Вход пользователя
28 Мая 2011
Ассаламу алейкум. Можно ли говорить: "Такой то шахид", или "Шахид Ислама такой-то", и так далее? У нас разногласие, одни братья говорят что можно, другие что нет, можете ли разьяснить.
Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Назвал имам аль-Бухари раздел в своём "Сахихе" – "О том, что не говорится: "Такой-то шахид", и привел некоторые хадисы, свидетельствующие об этом.
Сказал Умар ибн Аль-Хаттаб: "Вы говорите во время своих походов – такой то шахид, такой то шахид, а ведь может быть так, что он лишь утомлял собой верховое животное или делал поход ради дунья? Не говорите же так, а говорите как сказал Посланник Аллаха: "Кто сражался или умер на пути Аллаха, тот в Раю". Передал аль-Хаким, 2-176, Ахмад, шейх Альбани, хафиз Ибн Хаджар и шейх Ахмад Шакир назвали хадис достоверным
Сказал Абдуллах Ибн Мас'уд: "Остерегайтесь говорить – такой то умер шахидом, или был сражен шахидом, воистину, человек может сражатсья ради трофеев, или ради славы, или чтобы увидели его положение, или для еще чего-то" Передал Ибн Аби Асым в "Аль-Джихад", 149, с хорошим иснадом.
Также, основа вероубеждения людей Сунны и Джамаа – не свидетельствовать ни за кого ни Раем, ни Адом. Сказал имам Ахмад: "Из основ Сунны у нас: .. И мы не свидетельствуем ни для кого из мусульман, судя по его делам, в Раю он или в Аду. Мы надеемся, что праведник попадет в Рай, и в то же время боимся за него; и мы опасаемся за грешного мусульманина, но надеемся, что Аллах проявит ему милость" см. "Усуль ас-Сунна", 36, и это часто можно встретить в книгах по акиде имамов ахли Сунна.
И если скажет кто-то из братьев, что мы так говорим, имея ввиду что он шахид в ахкамах этой дунья, а что касается перед Аллахом, то мы лишь надеемся на это – то ответ будет, что Шариат велит сторониться двусмысленных слов, и в большом количестве хадисов пришло повеление сторониться того, что может быть неправильно понято.
Как пример, можно привести то, что передал Ан-Насаи в достоверном хадисе, что когда один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: "Как пожелал Аллах и ты", - Пророк возразил ему: "Ты приравнял меня к Аллаху!? Впредь говори: "Как пожелал Аллах" – один лишь.
В другом хадисе сказал Пророк: «Не говорите: «Пожелал Аллах и ты», а говорите: «Пожелал Аллах, а затем ты» (Ан-Насаи, 3782, и др, иснад достоверный)
Посмотрите как Пророк изменил смысл слов, закрывая дверь к двусмысленному пониманию, несмотря на то, что говорящий их не имел ввиду равноправие Аллаха и Его Посланника, однако, чтобы закрыть все двери к неправильному пониманию слов.
И если брат, который так говорит, и имеет ввиду то, что это шахид лишь в ахкамах этой дунья, то слушающие простые мусульмане не знают таких тонкостей, и в результате этого могут впасть в заблуждение. Пример этого можно видеть во многих стихах публикуемых на многих сайтах, которые пишут именно такие простые мусульмане, не разбирающиеся в этих тонкостях. К примеру:
Они ушли, они ушли в иные вечные пространства
И за пределами земли обретают постоянство
Они находят свой покой ютясь в зобу у райской птицы
Но всё же, с болью и тоской, я вспоминаю эти лица
И такого рода стихов к сожалению много, и всё это указывает на то, что нужно закрывать эти двери, и следовать за Сунной и словами сподвижников, ясными в этом вопросе.
Что же касается того, чтобы говорить с оговоркой, то есть: "Шахид, инша Аллах", или "Мы надеемся что он шахид", то в этом нет ничего дурного, поскольку это не является твердым утверждением, что такой человек в Раю, а говорится как дуа, либо с надеждой на то, что это так, оставляя его дело Аллаху, и нет в этом ни малейшего противоречия ни текстам, ни акиде ахли Сунна, поскольку в данном случае не свидетельствуется твердо за кого либо Раем, а лишь делается дуа об этом или выражается надежда. И составляя эту работу, я долго пытался найти слова хоть одного ученого, кто говорил бы об этом, однако не нашел ничего – как думается, ввиду ясности этого вопроса для ученых – помимо слова шейха Фаузана о шейхе Сулеймане ибн Абдуллахе ибн Мухаммаде ибн Абдуль Ваххабе: "Он был убит шахидом – инша Аллах". См. "Шарх Ар-Рисаля фи хукм муваля ахлиль ишрак", 16
Что же касается рассуждений русскоязычных мурджиитских джахилей, то их слова не стоят бумаги, на которой они написаны, и требуем от них прийти со словами ученых, и с доводом, а не с их невежественными размышлениями о религии. И насколько я знаю, когда они спросили об этом у ученых, ученые ответили им, что их слова о том, что нельзя говорить "Шахид инша Аллах" - чрезмерность, однако они продолжают следовать за своими страстями и распространять это, и только у Аллаха мы просим защиты для всех мусульман от их шубухатов.
И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров.