Вход пользователя
Хукм использования четок
22 Июня 2015
Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлахи.
Я спросил твой вопрос шейха Абу Джа'фара аль Хулейфи и он ответил:
"Если ты говоришь про четки, то касательно них пришли асары.
Пришло в книге "Масаиль Ахмад уа Исхак" имама аль-Каусаджа, под номером 3589:
"Я спросил Ахмада Ибн Ханбаля: "Можно ли человеку делать тасбих косточками?" Он ответил: "Делали это Абу Хурейра и Сад Ибн Аби Ваккас, да будет доволен ими Аллах, нет в этом проблем, и Пророк тоже считал свои азкары".
Затем я спросил об этом Исхака Ибн Рахавейхи и он ответил также, как ответил Ахмад".
И утверждено от многих сляфов что они делали тасбих камешками, или у них были четки. Пришло от Яхьи Ибн Саида аль Каттана (великий имам хадиса, табии табиин). И лишь ан Нахаи (табиин) считал это нежелательным.
А асар Ибн Мас'уда про его порицание на тех кто собирались в кружки в мечети - относится именно к той картине как это у них происходило, а не лишь к тасбиху камешками*.
И Сахнун аль Малики (один из великих имамов маликитов из саляфов) - у него были четки, и пришло даже что что он носил их на шее, и многие из первых суфиев-аскетов порицали так делать (везде публично выявлять четки) и считали что это показуха. И я не одобряю делание четок символом для праведных, однако и не считаю что следует как то жестко подходить к этому вопросу, и кто делал тасбих рукой, или четками - в этом есть широта, можно делать и так и так, и тасбих рукой лучше для того кто точно считает.
И подсчитывание своих хороших дел порицаемо, кроме тех зикров, где требуется точно число раз, или вирдов на которые пришли асары. И именно пересчитывание своих хороших дел там где нет точно требуемых числе порицали многие саляфы, и говорили: "Они что, расщедрились для Аллаха?!"
Конец ответа
Сноска:
1. И это предельно очевидно из контекста асара - во первых, они делали не установленные зикры после намазов, а зикры на произвольно взятые числа, которые для них устанавливал их главарь.
Во вторых, это ясно из слов Ибн Мас'уда: "Вы что, считаете за Аллаха? Лучше подсчитайте свои дурные дела!" - что он увидел их обольщенными и показушничающими.
Сказал мухаддис Абдуль Азиз ат Тарифи:
إن ذلك قد يحمل قول عبدالله بن مسعود على عد الحسنات؛ لأنه قد دخل عليهم - كما ذكر ابن وضاح - فقال: عدُّوا سيئاتكم؛ لأنهم كانوا يقولون: سبحوا مائة، وهللوا مائة، ونحو ذلك، بامتثال قدر معين يقابلونها بعد حسنات، وهذا لا يشرع؛ ولذلك شيخ الإسلام ابن تيمية مال في "الفتاوى" إلى جواز التسبيح بها، إلا إذا غلب على ظن الإنسان المراءاة، وربما يراه الناس يرائي بها؛ يعني يسبح بها، فحينئذٍ تكره من هذا الوجه، أما استقلالاً فلا
"Слово Ибн Мас'уда может быть отнесено к считанию своих хороших дел, потому что он зашел к ним, как упомянул это Ибн Ваддах, и сказал: "Посчитайте лучше свои дурные дела!". Ведь они говорили: "Сделайте тасбих 100 раз, скажите "Ля иляха илля Ллах 100 раз", и так далее, выполняя какой то определенный обьем, сопровождая это подсчитыванием своих благих дел, и это не узаконено.
И поэтому шейх уль Ислам Ибн Теймия в "Аль Фатава" сказал что делать тасбих с помощью четок разрешено, кроме как если человек будет понимать что это вызывает у него показуху, и он будет думать что его увидят люди и начнет показушничать перед ними, делать тасбих ей - в таком случае это порицаемо именно с этой стороны, а не с той что сами четки порицаемы"
Источник: "Азкар ас-сабах уаль маса"
Таким образом порицание Ибн Мас'уда имело тонкий фикх, потому что он увидел что эти люди показушничают, и обольщены собой, подсчитывая свои хорошие деяния, и это были из его прозорливости, ведь потом эти люди вышли с хариджитами в Нахраване, а хариджиты самые обольщенные собой люди.
И не было порицание Ибн Мас'уда направлено лишь к тому кто использует четки как инструмент для подсчета зикров которые установлено и узаконено совершать определенное число раз, и вся хвала Аллаху.