Лекция 145. Виды торговых сделок. Виды имущества.
Составитель сборника хадисов, разъясняемого нами, назвал главу «Книга торговых сделок» («китабу аль-бую‘). Слово «торговых сделок» (бую‘) является множественным числом от слова «торговая сделка» (бай‘). Говорят: «Он продал (ба‘а) вещь», «он продает (йаби‘у) вещь» когда поменял эту вещь на иное имущество. И называется бай‘ так потому, что человек, независимо от того, продал он или купил, в любом случае совершил торговую сделку. Термин бай‘ применяется при продаже либо обмене.
Что касается бай‘ как правовой термин, то ученые дают ему различные определения.
Ученые ханафитского мазхаба дают такое определение: «Бай‘ — обмен одного вида имущества (маль) на другой вид имущества определенным образом». В слово имущество (маль) они вкладывают следующий смысл — это каждая вещь, у которой есть ценность. Простой народ подразумевает под словом «маль» только серебро и золото. Но правильно было бы сказать, что это все, у чего есть ценность. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал верблюдов, коров и овец «маль» в хадисе о том, как Аллах испытал слепого, лысого и прокаженного человека из народа Исраиля (смотри «Сахих» аль-Бухари, 3205; «Сахих» Муслима, 5265).
Так же эти животные называются маль в следующем хадисе:
عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ مَا مِنْ صَاحِبِ إِبِلٍ وَلَا بَقَرٍ وَلَا غَنَمٍ لَا يُؤَدِّي حَقَّهَا إِلَّا أُقْعِدَ لَهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِقَاعٍ قَرْقَرٍ تَطَؤُهُ ذَاتُ الظِّلْفِ بِظِلْفِهَا وَتَنْطَحُهُ ذَاتُ الْقَرْنِ بِقَرْنِهَا لَيْسَ فِيهَا يَوْمَئِذٍ جَمَّاءُ وَلَا مَكْسُورَةُ الْقَرْنِ قُلْنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا حَقُّهَا قَالَ إِطْرَاقُ فَحْلِهَا وَإِعَارَةُ دَلْوِهَا وَمَنِيحَتُهَا وَحَلَبُهَا عَلَى الْمَاءِ وَحَمْلٌ عَلَيْهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا مِنْ صَاحِبِ مَالٍ لَا يُؤَدِّي زَكَاتَهُ إِلَّا تَحَوَّلَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ شُجَاعًا أَقْرَعَ يَتْبَعُ صَاحِبَهُ حَيْثُمَا ذَهَبَ وَهُوَ يَفِرُّ مِنْهُ وَيُقَالُ هَذَا مَالُكَ الَّذِي كُنْتَ تَبْخَلُ بِهِ فَإِذَا رَأَى أَنَّهُ لَا بُدَّ مِنْهُ أَدْخَلَ يَدَهُ فِي فِيهِ فَجَعَلَ يَقْضَمُهَا كَمَا يَقْضَمُ الْفَحْلُ
Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующие слова: «Если владелец верблюдов, коров и овец не отдает им то, на что у них есть права, то будет усажен напротив своего имущества в грохочущей долине в день Суда, а животные, у которых есть копыта, будут топтать его, животные же с рогами будут его бодать. В тот день не будет животных со сломанными или короткими рогами». Тогда мы спросили: «О посланник Аллаха! А какие права есть у нашего имущества?» Тот ответил: «Отдавать самцов для покрытия самок; отдавать соответствующие виды скота для извлечения воды из колодцев тем, кто нуждается в этом; отдавать их в безвозмездное пользование, чтобы люди получали пользу от их молока, шерсти и прочего; доение их около водопоя (смысл фразы: «чтобы напоить бедняков, а так же для облегчения скоту»); а так же использование их на пути Аллаха». Далее посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: «А если владелец имущества (маль) не выплачивает с него закят (милостыню, которая является обязательной для мусульман), в Судный день это имущество предстанет пред ним в виде лысой лисы и будет повсюду преследовать хозяина, а тот будет пытаться убежать. Ему будет сказано: «Это твое имущество, на которое ты скупился». Когда же человек поймет, что ему не убежать, то засунет свою руку в пасть лисе, и лиса будет кусать человека кончиками зубов» («Сахих» Муслима, 1650).
По мнению некоторых ученых этот хадис был рассказан до того, как закят стал обязателен для мусульман. Сегодня же деяния, перечисленные в хадисе, являются желательными и служат признаком признаком хорошего нрава. Другие ученые утверждают, основываясь на хадисе, что с имущества обязателен к выплате не только закят (как, например, освобождение рабов, поддержание родственных связей, прощение должника, оказавшегося в затруднительном положении). Мы же в нашей работе этот хадис используем для того, чтобы подчеркнуть, что маль — это не только золото и серебро, как представляется некоторым современным арабам.
Ученые делят имущество на три вида:
- Накдайн, подразумевается серебро и золото, и они являются эквивалентом стоимости любых других вещей.
- Манкулят (движимое имущество), включает в себя продукты питания, одежду, и все другие вещи, которые возможно перемещать.
- ‘Акарат (недвижимое имущество), включает в себя земельные участки, дома и сады.
Итак, ученые ханафитского мазхаба считают, что бай‘ — обмен одного вида имущества на другое.
Этот обмен бывает трех видов, которые мы упомянем позже. Далее они говорят «определенным образом», имея в виду условия действительности торговой сделки.
Сделка бывает действительной, только при соблюдении определенных условий, которые Аллах назвал в Своей Книге и передал через Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. «Определенным образом» так же то, что подразумевает законодатель под термином бай‘, потому что люди иногда дарят что-то, а одаряемый может подарить дарителю иную вещь. В этом случае фактически происходит «обмен одного вида имущества на другой», но не будет «определенным образом», который закреплен в законодательстве специально для торговой сделки.
Второе определение дают ученые маликитского мазхаба: бай‘ — договор обмена, но не для того, чтобы только владеть и пользоваться, а так предметом сделки не является получение наслаждения, основанный на взаимной оценке. Такое определение дали Ибну ‘Арафа, Шаррах Махтасар. Значение этого определения: они сказали — бай‘ это договор, а любой договор подразумевает под собой предложение (иджаб - оферту) и принятие этого предложения (кабуль - акцепт). Человек говорит: «Я продал тебе свой дом» - это оферта. Покупатель говорит: «Я принял твое предложение» - это акцепт.
Далее они уточнили «но не для того, чтобы только владеть и пользоваться» для исключения договоров подобных аренде, так как такие договора подразумевают под собой передачу вещи только для владения и пользования. Например, если собственнику дома предложат продать его дом, то он продает сущность (зат) дома и права на владение и пользования, соответственно покупатель может полновластно им распоряжаться (например, жить, продать, подарить, разрушить и тому подобное).
Если же предложат сдать дом в аренду, то арендатор может только владеть и пользоваться домом, проживая в нем, но у него нет права собственности на этот дом.
Слова «предметом сделки не является получение наслаждения» указывают на исключения из числа торговых сделок брачных договоров.
Слова: «основанный на взаимной оценке» означают, что каждая из сторон стремится не допустить обмана со стороны другой стороны сделки и дает свою оценку ее предмету.
Что касается ученых шафиитского мазхаба, то они дают следующее определение договору купли-продажи: «Это обмен имущества путем приобретения и передачи в собственность».
Слова «обмен имущества» были разъяснены ранее.
Слова «путем приобретения и передачи в собственность» означают, что в этом обмене стороны имеют цель передать в собственность другой стороне сделки то, что ранее сам имел в собственности.
Что касается ученых ханбалитского мазхаба, то они определили бай‘ как «обмен имущества с наделением другой стороны сделки правом собственности на ранее принадлежавшую ему вещь», а некоторые дали такое же определение, как ученые шафиитского мазхаба.
Итак, автор назвал «Книга торговых сделок» («китабу аль-бую‘) во множественном числе, так как сделки делятся на два вида:
- Разрешенные Аллахом.
- Запрещенные Аллахом.
Эти виды в свою очередь делятся на разновидности, которые мы будем разбирать подробнее в следующих лекциях.
Торговая сделка основывается на четырех столпах (некоторые ученые называют только три):
- Должны быть соблюдены условия, относящиеся к продавцу.
- Должны быть соблюдены условия, относящиеся к покупателю.
- Должны быть соблюдены условия, относящиеся к предмету сделки (товару).
- Должны быть соблюдены условия, относящиеся к форме договора.
При несоблюдении вышеуказанных условий сделка будет недействительной.
Что касается продавца, то он должен быть разумным, способным различать, не находящийся на попечении.
Сделка слабоумного является недействительной, так как в хадисе говорится:
عَنْ عَائِشَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّغِيرِ حَتَّى يَكْبُرَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِلَ أَوْ يُفِيقَ
Передается от Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет спрошено за совершенные дела у трех людей: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет совершеннолетия; слабоумного, пока не станет разумным либо не выздоровеет» («Сунан» ан-Насаи 3378; «Сунан» Абу Дауда, 3822).
Так же недействительна в своей основе сделка ребенка, не достигшего совершеннолетия (совершеннолетие наступает с достижением половой зрелости). Несовершеннолетние делятся на разумных (мумаййз), которые могут совершать сделки, и не могущих совершать сделки.
Некоторые ученые называют мумаййз детей, достигших семи лет, основываясь на хадисе:
عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُرُوا أَوْلَادَكُمْ بِالصَّلَاةِ وَهُمْ أَبْنَاءُ سَبْعِ سِنِينَ وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا وَهُمْ أَبْنَاءُ عَشْرٍ وَفَرِّقُوا بَيْنَهُمْ فِي الْمَضَاجِعِ
Амр ибн Шуайб передал от своего отца, который передал от своего деда, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приказывайте своим детям молиться по достижению ими семилетнего возраста, а когда им исполнится десять лет, то за невыполнение молитвы можете ударять, а так же с этого возраста не ложите их в одну постель» («Сунан» Абу Дауда, 418).
Если ребенок достиг семи лет и опекун разрешил ему покупать или продавать, то эта сделка действительна. Если же разрешения опекуна нет, то сделка недействительна, так как он находится под опекой и зависит от разрешения попечителя.
Что касается условия, чтобы над продавцом не было установлено судьей опеки по причине его слабоумия, то сделка такого человека не будет действительной, так как Аллах сказал:
وَلا تُؤْتُوا السُّفَهَاءَ أَمْوَالَكُمْ الَّتِي جَعَلَ اللَّهُ لَكُمْ قِيَاماً وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ وَقُولُوا لَهُمْ قَوْلاً مَعْرُوفاً
«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах создал для вашего существования. Кормите и одевайте их из этого имущество и говорите им слово прямое» (Сура «Женщины», 5).
Во-первых, этот аят указывает на необходимость опеки над слабоумными и детьми.
Во-вторых, Аллах запретил давать имущество неразумным. Сделка неразумного будет недействительной даже до установление опеки над ним (по мнению некоторых ученых будет действительна до установления опеки). Некоторые ученые указывают на то, что сделка слабоумного зависит от усмотрения попечителя: может утвердить, а может и расторгнуть.
Третьим условием действительности сделки, относящимся к продавцу является его удовлетворенность сделкой, а так же отсутствия принуждения к ней, иначе сделка будет недействительной.
Аллах всевышний сказал:
مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ وَلَكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْراً فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنْ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в сердце его покоилась твердая вера, а на тех, кто сам открыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (Сура «Пчелы», 106).
Если Аллах простил тех, кто по принуждению вынужден был внешне отказаться от религии, и не взыщет за это с них, а религия является наиболее высшей ценностью, то в отношении обязательств по принуждение это правило применимо тем более.
Второе доказательство — Слово Аллаха в аяте 29 суры «Женщины»:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
«О верующие! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию».
Третье доказательство — хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
عَنْ أَبِي حُرَّةَ الرَّقَاشِيِّ عَنْ عَمِّهِ قَالَ كُنْتُ آخِذًا بِزِمَامِ نَاقَةِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي أَوْسَطِ أَيَّامِ التَّشْرِيقِ أَذُودُ عَنْهُ النَّاسَ فَقَالَ يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَتَدْرُونَ فِي أَيِّ شَهْرٍ أَنْتُمْ وَفِي أَيِّ يَوْمٍ أَنْتُمْ وَفِي أَيِّ بَلَدٍ أَنْتُمْ قَالُوا فِي يَوْمٍ حَرَامٍ وَشَهْرٍ حَرَامٍ وَبَلَدٍ حَرَامٍ قَالَ فَإِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ عَلَيْكُمْ حَرَامٌ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا فِي شَهْرِكُمْ هَذَا فِي بَلَدِكُمْ هَذَا إِلَى يَوْمِ تَلْقَوْنَهُ ثُمَّ قَالَ اسْمَعُوا مِنِّي تَعِيشُوا أَلَا لَا تَظْلِمُوا أَلَا لَا تَظْلِمُوا أَلَا لَا تَظْلِمُوا إِنَّهُ لَا يَحِلُّ مَالُ امْرِئٍ إِلَّا بِطِيبِ نَفْسٍ مِنْهُ أَلَا وَإِنَّ كُلَّ دَمٍ وَمَالٍ وَمَأْثَرَةٍ كَانَتْ فِي الْجَاهِلِيَّةِ تَحْتَ قَدَمِي هَذِهِ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَإِنَّ أَوَّلَ دَمٍ يُوضَعُ دَمُ رَبِيعَةَ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ كَانَ مُسْتَرْضِعًا فِي بَنِي لَيْثٍ فَقَتَلَتْهُ هُذَيْلٌ أَلَا وَإِنَّ كُلَّ رِبًا كَانَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ وَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَضَى أَنَّ أَوَّلَ رِبًا يُوضَعُ رِبَا الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ لَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ...
Абу Хурра ар-Ракаши передал от его дяди по отцу, который сказал: «Как то я держался за повод верблюдицы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в дни Ташрика (три дня, предшествующие празднику Жертвоприношения), и отгонял от него людей. Он спросил присутствующих: «Знаете ли вы, какой сейчас месяц, какой сечас день и что это за местность?» Они ответили: «Сейчас запретный месяц, запретный день, и мы на запретной земле». Тогда он произнес: «О, люди, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша запретны для вас, как запретен этот ваш день в этот ваш месяц на этой вашей земле до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом. Послушайте меня! Не притесняйте! Не притесняйте! Не притесняйте! Поистине, не разрешено имущество другого человека, кроме того случая, когда он доволен отчуждением этого имущества. Поистине, вся кровь, все имущество, и все то, что было признаком благородства и гордости во времена невежества отменены мною до Дня суда (то есть убийства, имущественные преступления, совершенные до принятия Ислама, не будут наказываться). Первое требование крови, которое я отменил – это требование крови, которое принадлежит Раби‘е ибн Харисе ибн ‘Абд уль-Мутталибу, сын которого воспитывался в племени Ляйс и которого убил Хузайл (когда тот ползал между домов в него попал камень во время войны между пременами Са‘ад и Ляйс бин Бакр). Ростовщичество, которое было во времена невежества, отменено, и первое, что судил Аллах, признать сложенным процент, который должен получить ‘Аббас бин ‘Абд ул-Мутталиб. Но вы можете получить обратно ваш основной капитал, и не будете при этом притеснителями, и не будете притесненными...» («Муснад» Ахмада, 19774, 19774. В нашей работе хадис приведен не до конца, так как он длинный и окончание его к теме не относится).
В этом хадисе на недействительность сделки по принуждению указывают слова: «Поистине, не разрешено имущество другого человека, кроме того случая, когда он доволен отчуждением этого имущества».
Четвертое условие, относящееся к продавцу — он должен быть собственником продаваемого имущества. Если кто либо продал имущество, ему не принадлежащее, без разрешения собственника этого имущества, то сделка будет недействительной, так как приводится в хадисе:
عَنْ سَعِيدِ بْنِ زَيْدٍ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ وَلَيْسَ لِعِرْقٍ ظَالِمٍ حَقٌّ
Передают от Са‘ида ибн Зайда, который передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто использовал землю, на которой не было растений или строений, а так же не было у нее собственника, то эта земля принадлежит ему. Нет прав на эту землю у другого, если только путем притеснения» («Сунан» ат-Тирмизи, 1299; «Сунан» Абу Дауда, 2671).
Но здесь возникает один известный в праве Ислама вопрос продажи излишнего (бай‘ фудулий), к которому у ученых ислама нет единого подхода. Возникает вопрос: «Если кто либо взял имущество, ему не принадлежащее, и совершил с ним сделку без ведома собственника, а потом собственник имущества эту сделку утвердил — будет ли эта сделка действительной?»
Некоторые высказали мнение (ученые ханафитского и маликитского мазхабов), что такая сделка будет действительной, но только в случае последующего утверждения ее собственником, иначе такая сделка недействительная и имущество возвращается законным владельцам.
Ученые ханбалитского, шафиитского и захиритского мазхабов утверждают, что такая сделка в любом случае недействительна. По их мнению, если собственнику эта сделка будет необходима, то он должен заключить ее снова с покупателем.
Придерживающиеся первого мнения опираются на следующий хадис:
عَنْ عُرْوَةَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَعْطَاهُ دِينَارًا يَشْتَرِي لَهُ بِهِ شَاةً فَاشْتَرَى لَهُ بِهِ شَاتَيْنِ فَبَاعَ إِحْدَاهُمَا بِدِينَارٍ وَجَاءَهُ بِدِينَارٍ وَشَاةٍ فَدَعَا لَهُ بِالْبَرَكَةِ فِي بَيْعِهِ وَكَانَ لَوْ اشْتَرَى التُّرَابَ لَرَبِحَ فِيهِ
Рассказывают от ‘Урвы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему динар для того, чтобы тот купил ему овечку. ‘Урва купил на этот динар две овечки, а затем продал одну из них за динар и пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с динаром и овечкой. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у Аллаха для ‘Урвы роста в его торговле, и потом ‘Урва получал прибыль даже если покупал землю (здесь не имеется в виду земля как недвижимость) («Сахих» аль-Бухари, 3370).
В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утвердил сделку ‘Урвы, что указывает на действительность бай‘ фудулий.
Придерживающиеся же второго мнения указывают на хадис Хакима ибн Хизама:
عَنْ حَكِيمِ بْنِ حِزَامٍ قَالَ أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقُلْتُ يَأْتِينِي الرَّجُلُ يَسْأَلُنِي مِنْ الْبَيْعِ مَا لَيْسَ عِنْدِي أَبْتَاعُ لَهُ مِنْ السُّوقِ ثُمَّ أَبِيعُهُ قَالَ لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ
Передают от Хакима ибн Хизама, что он говорил: «Как то я подошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Ко мне подходят люди и просят продать то, чего у меня нет. Можно мне купить это на базаре и потом продать спрашивающему». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не продавай того, чего нет у тебя в собственности в момент сделки» («Сунан» ат-Тирмизи, 1153; «Сунан» ан-Насаи, 4534; «Сунан» Абу Дауда, 3040; хадис хороший, достоверный).
То есть в этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать то, чем не владеешь, а бай‘ фудулий как раз и заключается в продаже того, чем не владеешь.
Наиболее верная точка зрения, о чем лучше знает Аллах, что бай‘ фудулий разрешена и действительна, если ее утвердил собственник в последующем, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил сделку Урвы аль-Барикий. Хадис Хакима ибн Хизама указывает на общее правило, основу всех сделок, а хадис ‘Урвы на частный случай. Так как общему правилу, на который есть шариатское доказательство, противоречит частный случай, на который так же есть доказательство, то тогда мы можем утверждать, что в общем сделка по распоряжению тем имуществом, которым не владеешь, будет недействительна, кроме случая, когда собственник разрешил в последующем такую сделку.
Что касается второго условия действительности сделки, то есть касающегося покупателя, то покупающий должен быть разумным, недействительна сделка слабоумного, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, а так же потерявшего разум и не способным осознавать характер своих действий по иной причине. Если же такой человек совершил сделку, то у попечителя таких людей есть право расторгнуть или утвердить сделку. То же самое касается и детей, кроме случая, когда им было отдано имущество и было разрешено им распоряжаться. Об этих случаях мы разговаривали ранее, когда разбирали условия, касающиеся продавца.
Третье условие действительности сделки — относящееся к предмету сделки. Необходимо, чтобы товар был известен, купля-продажа неизвестного недействительна, так как в таких сделках обман.
Например, если человек предложил продать машину за тысячу риалов, не описав ее подробно, то такая сделка не заключена. Так же сделка не будет заключена, если не описано имущество, которое предполагается отдать за эту машину. Необходимо описать товар и цену, выплачиваемую за товар, таким образом, чтобы для сторон сделки не оставалось никаких неясностей о свойствах предмета торговли.
Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил следующие виды сделок:
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ بَيْعِ حَبَلِ الْحَبَلَةِ وَكَانَ بَيْعًا يَتَبَايَعُهُ أَهْلُ الْجَاهِلِيَّةِ كَانَ الرَّجُلُ يَبْتَاعُ الْجَزُورَ إِلَى أَنْ تُنْتَجَ النَّاقَةُ ثُمَّ تُنْتَجُ الَّتِي فِي بَطْنِهَا
Передают от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам продавать приплод еще не родившейся верблюдицы (бай‘ хабал уль-хабал). Во времена невежества был такой вид сделок: человек покупал мясо верблюда, предназначенного на убой, который должен родиться от верблюдицы, в свою очередь так же еще не родившейся («Сахих» аль-Бухари, 1999).
Так же посланник Аллаха запретил такие сделки:
عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِ أَنَّهُ قَالَ لَا رِبًا فِي الْحَيَوَانِ وَإِنَّمَا نُهِيَ مِنْ الْحَيَوَانِ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ الْمَضَامِينِ وَالْمَلَاقِيحِ وَحَبَلِ الْحَبَلَةِ وَالْمَضَامِينُ بَيْعُ مَا فِي بُطُونِ إِنَاثِ الْإِبِلِ وَالْمَلَاقِيحُ بَيْعُ مَا فِي ظُهُورِ الْجِمَالِ
Передается от Са‘ида ибн аль-Мусаййба, что он сказал: «Не возможно совершить ростовщическую сделку с животными. Поистине, с животными запрещены только три вида сделок: того, что в чреве верблюдицы (мадамин); того, кто родится в результате скрещивания самца верблюда (малякых); приплод еще не родившейся верблюдицы (хабал уль-хабал) («Муватта» Малика, 1169. Этот хадис передается только от Малика, его иснад прерван).
Запрещение обмана, неизвестности сделки содержится так же в следующем хадисе:
عَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ بَيْعِ الْغَرَرِ وَقَالَ إِنَّ أَهْلَ الْجَاهِلِيَّةِ كَانُوا يَتَبَايَعُونَ ذَلِكَ الْبَيْعَ يَبْتَاعُ الرَّجُلُ بِالشَّارِفِ حَبَلَ الْحَبَلَةِ فَنَهَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
Передаются слова ибн ‘Умара: «Запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделки, в которых обман (бай‘ гарар). Во времена невежества люди заключали такие сделки: кто нибудь продавал за старую верблюдицу за приплод еще не родившейся верблюдицы, и это нам запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует («Муснад» Ахмада, 6025).
Поэтому ученые разъясняют, что гарар — это неизвестность предмета сделки, так как это обстоятельство в последующем приведет к спорам, конфликтам, получению имущества других людей несправедливым путем, ведь покупатель может получить не тот товар, который желал, а продавец может получить не ту цену товара, которую он стоит в действительности.
Второе условие, относящееся к предмету сделки — чтобы у сторон имелась возможность получить желаемый им товар. Если же товар в момент сделки получить невозможно либо затруднительно, то такая сделка недействительна, как, например, продажа птицы, летящей в небе, или еще не пойманной рыбы в водоеме, как приводится в хадисе:
قَالَ الشَّافِعِيُّ وَمِنْ بُيُوعِ الْغَرَرِ بَيْعُ السَّمَكِ فِي الْمَاءِ وَبَيْعُ الْعَبْدِ الْآبِقِ وَبَيْعُ الطَّيْرِ فِي السَّمَاءِ وَنَحْوُ ذَلِكَ مِنْ الْبُيُوعِ
Сказал аш-Шафи‘и: «К торговле, в которой обман (бай‘ гарар), относится продажа рыбы в водоеме, сбежавшего раба, птицы в небе и подобные сделки» («Сунан» ат-Тирмизи, 1151).
К примерам таких сделок можно отнести продажу сбежавшего животного.
В конечном итоге покупатель может не получить предмета сделки, и продавец получит цену за товар несправедливым путем, в то время как Аллах Всевышний сказал в аяте 29 суры «Женщины»:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
«О верующие! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию».
Поэтому является обязанностью продавца и покупателя предоставить в распоряжение контрагента товар и его цену.
Так же являются недействительными сделки с запрещенными в обороте товарами, такими как мертвечина, опьяняющее, свинина и идолы, так как приводится в двух «Сахихах»:
عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ عَامَ الْفَتْحِ وَهُوَ بِمَكَّةَ إِنَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ حَرَّمَ بَيْعَ الْخَمْرِ وَالْمَيْتَةِ وَالْخِنْزِيرِ وَالْأَصْنَامِ فَقِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ شُحُومَ الْمَيْتَةِ فَإِنَّهَا يُطْلَى بِهَا السُّفُنُ وَيُدْهَنُ بِهَا الْجُلُودُ وَيَسْتَصْبِحُ بِهَا النَّاسُ فَقَالَ لَا هُوَ حَرَامٌ ثُمَّ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ ذَلِكَ قَاتَلَ اللَّهُ الْيَهُودَ إِنَّ اللَّهَ لَمَّا حَرَّمَ شُحُومَهَا جَمَلُوهُ ثُمَّ بَاعُوهُ فَأَكَلُوا ثَمَنَهُ قَالَ أَبُو عَاصِمٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ حَدَّثَنَا يَزِيدُ كَتَبَ إِلَيَّ عَطَاءٌ سَمِعْتُ جَابِرًا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
От Джабира ибн ‘Абдуллаха передается, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в год завоевания Мекки, будучи в Мекке, что Аллах и его посланник запретил сделки со спиртным, мертвечиной, свининой и идолами. Его спросили: «О посланник Аллаха, ведь жир мертвечины используют для обработки кораблей, смазывания кож и жгут в светильниках?» На что им было отвечено: «Нет, сделки с этими вещами запрещены». Потом добавил: «Разразит Аллах некоторых людей из иудеев, когда Аллах запретил им жир, они стали расплавлять его и продавать, а потом питались от средств, добытых с продажи жира» («Сахих» аль-Бухари, 2082; «Сахих» Муслима, 2960).
Недействительны сделки с товаром, у которого нет ценности, и из него невозможно получить пользу, как например насекомые. Отметим, что если из насекомых можно получить пользу, тогда они могут быть предметом сделки.
Что касается четвертого рукна — формы договора, то она заключается в словах продавца: «Я продал» и ответе покупателя: «Я купил». То есть заключается в предложении (оферте) и принятии этого предложения (акцепте).
Основа в форме договора слова Аллаха аяте 29 суры «Женщины»:
إِلاَّ أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
«... а только путем торговли по обоюдному вашему согласию».
Согласие стороны сделки можно определить только судя по ее словам или делам, так как мы не можем узнать мысли людей иным образом.
В праве ислама есть известный вопрос: «Действительна ли сделка в том случае, если одна из сторон передала товар или его стоимость не произнося слов, выражающих согласие с условиями сделки, согласившись с обычной ценой либо написанной на товаре (путем конклюдентных действий)?» Такой вид сделки называют бай‘ му‘атат.
У ученых по этому вопросу три мнения:
1. Действительна. Этого мнения придерживаются ученые маликитского, ханбалитского мазхабов, а так же часть ученых ханафитского мазхаба.
Они опираются на слова Всевышнего:
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ
«Разрешил Аллах торговлю» («Корова», 275).
Торговля представляет собой обмен, когда же человек дает свое имущество и берет за него иное имущество, то совершил сделку, и взятое взамен имущество становится разрешенным для него. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не приказали облекать сделку в определенную форму. Передается, что посланник Аллаха продавал и покупал, но нигде не указано, в какой именно форме это происходило. Основное правило в праве Ислама — сделка будет недействительна, если приводится доказательства ее запретности, на запретность бай му‘атат нет доказательств.
2. Недействительна. Этого мнения придерживаются ученые шафиитского мазхаба.
Как доказательство они используют слова Аллаха аяте 29 суры «Женщины»:
إِلاَّ أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
«... а только путем торговли по обоюдному вашему согласию».
Согласие человека — это нечто внутреннее, скрытое от нас. Мы же можем определить согласие только по внешним признакам, а этим признаком является только слова, но не конклюдентные действия.
Так же эта группа ученых приводит доказательство из сунны:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَا يَتَفَرَّقَنَّ عَنْ بَيْعٍ إِلَّا عَنْ تَرَاضٍ قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ
От Абу Хурайры передаются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть не расстаются стороны сделки после исполнения ее условий пока не будут довольны всеми ее условиями» («Сунан» ат-Тирмизи, 1169. Хадис с подобным смыслом приводится в «Сунан» Абу Дауда, 2999).
3. Действительна, если предметом сделки является малоценное имущество, но если цена имущества существенна, то выражение своего согласия словами обязательно, иначе сделка будет недействительна. Это мнение высказал имам Абу Ханифа. Он исходит из того, что возможность обмана возникает в случае совершения крупной сделки, но прощается в незначительных сделках.
Наиболее правильная первая точка зрения, о чем лучше знает только Аллах, так как на нее имеется доказательства из Корана и сунны. Придерживающимся запретности этого вида сделок мы можем ответить, что удовлетворенность условиями сделки мы можем заметить не только по произнесенным словам, но и конклюдентным действиям.
Некоторые ученые приводят как доказательство разрешенности бай‘ му‘атат следующий аят:
إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنْ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ بِأَنَّ لَهُمْ الْجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ وَعْداً عَلَيْهِ حَقّاً فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنجِيلِ وَالْقُرْآنِ وَمَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ مِنْ اللَّهِ فَاسْتَبْشِرُوا بِبَيْعِكُمْ الَّذِي بَايَعْتُمْ بِهِ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Поистине, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обязательство и обещание в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (Сура «Покаяние», 111).
Этот аят про джихад, и мусульманин, желающий сражаться, не произносит слов, в то время как Аллах назвал этот поступок сделкой.
То есть самое главное, чтобы стороны правильно поняли намерение контрагента.
Торговая сделка бывает трех видов:
- Обмен стоимостного эквивалента (саман) на стоимостный эквивалент. Такую сделку ученые называют бай‘ сарф (размен).
- Обмен имущества, не являющегося стоимостным эквивалентом (мусман), на другое имущество, не являющееся стоимостным эквивалентом. Такую сделку ученые называют бай‘ мукайяда (обмен).
- Обмен имущества на его стоимостный эквивалент. Этот вид сделок ученые называют бай‘ мутляк (торговая сделка в чистом виде).
Под стоимостным эквивалентом (саман) подразумевается золото и серебро, а так же то, что является их заменой, например денежные банкноты.
Под имуществом, не являющимся стоимостным эквивалентом (мусман), подразумевается все то, что не охватывается понятием стоимостного эквивалента (саман), то есть недвижимое имущество (земельные участки, дома и прочее) и движимое имущество (продукты питания, ткани, одежда и прочее).
Подробнее все эти три вида сделок мы разберем позднее, если пожелает Аллах.