и табиинов.
Вторая группа ушла в противоположную крайность - заявила, что мазхабность в ее позднем понимании и есть истина, и что простой человек должен неуклонно следовать мазхабу конкретного имама, и ни в чем от него не отходить даже если ему разьяснился довод, и что он абсолютно не может понять где верное мнение а где нет - пока в нем не соберутся условия муджтахида, которых быть может в Умме почти ни в ком не собиралось за всю ее историю. И заявили, что истина ограничена лишь в этих четырех мазхабах - уравняв мазхабы людей Сунны и хадиса с мазхабом Абу Ханифы, и что мазхабы остальных имамов не дошли до нас правильно, непонятны, и нельзя брать даже их отдельные мнения.
Затем, они прибавили к этому злу то, что заявили что запретно возвращаться к книгам имамов-саляфов напрямую, как например "Масаили" имама Ахмада, однако обязательно следовать "му'тамаду" своего мазхаба в понимании его поздних авторов - как аль Бухути, Ибн Хаджар аль Хейтами, Аль Халиль, Ибн Абидин - которые внесли в мазхабы имамов многие куфры и нововведения и приписали имамам слова которых они не говорили, противореча их прямым текстам. И нет сомнений что это открытие дверей к великому злу, и к впадению мусульман во все, во что впали эти поздние авторы по причине своей далекости от Сунны и погружения в ашаризм, калям, заблудший суфизм, противоречия саляфам в усуль аль фикх, и тому подобное
Поэтому, мы решили собрать и перевести для мусульман слова величайшего имама среди поздних - мухаккыка, муджаддида, разьяснителя проблемных в понимании мест, очистителя и спасителя ханбалитского мазхаба от того, что внесли туда нововведенцы и запутавшиеся, шейх уль Ислама, Ахмада Ибн Теймии (ум. 728 г.х.), да примет Аллах его шахаду и введет его в высшие степени Рая, который, как всегда, сделал тахкык в этих вопросах, и разьяснил верное мнение в них, которое является серединой между двумя крайностями.
Сказал ас-Сафди про Ибн Теймию:
تمذهب للإِمام أَحمد بن حنبل، فلم يكن أحدٌ في مذهبه أنْبَهَ ولا أنْبَلَ
"Он придерживался мазхаба Ахмада, и не было ни одного человека в мазхабе Ахмада благороднее и умнее его"
Так следуйте же за истиной и тахкыком и верным словом, о братья и сестры, и не позволяйте батылю зародить сомнения в ваши сердца и увести вас с пути саляфов, прямого пути!
И данные шубухаты - ничто иное как козни шайтана против верующих, чтобы увести их от следования Сунне, и внушить им в сердца "вахн" - слабость, и неверие в возможность следовать Шариату и понимать его, и отвращение к его изучению, и отвращение от следования саляфам к следованию поздним, которые заблудились и заблудили других.
И все обновители и защитники религии боролись с ними и сражались.
Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:
الأصل السادس) : رد الشبهة التي وضعها الشيطان في ترك القرآن والسنة، واتباع الآراء والأهواء المتفرقة المختلفة، وهي أن القرآن والسنة لا يعرفهما إلا المجتهد المطلق، والمجتهد هو الموصوف بكذا وكذا أوصافا لعلها لا توجد تامة في أبي بكر وعمر؛ فإن لم يكن الإنسان كذلك فليعرض عنهما فرضا حتما لا شك ولا إشكال فيه؛ ومن طلب الهدى منهما فهو إما زنديق، وإما مجنون لأجل صعوبة فهمها
"Шестая основа - это опровержение того сомнения, которое заложил шайтан, заключающееся в оставлении Корана и Сунны и следованием различным мнениям и страстям. Это сомнение заключается в том, что познание Корана и Сунны недоступно никому, кроме абсолютного муджтахида. А абсолютный муджтахид это тот, который обладает такими качествами, которых может быть даже нет в полной мере у Абу Бакра и Умара. А если человек не является таковым, то он должен обязательно и окончательно оставить Коран и Сунну, без всяких сомнений и проблем. А тот, кто хочет найти в них верное руководство является вероотступником и сумасшедшим, ведь понимание их является крайне сложным!"
Источник: "Усуль ас-Ситта"
И когда шейх Мухаммад приходил к ученым своего времени и их последователям, и призывал их к Таухиду приводя доводы из слов Аллаха и Его Посланника и слов саляфов - они отвечали ему тоже самое - что мы не понимаем Коран и Сунну, для этого нужен муджтахид, а мы лишь следуем аль-Хейтами, ар-Рамли, Фуляну и Фуляну, а все они отрицали что Аллах над Троном и говорили что можно делать дуа мертвым.
Так пусть же опасается муслим повторения этих порочных шагов, и не прислушивается к этим шубухатам - и учит исламский фикх, вместе с его доводами, и когда ему разьяснилась истина - следует ей, где бы она не была и кто бы с ней не пришёл.
Абу Муса ар-Руси.
Обязан ли простой мусульманин совершать иджтихад, или же он делает таклид за учеными?
1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
ما زال المسلمون في كل عصر و مصر يقلدون من العلماء من علم عندهم بالعلم
"Не переставали мусульмане во все времена и во всех странах делать таклид ученым из тех, кто был известен знанием"
Источник: "Шарх аль умда", 4/569
2. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
الْمَسَائِلُ الفروعية : مِنْ غَالِيَةِ الْمُتَكَلِّمَةِ وَالْمُتَفَقِّهَةِ مَنْ يُوجِبُ النَّظَرَ وَالِاجْتِهَادَ فِيهَا عَلَى كُلِّ أَحَدٍ حَتَّى عَلَى الْعَامَّةِ وَهَذَا ضَعِيفٌ ؛ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ طَلَبُ عِلْمِهَا وَاجِبًا عَلَى الْأَعْيَانِ فَإِنَّمَا يَجِبُ مَعَ الْقُدْرَةِ وَالْقُدْرَةُ عَلَى مَعْرِفَتِهَا مِنْ الْأَدِلَّةِ الْمُفَصَّلَةِ تَتَعَذَّرُ أَوْ تَتَعَسَّرُ عَلَى أَكْثَرِ الْعَامَّةِ . وَبِإِزَائِهِمْ مِنْ أَتْبَاعِ الْمَذَاهِبِ مَنْ يُوجِبُ التَّقْلِيدَ فِيهَا عَلَى جَمِيعِ مَنْ بَعْدَ الْأَئِمَّةِ : عُلَمَائِهِمْ ؛ وَعَوَامِّهِمْ . وَمِنْ هَؤُلَاءِ مَنْ يُوجِبُ التَّقْلِيدَ بَعْدَ عَصْرِ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ مُطْلَقًا ثُمَّ هَلْ يَجِبُ عَلَى كُلٍّ وَاحِدٍ اتِّبَاعُ شَخْصٍ مُعَيَّنٍ مِنْ الْأَئِمَّةِ يُقَلِّدُهُ فِي عَزَائِمِهِ وَرُخَصِهِ ؟ عَلَى وَجْهَيْنِ . وَهَذَانِ الْوَجْهَانِ ذَكَرَهُمَا أَصْحَابُ أَحْمَد وَالشَّافِعِيِّ لَكِنْ هَلْ يَجِبُ عَلَى الْعَامِّيِّ ذَلِكَ ؟ وَاَلَّذِي عَلَيْهِ جَمَاهِيرُ الْأُمَّةِ أَنَّ الِاجْتِهَادَ جَائِزٌ فِي الْجُمْلَةِ ؛ وَالتَّقْلِيدَ جَائِزٌ فِي الْجُمْلَةِ لَا يُوجِبُونَ الِاجْتِهَادَ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ وَيُحَرِّمُونَ التَّقْلِيدَ وَلَا يُوجِبُونَ التَّقْلِيدَ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ وَيُحَرِّمُونَ الِاجْتِهَادَ وَأَنَّ الِاجْتِهَادَ جَائِزٌ لِلْقَادِرِ عَلَى الِاجْتِهَادِ وَالتَّقْلِيدَ جَائِزٌ لِلْعَاجِزِ عَنْ الِاجْتِهَادِ . فَأَمَّا الْقَادِرُ عَلَى الِاجْتِهَادِ فَهَلْ يَجُوزُ لَهُ التَّقْلِيدُ ؟ هَذَا فِيهِ خِلَافٌ وَالصَّحِيحُ أَنَّهُ يَجُوزُ حَيْثُ عَجَزَ عَنْ الِاجْتِهَادِ : إمَّا لِتَكَافُؤِ الْأَدِلَّةِ وَإِمَّا لِضِيقِ الْوَقْتِ عَنْ الِاجْتِهَادِ وَإِمَّا لِعَدَمِ ظُهُورِ دَلِيلٍ لَهُ ؛ فَإِنَّهُ حَيْثُ عَجَزَ سَقَطَ عَنْهُ وُجُوبُ مَا عَجَزَ عَنْهُ وَانْتَقَلَ إلَى بَدَلِهِ وَهُوَ التَّقْلِيدُ كَمَا لَوْ عَجَزَ عَنْ الطَّهَارَةِ بِالْمَاءِ . وَكَذَلِكَ الْعَامِّيُّ إذَا أَمْكَنَهُ الِاجْتِهَادُ فِي بَعْضِ الْمَسَائِلِ جَازَ لَهُ الِاجْتِهَادُ فَإِنَّ الِاجْتِهَادَ مُنَصَّبٌ يَقْبَلُ التجزي وَالِانْقِسَامَ فَالْعِبْرَةُ بِالْقُدْرَةِ وَالْعَجْزِ وَقَدْ يَكُونُ الرَّجُلُ قَادِرًا فِي بَعْضٍ عَاجِزًا فِي بَعْضٍ لَكِنَّ الْقُدْرَةَ عَلَى الِاجْتِهَادِ لَا تَكُونُ إلَّا بِحُصُولِ عُلُومٍ تُفِيدُ مَعْرِفَةَ الْمَطْلُوبِ
"Также что касается вопросов фикха - то некоторые из крайних мутакаллимов и занимающихся фикхом обязывают анализ и иджтихад в этих вопросах на всех людей, и это слабое слово!
И это потому, что даже если бы требование знаний в этих вопросах было бы обязательным абсолютно на всех, то ведь обязательство будет действовать только при способности его выполнить. А способность познать эти вопросы посредством далилей отсутствует, или очень труднодостижима для большинства простолюдинов.
И в противоположной крайности этим людям - некоторые последователи мазхабов, которые обязывают таклидом всю Умму - и её ученых, и её простолюдинов.
Среди них есть те, кто обязывают таклид после времен Малика и Абу Ханифы абсолютно.
Затем, обязательно ли на каждом следовать какой то личности из имамов и делать ему таклид как в жестких словах так и в облегчениях? На это есть 2 мнения у последователей Ахмада и аш Шафии.
Однако обязательно ли это на простолюдине?
То на чём подавляющее большинство Уммы - что иджтихад в общем разрешен, и также таклид в общем разрешен, и они не обязывают абсолютно каждого делать иджтихад, запрещая таклид, и не обязывают абсолютно каждого делать таклид, запрещая иджтихад, и говорят: "Иджтихад разрешен тому кто на него способен, а таклид разрешен тому, кто не способен делать иджтихад"
Что же касается того, кто способен делать иджтихад, то разрешен ли ему таклид? В этом разногласие, и верным мнением является то, что когда он в конкретом вопросе не способен на иджтихад - либо по причине столкновения и равенства доказательств, либо по причине отсутствия времени, либо по причине того что далиль не выявился ему - то разрешено ему сделать таклид.
Ведь раз он бессилен - то обязательство которое он бессилен выполнить, спадает с него, и он переходит к тому, что подменяет его, а это таклид - подобно тому, как если бы он был неспособен совершить омовение водой, он переходит к таяммуму.
Точно также и простолюдин - если он может совершать иджтихад в некоторых вопросах - разрешен ему иджтихад, ведь иджтихад это инструмент принимающий разделение и частичность, и суть - в способности и неспособности его совершать, и человек может быть способен на него в некоторых вещах, и не способен в других.
Но способность его совершать не дастся, кроме как при изучении наук которые дают познание требуемого"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 20/204
Кому делать таклид - саляфам или поздним?
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وَلَا يَخْلُو أَمْرُ الدَّاعِي مِنْ أَمْرَيْنِ : الْأَوَّلُ : أَنْ يَكُونَ مُجْتَهِدًا أَوْ مُقَلِّدًا فَالْمُجْتَهِدُ يَنْظُرُ فِي تَصَانِيفِ الْمُتَقَدِّمِينَ مِنْ الْقُرُونِ الثَّلَاثَةِ ؛ ثُمَّ يُرَجِّحُ مَا يَنْبَغِي تَرْجِيحُهُ . الثَّانِي : الْمُقَلِّدُ يُقَلِّدُ السَّلَفَ ؛ إذْ الْقُرُونُ الْمُتَقَدِّمَةُ أَفْضَلُ مِمَّا بَعْدَهَا
И призывающий может быть либо муджтахидом, либо мукаллидом.
И если он муджтахид, то он должен смотреть в книги саляфов из первых трех веков, и выбирает из их мнений более верное.
А если он муколлид, то пусть делает таклид саляфам - ведь первые века лучше, чем те кто пришли потом"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 20/9
Если таклид разрешен простолюдину - то обязан ли простой человек следовать за конкретным имамом абсолютно во всем, что он говорит?
1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وَأَصْلُ هَذِهِ الْمَسْأَلَةِ أَنَّ الْعَامِّيَّ هَلْ عَلَيْهِ أَنْ يَلْتَزِمَ مَذْهَبًا مُعَيَّنًا يَأْخُذَ بِعَزَائِمِهِ وَرُخَصِهِ ؟ فِيهِ وَجْهَانِ لِأَصْحَابِ أَحْمَد وَهُمَا وَجْهَانِ لِأَصْحَابِ الشَّافِعِيِّ وَالْجُمْهُورُ مِنْ هَؤُلَاءِ وَهَؤُلَاءِ لَا يُوجِبُونَ ذَلِكَ وَاَلَّذِينَ يُوجِبُونَهُ يَقُولُونَ : إذَا الْتَزَمَهُ لَمْ يَكُنْ لَهُ أَنْ يَخْرُجَ عَنْهُ مَا دَامَ مُلْتَزِمًا لَهُ أَوْ مَا لَمْ يَتَبَيَّنْ لَهُ أَنَّ غَيْرَهُ أَوْلَى بِالِالْتِزَامِ مِنْهُ وَلَا رَيْبَ أَنَّ الْتِزَامَ الْمَذَاهِبِ وَالْخُرُوجَ عَنْهَا إنْ كَانَ لِغَيْرِ أَمْرٍ دِينِيٍّ مِثْلَ : أَنْ يَلْتَزِمَ مَذْهَبًا لِحُصُولِ غَرَضٍ دُنْيَوِيٍّ مِنْ مَالٍ أَوْ جَاهٍ وَنَحْوِ ذَلِكَ : فَهَذَا مِمَّا لَا يُحْمَدُ عَلَيْهِ بَلْ يُذَمُّ عَلَيْهِ فِي نَفْسِ الْأَمْرِ ؛ وَلَوْ كَانَ مَا انْتَقَلَ إلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا انْتَقَلَ عَنْهُ وَهُوَ بِمَنْزِلَةِ مَنْ لَا يُسْلِمُ إلَّا لِغَرَضِ دُنْيَوِيٍّ أَوْ يُهَاجِرُ مِنْ مَكَّةَ إلَى الْمَدِينَةِ لِامْرَأَةٍ يَتَزَوَّجُهَا أَوْ دُنْيَا يُصِيبُهَا وَقَدْ كَانَ فِي زَمَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَجُلٌ هَاجَرَ لِامْرَأَةٍ يُقَالُ لَهَا أُمُّ قَيْسٍ فَكَانَ يُقَالُ لَهُ : مُهَاجِرُ أُمِّ قَيْسٍ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْمِنْبَرِ فِي الْحَدِيثِ الصَّحِيحِ : { إنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ؛ وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ فَهِجْرَتُهُ إلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إلَى دُنْيَا يُصِيبُهَا أَوْ امْرَأَةٍ يَتَزَوَّجُهَا فَهِجْرَتُهُ إلَى مَا هَاجَرَ إلَيْهِ } . وَأَمَّا إنْ كَانَ انْتِقَالُهُ مِنْ مَذْهَبٍ إلَى مَذْهَبٍ لِأَمْرِ دِينِيٍّ مِثْلَ أَنْ يَتَبَيَّنَ رُجْحَانَ قَوْلٍ عَلَى قَوْلٍ فَيَرْجِعَ إلَى الْقَوْلِ الَّذِي يَرَى أَنَّهُ أَقْرَبُ إلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ : فَهُوَ مُثَابٌ عَلَى ذَلِكَ ؛ بَلْ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ إذَا تَبَيَّنَ لَهُ حُكْمُ اللَّهِ وَرَسُولِهِ فِي أَمْرٍ أَلَّا يَعْدِلَ عَنْهُ وَلَا يَتَّبِعَ أَحَدًا فِي مُخَالَفَةِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ فَإِنَّ اللَّهَ فَرَضَ طَاعَةَ رَسُولِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ فِي كُلِّ حَالٍ وَقَالَ تَعَالَى : { فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا } وَقَالَ تَعَالَى : { قُلْ إنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ } وَقَالَ تَعَالَى : { وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ } وَقَدْ صَنَّفَ الْإِمَامُ أَحْمَد كِتَابًا فِي طَاعَةِ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهَذَا مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ بَيْنَ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ فَطَاعَةُ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتَحْلِيلُ مَا حَلَّلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَتَحْرِيمُ مَا حَرَّمَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَإِيجَابُ مَا أَوْجَبَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ : وَاجِبٌ عَلَى جَمِيعِ الثَّقَلَيْنِ : الْإِنْسِ وَالْجِنِّ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ فِي كُلِّ حَالٍ : سِرًّا وَعَلَانِيَةً لَكِنْ لَمَّا كَانَ مِنْ الْأَحْكَامِ مَا لَا يَعْرِفُهُ كَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ رَجَعَ النَّاسُ فِي ذَلِكَ إلَى مَنْ يُعَلِّمُهُمْ ذَلِكَ ؛ لِأَنَّهُ أَعْلَمُ بِمَا قَالَهُ الرَّسُولُ وَأَعْلَمُ بِمُرَادِهِ فَأَئِمَّةُ الْمُسْلِمِينَ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ وَسَائِلُ وَطُرُقٌ وَأَدِلَّةٌ بَيْنَ النَّاسِ وَبَيْنَ الرَّسُولِ يُبَلِّغُونَهُمْ مَا قَالَهُ وَيُفَهِّمُونَهُمْ مُرَادَهُ بِحَسَبِ اجْتِهَادِهِمْ وَاسْتِطَاعَتِهِمْ . وَقَدْ يَخُصُّ اللَّهُ هَذَا الْعَالِمَ مِنْ الْعِلْمِ وَالْفَهْمِ مَا لَيْسَ عِنْدَ الْآخَرِ وَقَدْ يَكُونُ عِنْدَ ذَلِكَ فِي مَسْأَلَةٍ أُخْرَى مِنْ الْعِلْمِ مَا لَيْسَ عِنْدَ هَذَا . وَقَدْ قَالَ تَعَالَى : { وَدَاوُدَ وَسُلَيْمَانَ إذْ يَحْكُمَانِ فِي الْحَرْثِ إذْ نَفَشَتْ فِيهِ غَنَمُ الْقَوْمِ وَكُنَّا لِحُكْمِهِمْ شَاهِدِينَ } { فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا } فَهَذَانِ نَبِيَّانِ كَرِيمَانِ حَكَمَا فِي قَضِيَّةٍ وَاحِدَةٍ ؛ فَخَصَّ اللَّهُ أَحَدَهُمَا بِالْفَهْمِ ؛ وَأَثْنَى عَلَى كُلٍّ مِنْهُمَا وَالْعُلَمَاءُ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَاجْتِهَادُ الْعُلَمَاءِ فِي الْأَحْكَامِ كَاجْتِهَادِ الْمُسْتَدِلِّينَ عَلَى جِهَةِ الْكَعْبَةِ ؛ فَإِذَا صَلَّى أَرْبَعَةُ أَنْفُسٍ كُلُّ وَاحِدٍ مِنْهُمْ بِطَائِفَةِ إلَى أَرْبَعِ جِهَاتٍ لِاعْتِقَادِهِمْ أَنَّ الْقِبْلَةَ هُنَاكَ : فَإِنَّ صَلَاةَ الْأَرْبَعَةِ صَحِيحَةٌ وَاَلَّذِي صَلَّى إلَى جِهَةِ الْكَعْبَةِ وَاحِدٌ وَهُوَ الْمُصِيبُ الَّذِي لَهُ أَجْرَانِ كَمَا فِي الصَّحِيحِ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : { إذَا اجْتَهَدَ الْحَاكِمُ فَأَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ وَإِنْ اجْتَهَدَ فَأَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ } . وَأَكْثَرُ النَّاسِ إنَّمَا الْتَزَمُوا الْمَذَاهِبَ بَلْ الْأَدْيَانَ بِحُكْمِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ فَإِنَّ الْإِنْسَانَ يَنْشَأُ عَلَى دِينِ أَبِيهِ أَوْ سَيِّدِهِ أَوْ أَهْلِ بَلَدِهِ كَمَا يَتْبَعُ . الطِّفْلُ فِي الدِّينِ أَبَوَيْهِ وَسَابِيهِ وَأَهْلَ بَلَدِهِ ثُمَّ إذَا بَلَغَ الرَّجُلُ فَعَلَيْهِ أَنْ يَقْصِدَ طَاعَةَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ حَيْثُ كَانَتْ وَلَا يَكُونُ مِمَّنْ إذَا قِيلَ لَهُمْ اتَّبِعُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ قَالُوا : بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا فَكُلُّ مَنْ عَدَلَ عَنْ اتِّبَاعِ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ وَطَاعَةِ اللَّهِ وَالرَّسُولِ إلَى عَادَتِهِ وَعَادَةِ أَبِيهِ وَقَوْمِهِ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْجَاهِلِيَّةِ الْمُسْتَحِقِّينَ لِلْوَعِيدِ . وَكَذَلِكَ مَنْ تَبَيَّنَ لَهُ فِي مَسْأَلَةٍ مِنْ الْمَسَائِلِ الْحَقُّ الَّذِي بَعَثَ اللَّهُ بِهِ رَسُولَهُ ثُمَّ عَدَلَ عَنْهُ إلَى عَادَتِهِ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الذَّمِّ وَالْعِقَابِ . وَأَمَّا مَنْ كَانَ عَاجِزًا عَنْ مَعْرِفَةِ حُكْمِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَقَدْ اتَّبَعَ فِيهَا مَنْ هُوَ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ وَالدِّينِ وَلَمْ يَتَبَيَّنْ لَهُ أَنَّ قَوْلَ غَيْرِهِ أَرْجَحُ مِنْ قَوْلِهِ فَهُوَ مَحْمُودٌ يُثَابُ لَا يُذَمُّ عَلَى ذَلِكَ وَلَا يُعَاقَبُ. وَإِنْ كَانَ قَادِرًا عَلَى الِاسْتِدْلَالِ وَمَعْرِفَةِ مَا هُوَ الرَّاجِحُ ؛ وَتَوَقَّى بَعْضَ الْمَسَائِلِ فَعَدَلَ عَنْ ذَلِكَ إلَى التَّقْلِيدِ فَهُوَ قَدْ اخْتَلَفَ فِي مَذْهَبِ أَحْمَد الْمَنْصُوصِ عَنْهُ . وَاَلَّذِي عَلَيْهِ أَصْحَابُهُ أَنَّ هَذَا آثِمٌ أَيْضًا وَهُوَ مَذْهَبُ الشَّافِعِيِّ وَأَصْحَابِهِ وَحُكِيَ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ وَغَيْرِهِ أَنَّهُ يَجُوزُ لَهُ التَّقْلِيدُ مُطْلَقًا وَقِيلَ : يَجُوزُ تَقْلِيدُ الْأَعْلَمِ . وَحَكَى بَعْضُهُمْ هَذَا عَنْ أَحْمَد كَمَا ذَكَرَهُ أَبُو إسْحَاقَ فِي اللُّمَعِ وَهُوَ غَلَطٌ عَلَى أَحْمَد ؛ فَإِنَّ أَحْمَد إنَّمَا يَقُولُ : هَذَا فِي الصحابة فَقَطْ عَلَى اخْتِلَافٍ عَنْهُ فِي ذَلِكَ وَأَمَّا مِثْلُ مَالِكٍ وَالشَّافِعِيِّ وَسُفْيَانَ ؛ وَمِثْلُ إسْحَاقَ بْنِ رَاهَوَيْه وَأَبِي عُبَيْدٍ فَقَدْ نَصَّ فِي غَيْرِ مَوْضِعٍ عَلَى أَنَّهُ لَا يَجُوزُ لِلْعَالِمِ الْقَادِرِ عَلَى الِاسْتِدْلَالِ أَنْ يُقَلِّدَهُمْ وَقَالَ : لَا تُقَلِّدُونِي وَلَا تُقَلِّدُوا مَالِكًا وَلَا الشَّافِعِيَّ وَلَا الثَّوْرِيَّ . وَكَانَ يُحِبُّ الشَّافِعِيَّ وَيُثْنِي عَلَيْهِ وَيُحِبُّ إسْحَاقَ وَيُثْنِي عَلَيْهِ وَيُثْنِي عَلَى مَالِكٍ وَالثَّوْرِيِّ وَغَيْرِهِمَا مِنْ الْأَئِمَّةِ وَيَأْمُرُ الْعَامِّيَّ أَنْ يَسْتَفْتِيَ إسْحَاقَ وَأَبَا عُبَيْدٍ وَأَبَا ثَوْرٍ وَأَبَا مُصْعَبٍ . وَيَنْهَى الْعُلَمَاءَ مِنْ أَصْحَابِهِ كَأَبِي دَاوُد وَعُثْمَانَ بْنِ سَعِيدٍ وَإِبْرَاهِيمَ الْحَرْبِيِّ ؛ وَأَبِي بَكْرٍ الْأَثْرَمِ وَأَبِي زُرْعَةَ ؛ وَأَبِي حَاتِمٍ السجستاني وَمُسْلِمٍ وَغَيْرِهِمْ : أَنْ يُقَلِّدُوا أَحَدًا مِنْ الْعُلَمَاءِ . وَيَقُولُ : عَلَيْكُمْ بِالْأَصْلِ بِالْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ .
"Основой данного вопроса является следующее: обязательно ли простолюдин должен непреклонно следовать конкретному мазхабу, и брать все его мнения - как облегчения, так и трудные?
В этом есть два слова у ученых мазхаба Ахмада, точно также и два слова у ученых мазхаба аш Шафии. И большинство и ханбалитов, и шафиитов, не называет это обязательным.
Те же, кто называет это обязательным, говорят: "Когда простолюдин придерживается какого то мазхаба - не разрешено ему выходить из мнения этого мазхаба, пока он его придерживается , или пока ему не разьяснилось что ему лучше перейти в другой мазхаб и неуклонно придерживаться его"
И нет сомнений, что выбор какого то мазхаба чтобы придерживаться его, или же наоборот выход из мазхаба в другой - когда это совершается не по религиозной причине, как если например человек хочет через это достичь какой то цели связанной с достижением мирских благ, или почетного статуса, и тому подобного - то за это человек не хвалится, однако напротив порицается - даже если мазхаб в который он перешел был лучше того, который он оставил.
И такой человек похож на того, кто принимает Ислам лишь с мирскими целями, или делает хиджру из Мекки в Медину с целью женитьбы на женщине, или ради куска мирских благ. И во времена Посланника Аллаха, мир ему, был человек который сделал хиджру ради женщины которую звали Умм Кейс, и стали называть его: "Мухаджир Умм Кейс". И сказал Пророк, мир ему, на минбаре в достоверном хадисе: "Воистину, все дела по намерениям, и каждому человеку будеть лишь то, что он намеревался. И чья хиджра была к Аллаху и Его Посланнику - то его хиджра к Аллаху и Его Посланнику, тот же, кто переселился ради какого мирского блага, или чтобы жениться на женщине - то его переселение к тому, к чему он переселился"
- Тот же, кто перешел от мазхаба к мазхабу по какой либо религиозной приичне - например,ему разьяснилось что мнение к которому он перешел более сильное, и он вернулся к мнению которое ближе к Аллаху и Его Посланнику - то он вознаграждаем за это.
Однако даже это является обязательным для него, и для всех - когда разьяснился ему хукм Аллаха и Его Посланника в какой то вещи - никто не должен отклоняться от него, и следовать кому то в его противоречии Аллаху и Его Посланнику.
Ведь Аллах обязал слушаться Его Посланника всех, в любых ситуациях, сказав: "О нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не обратятся к тебе за судом во всем в чем разошлись между собой, а затем не найдут в своих душах стеснения от того что ты присудил, и покорятся полной покорностью". И сказал: "Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте же мне, и Аллах тогда полюбит вас и простит вам ваши грехи". И сказал Аллах: "Ни верующему мужчине, ни верующей женщине нет выбора, когда Аллах и Его Посланник о чем то посудили".
И имам Ахмад написал книгу о подчинении Посланнику, мир ему - и это то вокруг чего единогласие имамов мусульман!
Поэтому, подчинение Аллаху и Его Посланнику, и называние дозволенным того что дозволили Аллах, и Его Посланник, и запрет того, что запретили Аллах и Его Посланник, и называние обязательным того, что назвали обязательным Аллах и Его Посланник - обязательно на всех - джиннах и людях, во всех ситуациях, и внешне, и внутренне.
Однако, в ситуации когда есть среди шариатских ахкамов то, чего не знают многие люди - люди вернулись за этим знаниям к тем, кто их обучит этому, потому что ученые имеют больше знаний о том что сказал Посланник Аллаха, и что он имел ввиду в своих словах.
Поэтому, имамы мусульман, которым следуют мусульмане - являются средствами и путями и указателями - между людьми и между Посланником Аллаха. Они доносят людям то, что хотел Посланник Аллаха, по мере своего понимания и возможностей, делая иджтихад.
И Аллах может даровать одному ученому такие знания и понимание, которых нет у второго, однако в другом вопросе у второго может быть то знание, которого нет у первого.
Сказал Аллах: " Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы даровали Сулейману понимание в этом и даровали им обоим мудрость и знание"
И это два благородных Пророка вынесли два разных решения в одной истории, и Аллах выделил одного из них пониманием, и в то же время похвалил каждого из них.
А ученые - наследники Пророков, и иджтихад ученых касательно шариатских законоуложений подобен иджтихаду тех, кто ищет далиль на сторону в которой Кибла.
И если четыре человека будут совершать молитву, и за каждым будет молиться группа, и каждый направится в определенную сторону думая что Кибла там - то молитва всех четырёх будет достоверна, к Каабе же направится на самом деле только один из них - тот кто нашел ее истинную сторону, и ему будет две награды, как пришло в "Сахихе": "Когда муджтахид совершил иджтихад и был прав - ему две награды, а когда ошибся - то одна награда".
И большинство людей придерживаются мазхабов и даже религий - по хукму того что им разьяснилось. Ведь человек подрастает на религии своего отца, или господина, или жителей местности - как ребенок следует в религии за отцом, или за тем кто взял его в рабы, или за людьми своей местности. А затем, когда человек созревает - он должен стремиться подчиниться Аллаху и Его Посланнику, где бы это подчинение не было, и не должен быть из числа тех кому сказали: "Следуй тому что ниспослал Аллах", они отвечают: "Нет, мы будем следовать тому на чем мы нашли наших отцов".
Поэтому, каждый кто отклонился от следования Корану и Сунне, и от подчинения Аллаху и Его Посланнику в сторону своих адатов (традиций) и адатов его отца и народа - тот из числа людей джахилии, заслуживающих наказания.
И точно также тот, кому разьяснилась в каком то вопросе истина, с которой Аллах послал своего Посланника, а затем он отклоняется от этого к своим традициям - то он из порицаемых людей наказания.
Тот же, кто был не в состоянии узнать хукм Аллаха и Его Посланника, и последовал какому то набожному ученому, и не разьяснилось ему, что слово другого ученого более верно, чем слово этого - то он хвалится за свое следование, и не порицается, и не наказывается.
Если же он был способен требовать доводы, и узнать более верное мнение - даже если лишь в части вопросов, однако решил в них делать таклид - то по поводу такого есть разногласие в мнениях пришедших от самого имама Ахмада, что же касается ученых ханбалитов то у них такой является грешником, и это мазхаб аш Шафии и шафиитов.
И передано от Мухаммада Ибн аль Хасана аш Шайбани и других, что разрешено такому делать таклид абсолютно.
И было сказано, что разрешен знающему таклид тому кто знает больше его, и некоторые передали это мнение от Ахмада Ибн Ханбаля, как упомянул это Абу Исхак в "Аль Люма" - и это ошибка на Ахмада, ведь Ахмад сказал это лишь о том что дозволяется делать таклид кому угодно из сподвижников, наряду с тем что в этом вопросе от него разные слова.
Что же касается аш Шафии, Малика, Суфьяна ас-Саури, Исхака Ибн Рахавейхи, Абу Убейда аль Косима Ибн Саляма и им подобных, то имам Ахмад ясно сказал во многих местах, что не разрешено ученому способному требовать доводы и аргументировать делать таклид кому то из них, и сказал: "Не делайте таклид мне, и не делайте таклид Малику, и аш Шафии, и ас-Саури".
И Ахмад любил аш Шафии, и хвалил его, и любил Исхака и хвалил его, и хвалил Малика и ас-Саури, и других имамов, и приказывал простолюдину брать фетвы у Исхака, Абу Убейда, Абу Саура, Абу Мус'аба.
А ученым же из числа своих учеников, как Абу Дауд, Усман Ибн Саид ад Дарими, Ибрахим аль Харби, Абу Бакр аль-Асрам, Абу Зур'а ар Рази, Абу Хатим ас-Сиджистани, Муслим, и другим, он говорил: "Не делайте таклид никому из ученых", и говорил: "Вы должны возвращатсья к основе - Корану и Сунне"
Источник: "Аль-Фатауа аль Кубра", 5/95-98
2. Спросили шейх уль Ислама Ибн Теймию:
سُئِلَ: الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ رَحْمَةُ اللَّهِ عَلَيْهِ، مَا تَقُولُ السَّادَةُ الْعُلَمَاءُ أَئِمَّةُ الدِّينِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ أَجْمَعِينَ فِي رَجُلٍ سُئِلَ: إيشِ مَذْهَبُك؟ فَقَالَ: مُحَمَّدِيٌّ، أَتَّبِعُ كِتَابَ اللَّهِ، وَسُنَّةَ رَسُولِهِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقِيلَ: لَهُ يَنْبَغِي لِكُلِّ مُؤْمِنٍ أَنْ يَتَّبِعَ مَذْهَبًا، وَمَنْ لَا مَذْهَبَ لَهُ فَهُوَ شَيْطَانٌ، فَقَالَ: إيشِ كَانَ مَذْهَبُ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ وَالْخُلَفَاءِ بَعْدَهُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ؟ فَقِيلَ لَهُ: لَا يَنْبَغِي لَك إلَّا أَنْ تَتَّبِعَ مَذْهَبًا مِنْ هَذِهِ الْمَذَاهِبِ فَأَيُّهُمْ الْمُصِيبُ؟ أَفْتُونَا مَأْجُورِينَ.
"Что говорят уважаемые ученые и имамы религии - да будет ими всеми доволен Аллах - про человека, которого спросили: "Какой твой мазхаб?" И он ответил: "Мазхаб Мухаммада, мир ему, я следую Книге Аллаха и Сунне Посланника Аллаха Мухаммада, мир ему", и ему сказали: "Каждый верующий должен следовать какому то мазхабу, и у кого нет мазхаба - тот шайтан", а он ответил: "А какой мазхаб был у Абу Бакра ас-Сиддыка, и халифов после него - да будет доволен ими Аллах"? И ему сказали: "Ты должен следовать какому то одному из мазхабов". Так кто же из них прав? Дайте нам фетву, да вознаградит вас Аллах.
Шейх уль Ислам ответил:
فَأَجَابَ: الْحَمْدُ لِلَّهِ إنَّمَا يَجِبُ عَلَى النَّاسِ طَاعَةُ اللَّهِ وَرَسُولِهِ، وَهَؤُلَاءِ أُولُو الْأَمْرِ الَّذِينَ أَمَرَ اللَّهُ بِطَاعَتِهِمْ فِي قَوْلِهِ: {أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ}. إنَّمَا تَجِبُ طَاعَتُهُمْ تَبَعًا لِطَاعَةِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ، لَا اسْتِقْلَالًا، ثُمَّ قَالَ: {فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا}.وَإِذَا نَزَلَتْ بِالْمُسْلِمِ نَازِلَةٌ فَإِنَّهُ يَسْتَفْتِي مَنْ اعْتَقَدَ أَنَّهُ يُفْتِيهِ بِشَرْعِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ مِنْ أَيِّ مَذْهَبٍ كَانَ، وَلَا يَجِبُ عَلَى أَحَدٍ مِنْ الْمُسْلِمِينَ تَقْلِيدُ شَخْصٍ بِعَيْنِهِ مِنْ الْعُلَمَاءِ فِي كُلِّ مَا يَقُولُ، وَلَا يَجِبُ عَلَى أَحَدٍ مِنْ الْمُسْلِمِينَ الْتِزَامُ مَذْهَبِ شَخْصٍ مُعَيَّنٍ غَيْرِ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي كُلِّ مَا يُوجِبُهُ وَيُخْبِرُ بِهِ ، بَلْ كُلُّ أَحَدٍ مِنْ النَّاسِ يُؤْخَذُ مِنْ قَوْلِهِ وَيُتْرَكُ إلَّا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. وَاتِّبَاعُ الشَّخْصِ لِمَذْهَبِ شَخْصٍ بِعَيْنِهِ لِعَجْزِهِ عَنْ مَعْرِفَةِ الشَّرْعِ مِنْ غَيْرِ جِهَتِهِ إنَّمَا هُوَ مِمَّا يَسُوغُ لَهُ، لَيْسَ هُوَ مِمَّا يَجِبُ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ إذَا أَمْكَنَهُ مَعْرِفَةُ الشَّرْعِ بِغَيْرِ ذَلِكَ الطَّرِيقِ، بَلْ كُلُّ أَحَدٍ عَلَيْهِ أَنْ يَتَّقِيَ اللَّهَ مَا اسْتَطَاعَ وَيَطْلُبَ عِلْمَ مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ وَرَسُولُهُ فَيَفْعَلُ الْمَأْمُورَ، وَيَتْرُكُ الْمَحْظُورَ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ
"Хвала Аллаху. Воистину, обязательно на людях лишь подчинение Аллаху и Его Посланнику, и обладателям полномочий, кому приказано подчиняться в словах Аллаха: "Подчиняйтесь Аллаху, и Его Посланнику, и обладателям полномочий среди вас".
И им обязательно подчиняться лишь следом за подчинением Аллаху и Его Посланнику, а не назависимо, ведь затем Аллах сказал: "Если же вы в чем то разногласите, то верните это к Аллаху и Его Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Судный День. Это лучше и прекраснее по исходу"
Поэтому, когда у мусульманина случилось что-то - он должен брать фетву у того, о ком он убежден что он даст ему фетву в соответствии с Шариатом Аллаха и Его Посланника - из какого бы мазхаба он не был.
И не обязательно ни на одном из мусульман следовать какой-то конкретной личности из ученых абсолютно во всем, что он говорит, и не обязательно ни на ком из мусульман неотложно соблюдать мазхаб какой то конкретной личности, помимо Посланника Аллаха мир ему, во всем что эта личность рассказывает и обязывает.
Однако из слов всех людей берется и отвергается помимо Посланника Аллаха, мир ему.
А если кто-то будет следовать мазхабу конкретного ученого, по причине своего бессилия познать Шариат кроме как от него - то это будет лишь из того что разрешено именно ему, а не из того что обязательно на всех мусульманах, когда они могут узнать Шариат по другому пути.
Однако каждый должен бояться Аллаха как может, и требовать знания о том, что приказали ему Аллах и Его Посланник, и совершать приказаное, и оставлять запретное.
А Аллах знает лучше"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 20/208-209
Может ли простолюдин быть муджтахидом в отдельных вопросах по причине хорошего их изучения?
1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
"Если простолюдин разговаривает с доводом - то он из людей иджтихада в данном конкретном вопросе - хоть и не является из людей иджтихада в других вопросах.
Ведь воистину, иджтихад состоит из частей, ведь от большинства ученых является скрытой какая то большая или малая часть Шариата, и если бы муджтахидом был бы лишь тот, кто знает абсолютно все Шариатские ахкамы, или может познать абсолютно все шариатские ахкамы - то во всей Умме не было бы ни единого муджтахида, о Аллах, кроме Абу Бакра ас-Сиддыка, да будет доволен им Аллах - ведь от него единственного неизвестно чтобы он ошибся в каком то из вопросов Шариата, и сделал иджтихад противоречащий тексту - в отличие от всех остальных, ведь в их иджтихадах есть противоречие некоторым текстам, и есть вопросы в которых они остановились, из-за бессилия понять их хукм"
Источник: "Ар Родд аля ас-Субки фи масаляти талик ат таляк", стр. 662-663
2. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وَأَكْثَرُ مَنْ يُمَيِّزُ فِي الْعِلْمِ مِنْ الْمُتَوَسِّطِينَ إذَا نَظَرَ وَتَأَمَّلَ أَدِلَّةَ الْفَرِيقَيْنِ بِقَصْدٍ حَسَنٍ وَنَظَرٍ تَامٍّ تَرَجَّحَ عِنْدَهُ أَحَدُهُمَا لَكِنْ قَدْ لَا يَثِقُ بِنَظَرِهِ بَلْ يَحْتَمِلُ أَنَّ عِنْدَهُ مَا لَا يَعْرِفُ جَوَابَهُ فَالْوَاجِبُ عَلَى مِثْلِ هَذَا مُوَافَقَتُهُ لِلْقَوْلِ الَّذِي تَرَجَّحَ عِنْدَهُ بِلَا دَعْوَى مِنْهُ لِلِاجْتِهَادِ
"Большинство различающих в знаниях из среднего уровня требующих знаний когда посмотрит и поразмышляет над доводами двух групп, с хорошим намерением, и полным анализом - то одно из этих двух мнений станет более верным у него, однако он может не доверять своему анализу, и даже может быть, что среди доводов оппонентов есть то ответ на что он не знает.
Поэтому, такому человеку следует согласиться с тем словом, которое он считает верным, без того, чтобы заявлять про себя что он муджтахид"
Источник: "Аль-Фатауа аль Кубра", 5/556
Можно ли делать таклид одному из великих имамов факихов чьи мазхабы не входят в 4 - как например Исхак Ибн Рахавейхи, Лейс, и другим?
Спросили шейх уль Ислама Ибн Теймию:
فِيمَنْ عَمَّنْ صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ مُنْفَرِدًا، هَلْ تَصِحُّ صَلَاتُهُ أَمْ لَا؟ وَالْأَحَادِيثُ الْوَارِدَةُ فِي ذَلِكَ هَلْ هِيَ صَحِيحَةٌ أَمْ لَا؟ وَالْأَئِمَّةُ الْقَائِلُونَ بِهَذَا مِنْ غَيْرِ الْأَئِمَّةِ الْأَرْبَعَةِ: كَحَمَّادِ بْنِ أَبِي سُلَيْمَانَ، وَابْنِ الْمُبَارَكِ، وَسُفْيَانَ الثَّوْرِيِّ، وَالْأَوْزَاعِيِّ، قَدْ قَالَ عَنْهُمْ رَجُلٌ - أَعْنِي عَنْ هَؤُلَاءِ الْأَئِمَّةِ الْمَذْكُورِينَ - هَؤُلَاءِ لَا يُلْتَفَتُ إلَيْهِمْ، فَصَاحِبُ هَذَا الْكَلَامِ مَا حُكْمُهُ؟ وَهَلْ يُسَوَّغُ تَقْلِيدُ هَؤُلَاءِ الْأَئِمَّةِ لِمَنْ يَجُوزُ لَهُ التَّقْلِيدُ؟ كَمَا يَجُوزُ تَقْلِيدُ الْأَئِمَّةِ الْأَرْبَعَةِ؟ أَمْ لَا؟.
"Что вы скажете о человеке, который молится один позади ряда - достоверна ли его молитва, или нет? И хадисы пришедшие об этом - достоверны они, или нет? И имамы говорящие так - помимо четырех имамов - как Хаммад Ибн Аби Сулейман, Ибн аль Мубарак, Суфьян ас-Саури, Аль Аузаи, сказал о них один человек - что к ним даже не поворачиваются. Какой хукм того кто так говорит? И разрешено ли делать таклид этим имамам человеку которому разрешено делать таклид - точно также как разрешено делать таклид четырём, или нет?"
Шейх поговорил сначала о хукме самого вопроса молитвы позади ряда, затем сказал:
وَأَمَّا الْأَئِمَّةُ الْمَذْكُورُونَ: فَمِنْ سَادَاتِ أَئِمَّةِ الْإِسْلَامِ، فَإِنَّ الثَّوْرِيَّ إمَامُ أَهْلِ الْعِرَاقِ، وَهُوَ عِنْدَ أَكْثَرِهِمْ أَجَلُّ مِنْ أَقْرَانِهِ: كَابْنِ أَبِي لَيْلَى، وَالْحَسَنِ بْنِ صَالِحِ بْنِ حُيَيِّ، وَأَبِي حَنِيفَةَ، وَغَيْرِهِ، وَلَهُ مَذْهَبٌ بَاقٍ إلَى الْيَوْمِ بِأَرْضِ خُرَاسَانَ.وَالْأَوْزَاعِيِّ إمَامُ أَهْلِ الشَّامِ، وَمَازَالُوا عَلَى مَذْهَبِهِ إلَى الْمِائَةِ الرَّابِعَةِ، بَلْ أَهْلُ الْمَغْرِبِ كَانُوا عَلَى مَذْهَبِهِ قَبْلَ أَنْ يَدْخُلَ إلَيْهِمْ مَذْهَبُ مَالِكٍ . وَحَمَّادِ بْنِ أَبِي سُلَيْمَانَ: هُوَ شَيْخُ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَعَ هَذَا فَهَذَا الْقَوْلُ هُوَ قَوْلُ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ، وَإِسْحَاقَ بْنِ رَاهْوَيْهِ وَغَيْرِهِمَا، وَمَذْهَبُهُ بَاقٍ إلَى الْيَوْمِ، وَهُوَ مَذْهَبُ دَاوُد بْنِ عَلِيٍّ وَأَصْحَابِهِ، وَمَذْهَبُهُمْ بَاقٍ إلَى الْيَوْمِ، فَلَمْ يَجْمَعْ النَّاسَ الْيَوْمَ عَلَى خِلَافِ هَذَا الْقَوْلِ، بَلْ الْقَائِلُونَ بِهِ كَثِيرٌ فِي الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَيْسَ فِي الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ فَرْقٌ فِي الْأَئِمَّةِ الْمُجْتَهِدِينَ بَيْنَ شَخْصٍ وَشَخْصٍ، فَمَالِكٌ وَاللَّيْثُ بْنُ سَعْدٍ وَالْأَوْزَاعِيُّ، وَالثَّوْرِيُّ، هَؤُلَاءِ أَئِمَّةٌ فِي زَمَانِهِمْ، وَتَقْلِيدُ كُلٍّ مِنْهُمْ كَتَقْلِيدِ الْآخَرِ، لَا يَقُولُ مُسْلِمٌ: إنَّهُ يَجُوزُ تَقْلِيدُ هَذَا دُونَ هَذَا، وَلَكِنْ مَنْ مَنَعَ مِنْ تَقْلِيدِ أَحَدِ هَؤُلَاءِ فِي زَمَانِنَا فَإِنَّمَا مَنَعَهُ لِأَحَدِ شَيْئَيْنِ: أَحَدُهُمَا: اعْتِقَادُهُ أَنَّهُ لَمْ يَبْقَ مَنْ يَعْرِفُ مَذَاهِبَهُمْ، وَتَقْلِيدُ الْمَيِّتِ فِيهِ نِزَاعٌ مَشْهُورٌ، فَمَنْ مَنَعَهُ قَالَ: هَؤُلَاءِ مَوْتَى، وَمَنْ سَوَّغَهُ قَالَ: لَا بُدَّ أَنْ يَكُونَ فِي الْأَحْيَاءِ مِنْ يَعْرِفُ قَوْلَ الْمَيِّتِ وَالثَّانِي: أَنْ يَقُولَ الْإِجْمَاعُ الْيَوْمَ قَدْ انْعَقَدَ عَلَى خِلَافِ هَذَا الْقَوْلِ. وَيَنْبَنِي ذَلِكَ عَلَى مَسْأَلَةٍ مَعْرُوفَةٍ فِي أُصُولِ الْفِقْهِ، وَهِيَ: أَنَّ الصَّحَابَةَ مَثَلًا أَوْ غَيْرَهُمْ مِنْ أَهْلِ الْأَعْصَارِ إذَا اخْتَلَفُوا فِي مَسْأَلَةٍ عَلَى قَوْلَيْنِ، ثُمَّ أَجْمَعَ التَّابِعُونَ أَوْ أَهْلُ الْعَصْرِ الثَّانِيَ عَلَى أَحَدِهِمَا، فَهَلْ يَكُونُ هَذَا إجْمَاعًا يَرْفَعُ ذَلِكَ الْخِلَافَ؟ وَفِي الْمَسْأَلَةِ نِزَاعٌ مَشْهُورٌ فِي مَذْهَبِ أَحْمَدَ، وَغَيْرِهِ مِنْ الْعُلَمَاءِ، فَمَنْ قَالَ: إنَّ مَعَ إجْمَاعِ أَهْلِ الْعَصْرِ الثَّانِي لَا يُسَوَّغُ الْأَخْذُ بِالْقَوْلِ الْآخَرِ ؛ وَأَعْتَقِدَ أَنَّ أَهْلَ الْعَصْرِ أَجْمَعُوا عَلَى ذَلِكَ يُرَكِّبُ مَعَ هَذَيْنِ الِاعْتِقَادَيْنِ الْمَنْعَ وَمَنْ عَلِمَ أَنَّ الْخِلَافَ الْقَدِيمَ حُكْمُهُ بَاقٍ ؛ لِأَنَّ الْأَقْوَالَ لَا تَمُوتُ بِمَوْتِ قَائِلِيهَا فَإِنَّهُ يُسَوِّغُ الذَّهَابَ إلَى الْقَوْلِ الْآخَرِ لِلْمُجْتَهِدِ الَّذِي وَافَقَ اجْتِهَادَهُ. وَأَمَّا التَّقْلِيدُ فَيَنْبَنِي عَلَى مَسْأَلَةِ تَقْلِيدِ الْمَيِّتِ وَفِيهَا قَوْلَانِ مَشْهُورَانِ أَيْضًا فِي مَذْهَبِ الشَّافِعِيِّ، وَأَحْمَدَ وَغَيْرِهِمَا. وَأَمَّا إذَا كَانَ الْقَوْلُ الَّذِي يَقُولُ بِهِ هَؤُلَاءِ الْأَئِمَّةُ أَوْ غَيْرُهُمْ قَدْ قَالَ بِهِ بَعْضُ الْعُلَمَاءِ الْبَاقِيَةُ مَذَاهِبُهُمْ ، فَلَا رَيْبَ أَنَّ قَوْلَهُ مُؤَيَّدٌ بِمُوَافَقَةِ هَؤُلَاءِ وَيَعْتَضِدُ بِهِ، وَيُقَابِلُ بِهَؤُلَاءِ مَنْ خَالَفَهُمْ مِنْ أَقْرَانِهِمْ. فَيُقَابِلُ بِالثَّوْرِيِّ وَالْأَوْزَاعِيِّ أَبَا حَنِيفَةَ وَمَالِكًا، إذْ الْأُمَّةُ مُتَّفِقَةٌ عَلَى أَنَّهُ إذَا اخْتَلَفَ مَالِكٌ وَالْأَوْزَاعِيُّ وَالثَّوْرِيُّ وَأَبُو حَنِيفَةَ لَمْ يَجُزْ أَنْ يُقَالَ: قَوْلُ هَذَا هُوَ الصَّوَابُ دُونَ هَذَا إلَّا بِحُجَّةٍ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ.
"Что же касается упомянутых имамов, то они господа имамов Ислама.
Воистину, Суфьян ас-Саури - имам людей Ирака, и он у многих стоит выше степенью чем другие иракцы - как Ибн Аби Лейла, Аль Хасан Ибн Солих Ибн Хай, и Абу Ханифа и другие, и мазхаб Суфьяна до сих пор существует в Хорасане.
А аль-Аузаи имам людей Шама, и были у его мазхаба последователи вплоть до четвертого века, и даже все люди Магриба были на его мазхабе пока не зашел к ним мазхаб Малика.
А Хаммад Ибн Аби Сулейман - шейх Абу Ханифы.
И наряду с этим - данное слово не только их слово, а также слово имама Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи и других, а мазхаб Исхака остается и по сей день.
И это также мазхаб Дауда Ибн Али и его последователей, а их мазхаб остается и по сей день.
Поэтому люди не собрались на противоречии этому слову, однако говорящих так много на Востоке и на Западе.
И нет ни в Коране, ни в Сунне различения между различными имамами-муджтахидами!
Ведь и Малик, и Лейс Ибн Сад, и аль-Аузаи, и ас-Саури - имамы в свое время, и таклид любому из них - ничем отличается от таклида любому другому.
И не скажет муслим, что разрешен таклид лишь одному из них помимо другого!
Однако те, кто запретил таклид некоторым из них в наше время, запретил его лишь по причине двух вещей:
1. То что он полагает, что не осталось того кто знает их мазхабы, а таклид мертвому - в этом известное разногласие, и те кто запрещают его, говорят, что эти имамы уже мертвы, а те кто разрешают его, говорят: "Нужно чтобы среди живых был тот кто знает слово мертвого".
2. То, что он говорит: "В наши дни состоялось иджма на противоречии этому слову"
И это строится на известном в "усуль аль фикх" вопросе - что если сподвижники или люди другого времени разногласили в каком то вопросе на два слова, а затем люди следующего времени собрались на одном из этих двух слов - отменяет ли это единогласие предыдущее разногласие?
В этом вопросе известное разногласие в мазхабе Ахмада, и других ученых, и те кто сказали что иджма людей последующего времени запрещает брать другое слово, а затем подумал, что люди наших времен собрались на запрете следовать им - сказал о запрете следовать им базируясь на этих двух убеждениях.
Те же, кто знают, что старое разногласие остаётся, потому что слова не умирают со смертью сказавших их - тот дозволяет муджтахиду следовать одному из этих двух слов, если его иджтихад привел его к этому.
Что же касается таклида этим имамам, то это построено на вопросе таклида мертвому, и об этом два известных слова в мазхабе аш Шафии, Ахмада, и других.
А если же слово которое говорят эти имамы или другие - сказал его также и кто то из тех ученых чьи мазхабы остались, то нет сомнений что их слово поддержано их согласием и подкрепляется им, и противопоставляются они и те кто им противоречил из равных им, и противопоставляется ас-Саури и аль-Аузаи - Абу Ханифе и Малику.
Ведь Умма единогласна, что когда Малик и аль-Аузаи и ас-Саури и Абу Ханифа разногласят, то не разрешено говорить: "Именно это слово верное, а не это" - кроме как на основе довода.
Аллах знает лучше"
Источник: "Аль Фатауа аль Кубра", 2/329
И если это строится на дозволенности таклида мертвому - то какое же слово шейх уль Ислама в этом вопросе?
Сказал имам Ибн Теймия:
يجوز تقليد المجتهدين الموتى ولا يبطل قولهم بموتهم
"Дозволено делать таклид умершим муджтахидам, и их слово не аннулируется после их смерти"
Источник: "Аль-Мусаввада", стр. 462
Правда ли, что мазхабы старых имамов-факихов помимо четырех (как например Исхака Ибн Рахавейхи) - не сохранились должным образом, плохо переданы, их слова непонятны и не разобраны?
Сказал шейх уль Ислам, опровергая ас-Субки в подобном его обобщенном заявлении:
"Твои заявления, что не понятно то, что эти имамы имели ввиду в своих фетвах - твоё собственное признание, что ты этого не понимаешь! И твое признание в непонимании - лишь довод против тебя, а не против других, среди которых есть те кто понимают что они хотят - подобно тому, как все ученые мусульман знают что они хотели, и передали их мазхабы!
Воистину, Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази передал их мазхабы достоверной передачей, точно также как передали их мазхабы те ученые кто был до него - и вся хвала Аллаху..
Также будет сказано - что многие мазхабы сподвижников и табиинов являются переданными в Умме поколениями от поколений, поздними от старых, и даже переданными со степенью мутаватир даже сильнее, чем переданы мазхабы известных имамов (4 мазхабов)..
Что же касается твоих слов: "Нам было бы любимо, чтобы мазхабы этих старых факихов тоже были бы собраны и упорядочены, как упорядочены эти 4" - то будет сказано тебе - вся хвала Аллаху - собраны и упорядочены их точные слова во многих трудах, точно также как собраны и упорядочены слова имамов мазхабов.
И ведь тот, чье точное слово и формулировка переданы как он сказал - будет эта передача выразительнее, чем если его слова будут переданы с изменениями, из-за которых происходит много ошибок - как хурасанские шафииты передают мазхаб аш Шафии по смыслу с изменением в словах, и много ошибаются в том что передают - в отличие от шафиитов иракцев, которые передают его слова в точности как он сказал.
Поэтому, передача мазхабов саляфов переданных дословно как они сказали - будет намного точнее и достовернее, чем передача многими последователями четырех известных мазхабов слов своих имамов"
Источник: "Ар Родд аля ас-Субки фи мас'аляти ат таляк аль-муалляк", стр. 768-770
Кто оставил свой мазхаб в каком то вопросе потому что счел мнение другого имама более верным - является ли фасиком (как говорят фанатики мазхабисты)?
Сказал шейх уль Ислам:
ومن كان متبعا لإمام فخالفه في بعض المسائل لقوة الدليل أو لكون أحدهما أعلم وأتقى فقد أحسن ولم يقدح في عدالته بلا نزاع
"Тот, кто следовал какому-то имаму, а затем противоречил ему в некоторых вопросах из-за силы довода, или из-за того, что другой имам более знающий и богобоязненный - тот поступил правильным, и это не сделало его фасиком без разногласий у ученых!"
Источник: "Аль-Фуру уа тасхих аль-фуру", 11/346
Является ли иджма четырёх мазхабов доводом в Исламе?
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
"Единогласны ученые, что иджма четырёх факихов, или пяти, или шести, или семи, или восьми, или девяти, или десяти - подобных Малику, ас-Саури, Абу Ханифе, Ибн Аби Лейла, аль-Аузаи, аш Шафии, Ахмаду, Исхаку, Дауду Ибн Али, Мухаммаду Ибн Джариру ат-Табари - не является тем защищенным от ошибок иджма, за которым все мусульмане должны следовать"
Источник: "Ар Родд аля ас-Субки фи та'лик ат-таляк", стр. 763
Может ли истина в некоторых вопросах быть не в слове четырёх мазхабов?
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
أهل السنة لم يقل أحد منهم إن إجماع الأئمة الأربعة حجة معصومة ولا قال إن الحق منحصر فيها وإن ما خرج عنها باطل بل إذا قال من ليس من أتباع الأئمة كسفيان الثوري والأوزعي والليث بن سعد ومن قبلهم ومن بعدهم من المجتهدين قولا يخالف قول الأئمة الأربعة رد ما تنازعوا فيه إلى الله ورسوله وكان القول الراجح هو القول الذي قام عليه الدليل
"Никто из приверженцев Сунны не сказал, что иджма четырёх имамов - довод, защищенный от ошибки, и не сказал, что истина ограничивается лишь в их словах, и что слова вышедшие из них - ложные. Напротив, когда тот кто не следует этим четырём имамам - как Суфьян ас-Саури, аль-Аузаи, Лейс Ибн Сад, и те муджтахиды кто до них, и после них - сказал кто-то из них какое то слово противоречащее слову всех четырёх имамов - то следует вернуть то, в чем произошло у них разногласие - к Аллаху и Его Посланнику, и верным словом будет то слово, на которое указал далиль"
Источник: "Минхадж ас-Сунна ан-Набавия", 3/242
В то же время истина очень редко выходит из их мазхабов так, чтобы ни сами имам мазхабов не сказал верного слова, и ни один из ученых следующих за мазхабамиего тоже не сказал.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وقول القائل: «أنا لا أتقيد بأحد هذه المذاهب الأربعة» إذا أراد بذلك أي: لا أتقيَّدُ بواحدٍ بعينِه دون الباقين، فقد أحسن في هذا الكلام، بل هذا هو الصواب. وإذا أراد: أني لا أتقيد بها كلِّها بل أخالفُها، فهذا هو مخطئ في الغالب قطعًا، إذ الحق لا يخرج عن هذه المذاهب الأربعة في عامة الشريعة ، ولكن تنازع العلماء: هل يخرج عنها في بعض المسائل؟ على قولين، كما قد بُسِط ذلك في غير هذا الموضع.
وكثيرًا ما يترجح قولٌ من الأقوال، ويظن الظانُّ أنه خارج عنها، ويكون داخلًا فيها، فيكون كلٌّ من القائلين معذورًا باعتبار نظره. لكن لا ريبَ أن الله لم يأمر الأمّة باتباع أربعة أشخاص دون غيرهم، هذا لا يقوله عالم، وإنما هذا كما يقال: أحاديث البخاري ومسلم، فإن الأحاديث التي رواها الشيخان وصححاها قد صححها من الأئمة ما شاء الله، بل جمهورها اتفق أهل العلم بالحديث على صحته، فإخراجها لذلك دليلٌ على أنه قد صححه أئمة الحديث، لا أنه مجرد قول شخصٍ يُفيد العلم بصحة الحديث. فهكذا عامة ما يوجد من أقوال الصحابة والتابعين أو أكثر ذلك يوجد في مذاهب الأربعة
"Слова говорящего: "Я не следую ни за одним из этих четырёх мазхабов" - если он имеет ввиду под этим, что не следую конкретному одному, вообще не оборачиваясь к другим - то это хорошие слова, и только это и истина.
Если же он имел ввиду: "Я не следую вообще им всем, однако противоречу им всем" - то он категорично ошибается в большинстве вопросов, ведь истина не выходит из этих четырёх мазхабов в подавляющем большинстве шариатских вопросов.
Однако разногласят ученые - выходит ли истина из этих мазхабов в отдельных вопросах? Два слова у них, и я подробно обьяснил это в других местах.
И часто, когда кто-то перевешивает какое-то слово - некоторые люди могут подумать, что оно вышедшее из четырёх мазхабов, в то время как оно есть в них (т.е. некоторые из ученых 4 мазхабов сказали так). И каждый говорящий будет оправдан по своему взгляду, однако нет сомнения, что Аллах не повелел Умме следовать лишь четырем людям помимо остальных, и такого не скажет ученый!
Однако это подобно тому, как говорят: "Хадисы аль Бухари и Муслима", ведь хадисы которые передали аль Бухари и Муслим и удостоверили - удостоверили их огромное число имамов, однако большинство переданных ими хадисов - единогласны ученые по хадису на их достоверности, поэтому передача аль Бухари и Муслима этих хадисов - далиль на то что эти хадисы удостоверяли все имамы хадиса - а не понимается это так, что лишь слово аль Бухари или слово Муслима дает нам убежденность о достоверности хадиса.
Точно также, почти все что есть в словах сподвижников и табиинов, или большинство этого - вошло в эти 4 мазхаба"
Источник: "Джамиуль масаиль", 8/442
Верны ли слова: "Если бы этот хадис был бы достоверным - то его не оставил бы наш мазхаб"?
Спросили шейх уль Ислама:
عُرِض عليه حديثٌ صحيح، فأنكره وقال: لو كان صحيحًا لما أهمله أهلُ مذهبنا، لم ينقلوه، فلو كان صحيحًا لما خفي على إمامنا
"Одному человеку показали достоверный хадис, и он стал отрицать его, и сказал: "Если бы этот хадис был достоверным - то его бы не оставили ученые нашего мазхаба, а они не передали его. И если бы он был бы достоверным то не скрылся бы от нашего имама"
Шейх уль Ислам ответил:
وأما من عرض عليه حديث فقال: لو كان صحيحا لما أهمله أهل مذهبنا. فينبغي أن يعزر هذا على فرط جهله وكلامه في الدين بلا علم. والكذب في حديث رسول الله - صلى الله عليه وسلم - من أعظم الذنوب، وقد اختلف: هل هو فسق أو كفر؟ على قولين
"Тот, кому предоставили хадис, а он [отрицал его и] сказал: "Если бы этот хадис был бы достоверным - то его не оставили бы ученые нашего мазхаба" - то такого человека следует примерно наказать за его предельное невежество и слова о религии без знаний.
И ведь ложь на хадис Посланника Аллаха, мир ему - из величайших грехов, и разногласят по поводу такого - становится ли он кафиром, или фасиком - на два слова"
Источник: "Джамиуль масаиль", 8/434, "Мухтасар аль фатауа аль мисрия", стр. 53
Примечание: но это касается достоверных хадисов, которые удостоверили имамы-саляфы из имамов хадиса, и по которому делал действие кто-то из имамов - а не хадисы-мункар, которые имамы-саляфы ослабили, и по которым никто не делал действие, а которые наудостоверяли поздние подобные аль-Альбани
Что ответить тем, кто говорит: "Ты больше знаешь или имам??"
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وَإِذَا قِيلَ لِهَذَا الْمُسْتَهْدِي الْمُسْتَرْشِدِ : أَنْتَ أَعْلَمُ أَمْ الْإِمَامُ الْفُلَانِيُّ ؟ كَانَتْ هَذِهِ مُعَارَضَةً فَاسِدَةً ؛ لِأَنَّ الْإِمَامَ الْفُلَانِيَّ قَدْ خَالَفَهُ فِي هَذِهِ الْمَسْأَلَةِ مَنْ هُوَ نَظِيرُهُ مِنْ الْأَئِمَّةِ وَلَسْت أَعْلَمُ مِنْ هَذَا وَلَا هَذَا
"А если скажут этому ищущему прямого пути - "ты больше знаешь, или имам такой-то?" - то это возражение порочное, ведь данному имаму противоречил в этом вопросе другой имам, равный ему, а я не более знающий ни чем тот, ни чем этот!"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 20/215
Можно ли порочить того, кто говорит что не следует ни одному мазхабу?
Сказал Ибн Теймия:
ومن قال: « لا أتقيد بأحد هذه المذاهب الأربعة، وإنما أتقيد بالكتاب والسنة » لم يجز لأحدٍ أن يقول له: أنت مارِقٌ، ومن قال له ذلك أُدِّبَ على ذلك؛ فإن المروقَ هو الخروج، كما قال النبي صلى الله عليه وسلم في صفة الخوارج: «يَمرُقون من الإسلام كما يَمرُقُ السهمُ من الرميَّة». وهؤلاء المارقون مَرَقُوا من السنة وخالفوا الجماعة، فمن تقيَّد بالكتاب والسنة كان متبعًا لا مبتدعًا، ومطيعًا لا عاصيًا
"Тот кто сказал: "Я следую лишь за Кораном и Сунной, и не следую ни за одним из этих четырёх мазхабов" - то не разрешено никому говорить ему: "Ты вылетевший" (марик), и кто так сказал - того следует примерно наказать, ведь "мурук" - это выход, подобно тому как сказал Пророк мир ему о качествах хавариджей: "Они вылетают (йамрукуна) из религии, как стрела вылетает из лука". И хариджиты вылетели из Сунны и противоречили джамаату мусульман, тот же, кто опирается на Коран и Сунну является следующим, а не нововведенцем, и подчиняющимся Аллаху а не ослушающимся"
Источник: "Джамиуль масаиль", 8/434
И в заключение - хвала Аллаху, Господу миров!
Присоединяйтесь к нам на телеграм: https://telegram.me/ahluasar
Обновлено 01 Февраля 2016